Материально-техническая база торговли: состояние и пути повышения эффективности ее использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ путей повышения эффективности использования материально-технической базы торгового предприятия.
Объект исследования – ООО «Центр» - торговое розничное предприятие, предмет исследования – материально-техническая база ООО «Центр».
Задачи работы:
1. Изучить состав материально-технической базы торгового предприятия.
2. Проанализировать пути повышения эффективности использования материально-технической базы торговли.
3. Проанализировать материально-техническую базу ООО «Центр» и показатели эффективности ее использования.

Оглавление

Введение 3
1. Характеристика материально-технической базы торгового предприятия…………………………………………………………………...…..5
1.1. Здания и помещения торгового предприятия…………………………………………………………………….5
1.2. Торгово-технологическое оборудование магазинов………………………………………………………………………10
1.3. Пути повышения эффективности использования материально-технической базы торговли……………………………………………………………………......17
2. Анализ состояния материально-технической базы ООО «Центр» 21
2.1 Материально техническая база ООО "Центр" ………………………….....21
2.2. Мероприятия по повышению эффективности использования материально технической базы ООО «Центр» 26
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Биткина КурсачWord (3).doc

— 194.00 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Владимирский  филиал 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

        по дисциплине: Экономика, анализ и планирование на предприятиях      торговли и питания

      на тему: Материально-техническая база торговли: состояние и пути      повышения эффективности ее использования 
       
       
       
       
       

                Работу  выполнила 

                студентка группы ЭКсз 09-4

                Гоцева  Дарья Александровна 

                Научный руководитель

                к.э.н., доцент Биткина  Ольга

                                         Ивановна 
                 
                 
                 

Владимир 2011

Содержание 
 
 
 
 

 

    Введение

     В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» материально - техническая база торговли – это совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли - продажи и товародвижения.

     Создание  торгового предприятия невозможно без организации соответствующей  материально-технической базы. Функционирование торгового предприятия требует, чтобы материально-техническая база находилась в состоянии, соответствующем всем принятым нормам и правилам. Таким образом, изучение материально-технической базы торговли и ее состояния является актуальным для работы торговых предприятий.

     В состав материально-технической базы торговли включаются:

     1. Здания или помещения, в которых  размещается торговое предприятие.

     2.  Торгово-технологическое оборудование:

           - мебель для торговых  залов;

           - торговый инвентарь;

           - торговое холодильное  оборудование;

           - торговое измерительное  оборудование;

           - контрольно-кассовое  оборудование.

     Целью работы является анализ путей повышения  эффективности использования материально-технической  базы торгового предприятия.

     Объект исследования – ООО «Центр» - торговое розничное предприятие, предмет исследования – материально-техническая база ООО «Центр».

     Задачи  работы:

     1. Изучить состав материально-технической  базы торгового предприятия.

     2. Проанализировать пути повышения  эффективности использования материально-технической базы торговли.

     3. Проанализировать материально-техническую  базу ООО «Центр» и показатели  эффективности ее использования.

     4. Предложить мероприятия по повышению  эффективности использования материально-технической базы ООО «Центр».

    1. Характеристика материально-технической  базы торгового  предприятия

    • 1.1. Здания и помещения  торгового предприятия

         Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим  основным признакам: капитальности  сооружения, размещению, особенностям объемно-планировочного решения, материалу стен и конструктивных элементов.

         По  капитальности торговые здания и  сооружения подразделяют на два вида - капитальные и облегченные. Капитальные  здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные - для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

         В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы. Отдельно стоящие  здания специально предназначены для  магазинов. Встроенно-пристроенные помещения находятся на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним специальных блоках. Торговые комплексы - совмещенные торговые здания, в которых наряду с магазинами размещаются предприятия общественного питания и т. д.

         В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.

         Здания  и сооружения, в которых размещают  магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

         Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность  рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением  современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров.

         Архитектурно-строительные требования предполагают прочность  здания, строительство индустриальными  методами с использованием готовых  элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада   и   интерьера   магазина.   Архитектура   здания   должна   гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

         Экономические требования предусматривают оптимизацию  материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

         Санитарно-гигиенические  требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения  и канализации.

         Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального  функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений  зависят от типа магазина и его  общей площади.

         Совокупность  помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические.

         К торговым помещениям относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для  оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине.

         К помещениям для приемки, хранения и  подготовки товаров к продаже  относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые  камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов1.

         Подсобные помещения включают помещения для  хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.

         К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет  директора магазина, помещения для  размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п.

         Технические помещения - вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок  и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

         Основным  торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади  магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина.

         Торговый  зал можно разделить на следующие  зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчетного узла.

         Установочная  площадь - это площадь, занимаемая под  установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.

         Площадь выкладки (демонстрационная или экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

         Считается, что наиболее приемлемыми отношениями  между площадью выкладки товаров  и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, используемых для демонстрации товаров.

         Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами.

         Планировка  узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное  направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров.

         Состав  и размеры помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к  продаже зависят от типа и размера  магазина, характера выполняемых технологических операции. Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.

         Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

         Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по Строительным нормам и правилам. Охлаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием - стеллажами, подтоварниками и т. д.

