Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 18:11, доклад
В розничной торговле, для увеличения продаж тратится огромное количество денег — на новое торговое оборудование, реконструкцию фасадов и залов магазинов, рекламу в различных средствах массовой информации, стимулирование продаж за счет скидок, подарков и розыгрышей, на дополнительное премирование работников. И все это ради 2-5% прироста. Не лучше ли начать с основ мерчендайзинга и получить результат на много выше?
Грамотно разместив в магазине товарные категории и учитывая поведение покупателей, можно увеличить продажи в среднем на 10%. Верная выкладка поднимет доход еще на 15%, а приемы акцентирования (цвет, расположение) — еще на 25%.
В розничной торговле, для увеличения продаж тратится огромное количество денег — на новое торговое оборудование, реконструкцию фасадов и залов магазинов, рекламу в различных средствах массовой информации, стимулирование продаж за счет скидок, подарков и розыгрышей, на дополнительное премирование работников. И все это ради 2-5% прироста. Не лучше ли начать с основ мерчендайзинга и получить результат на много выше?
Грамотно разместив в
магазине товарные категории и учитывая
поведение покупателей, можно увеличить
продажи в среднем на 10%. Верная
выкладка поднимет доход еще на 15%,
а приемы акцентирования (цвет, расположение)
— еще на 25%. В целом, при прочих
равных условиях, продажи магазина,
в котором проработаны и
Мерчендайзинг — это наиболее
быстро развивающееся направление
в продвижении продаж. По сути, мерчендайзинг
представляет собой методику, которая
позволяет, зная психологию покупателя,
значительно увеличивать
Давайте рассмотрим ключевые принципы мерчендайзинга:
«Фокусный пункт«: При том,
что предложение видно с
«Движение глаз«: Движение глаз
покупателя по полке напоминает чтение
страницы с эпиграфом. Так уж судя
по всему нас со школы приучили.
Первый взгляд в правый верхний угол,
далее волнообразное
«Обратные часы«: Большая часть покупателей движется по торговому залу против часовой стрелки, обходя его по внешнему периметру. А значит, основные товары необходимо расположить в зоне движения и расставить внутренние стеллажи таким образом, чтобы они имели хороший обзор по ходу движения покупателя. Учитывайте так же то, что товар расположенный слишком близко ко входу (даже если справа) остаётся незамеченным. Дайте своему покупателю «прийти в себя», после того как он зашел в торговый зал.
«Золотой треугольник» или
«3/90″: Почти 90% покупателей проходят
одну треть помещения магазина и
собираются выйти. Поэтому нужно
главные товары размещать в зоне
видимости от входа, обеспечить им хорошее
представление и свободный
«Принцип совместимости«.
Одна из наиболее опасных ошибок при
выкладке — расположить в
«Зона вытянутой руки«. Известно, что товары для детей не рекомендуется ставить слишком высоко, вне поля зрения ребенка. Он должен увидеть их и захотеть. Еще лучше, если ребенок потрогает игрушку. Но этот тезис работает не только с детьми. Прикосновение — древнейшая и одна из первых форм заявления права на собственность. Оно укрепляет желание обладать вещью. Лишнее неудобство приводит к снижению продаж. Если клиент не понимает, как достать продукт из сложной конструкции, он, скорее всего, даже не будет пытаться сделать это.
«Верхи не могут, низы не хотят«.
Если принять показатель продаж (товарооборот)
по средним полкам за 100%, то продажи
по верхним составляют 62%, а объем
реализации с нижних полок — 48%. По
исследованиям французской сети
Carrefour, при перестановке товара от уровня
пола до уровня глаз продажи увеличиваются
на 78%. А от уровня рук на уровень
глаз — на 63%. В общем, нижние полки
считаются наихудшим местом. Однако
инстинктивно покупатели привыкли: чем
тяжелее товары и чем больше их
упаковка, тем лучше они раскупаются
с нижних полок, и, одновременно, такое
расположение товаров в торговом
зале упрощает проблему их хранения. Считается,
что верхние полки, в основном,
хорошо использовать для товаров
с высокой наценкой и низкой оборачиваемостью.
Обычно, это товары высокого качества
с красивым внешним видом. В первую
очередь, конечно, эти правила работают
в магазинах самообслуживания. Однако
на эмоциональном и
«Эффект винегрета«. Слишком
большое количество марок или
типов упаковки часто приводит к
потере визуального фокуса на каком-либо
товаре. Поэтому важно повторять
упаковки одной и той же марки,
и даже на длинной полке следует
разместить не больше 2-3 лидирующих брэндов.
В этой связи актуален прием «искусственный
пробел» — правило, выведенное из
практических наблюдений. При восстановлении
любой выкладки все равно следует
убирать несколько единиц продукции,
поскольку покупатели стараются
не разрушать целостности
«Принцип локомотива«. Следуя
данному правилу, в соседстве
с ведущим брэндом выставляют
новую или менее ходовую марку.
Используя известность марок-
Цветокоррекция — с использованием приема «цветовой акцент», рост продаж можно довести до 90%. К примеру, с помощью цветового акцентирования (акцентные цвета — красный, оранжевый, желтый; задерживающие внимание — зеленый, синий, белый) прирост получается в 20-30%.
Звуковое сопровождение. Широко используются звуковые эффекты. Но нельзя ограничиваться только устными объявлениями. Звуковые эффекты могут создавать в разных отделах магазина соответствующую атмосферу (к примеру, динамичная музыка в спортивном отделе) либо определенный настрой (заставляющий, скажем, покупателя двигаться быстрее или, напротив, расслабляться).
Ароматерапия. Чтобы стимулировать
настроение покупателя и спровоцировать
на покупки, часто используют внутри
магазина различные запахи. Научный
центр Monell в Филадельфии запустил
пилотные проекты, цель которых —
изучить влияние тех или иных
запахов на покупателей. Например, известный,
в данном случае цветочно-фруктовый,
запах заставлял случайных
Рациональная подача. Человек стремится выйти из сумрачной зоны в более освещенную, поэтому приглушенный свет, который уместен в антикварной лавке, не может использоваться в супермаркете. При эмоциональных покупках (когда клиент стоит перед рациональным выбором) игры со светом могут вызвать раздражение.
Раздражение потребителей вообще
нередко возникает как раз
в результате чрезмерных, а точнее,
неадекватных усилий мерчендайзеров и
промоутеров. Классический пример: в
супермаркете проходит промоушн бульонов
и супов под новой маркой. Для
нее выбран один из основных, с позиции
движения покупателей, проходов торгового
зала. Презентацию проводят длинноногие
красавицы-модели в коротких юбках
и топиках в обтяжку. Доволен
производитель — получилось презентабельно!
К тому же выбрано лучшее время
и лучшее место торгового зала.
Довольны владельцы магазина — все
проходит очень ярко и привлекательно.
Вот только посетители… Главные
покупатели бульонов и супов в
универсамах — это женщины-
Так что кто правит балом — покупатель или продавец, очень большой вопрос. Во всяком случае, продавцу полезно научиться наступать на горло собственной песне, чтобы получше прислушаться к голосу из зала и как следствие, увеличить свои продажи.