         Размеры помещений для подготовки товаров  к продаже также устанавливаются  в соответствии со Строительными  нормами и правилами. Эти помещения  должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к продаже должны оснащаться приспособлениями для фасовки, нарезки, этикетирования товаров, а также другими устройствами в зависимости от характера подготовительных операций.

         В качестве источников теплоснабжения зданий магазинов могут быть использованы городские теплофикационные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар  низкого или среднего давления, местные  котельные или квартальные сети.

         В зданиях магазинов могут применяться различные системы отопления: водяное; воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией; электрическое; комбинированное - водяное и воздушное; паровое низкого давления.

         В магазинах может применяться  естественная и механическая вентиляция. Естественная вентиляция предусматривается в магазинах с торговой площадью не более 150 кв. м.

         С помощью специальных технических  средств в помещениях может осуществляться кондиционирование воздуха, которое  является наиболее совершенным видом  вентиляции и отопления помещений. Кондиционеры могут быть местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений магазина).

         Водоснабжение магазина должно обеспечивать его потребность  в воде для хозяйственно-гигиенических  и противопожарных целей, а также  в питьевой воде, удовлетворяющей требованиям действующего стандарта.

         Магазины  должны быть также оснащены противопожарными устройствами. К ним относят противопожарные  водопроводы или специальные  резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожарной автоматики и сигнализации. 

      • 1.2. Торгово-технологическое  оборудование магазинов

           Мебель  для торгового  предприятия. Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения: назначению: товарному профилю: конструкции.

           По  месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений  и мелкорозничных предприятий.

           По  назначению торговая мебель подразделяется наследующие виды: для приемки товаров по качеству (столы для бракеража); подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров): показа товаров (витрины): выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала): транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование); расчетов с покупателями (кассовые кабины); для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

           Мебель  для торговых предприятий делится  на следующие основные типы: пристенные и островные горки (стеллажи); секции замкнутых зон внутри торгового зала; прочие товароносители; прилавки; кассовые боксы; вешала для одежды.

           Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки и подставки  для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы и т. д.

           Наиболее  распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные  горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом.

           Различают универсальные, предназначенные для  выкладки и продажи различных  продовольственных и непродовольственных  товаров, и специализированные (для  обуви, головных уборов и т. д.) горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные - в средней части торгового зала.

           Вешала  служат для показа и продажи готового платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные.

           Кассовые  кабины являются рабочим местом контролера-кассира. В супермаркетах и гипермаркетах активно используются кассовые боксы.

           Для оснащения подсобных помещений  применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для  хранения сыпучих товаров,   а  также  оборудование  для  бракеража  и подготовки  товаров к продаже.

           Торговый  инвентарь. Является важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов и представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных вспомогательных и хозяйственных операций.

           По  месту использования различают  инвентарь для складских и  подсобных помещений, инвентарь  торговых залов продовольственных  магазинов и инвентарь для  торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

           В зависимости от назначения торговый инвентарь делится на следующие  основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и  качества товаров, подготовки товаров  к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

           Инвентарь для складских и подсобных  помещений магазинов представляет собой широкое разнообразие различных приспособлений:

           1) Инвентарь для вскрытия тары  и упаковки. В эту группу входит  инвентарь для вскрытия деревянной, металлической и мягкой тары.

           2) Инвентарь для проверки размеров  и качества товаров. Сюда относятся шаблоны, пробоотборники, овоскопы, виноскопы.

           3) Инвентарь для подготовки товаров  к продаже. К этой группе  инвентаря относят приспособления  для разруба, разделки и нарезки  мяса, субпродуктов и рыбы, утюги  и гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, а также инвентарь для фасовки товаров.

           4) Вспомогательный инвентарь: приспособления  для точки, правки и хранения  ножей, пломбираторы, совки, воронки,  насос для перекачки жидкостей,  лестницы (стремянки), лопаты роликовые  для картофеля.

           Инвентарь торговых залов продовольственных  магазинов включает следующие группы: для проверки качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска  их покупателям, выкладки и рекламы  товаров, отбора товаров покупателями.

           Инвентарь для выкладки и рекламы продовольственных товаров. В продовольственных магазинах для этих целей используют лотки для полуфабрикатов и готовых продовольственных товаров, подставки, кронштейны и корзинки для показа сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, консервов, фруктов, овощей и т. п.

           Инвентарь для отбора товаров покупателями. Сюда относят корзины и тележки  для отбора товаров покупателями в магазинах самообслуживания.

           В торговых залах промтоварных магазинов  используются разнообразные приспособления, необходимые для проверки качества промышленных товаров, инвентарь для отпуска товаров покупателям и рекламно-выставочныи инвентарь.

           Особую  группу инвентаря, используемого для  оснащения магазинов, составляет общий  инвентарь, объединяющий приспособления для уборки и санобработки помещений и противопожарный инвентарь.

           Противопожарный инвентарь используется для тушения  пожаров. К противопожарному инвентарю  относят огнетушители.

           Торговое  холодильное оборудование. Представляет собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодильными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлаждаемыми витринами, прилавками и прилавками-витринами.

           Используемое  для оснащения магазинов торговое холодильное оборудование по назначению делят на следующие основные группы:

           - для хранения товаров (холодильные  камеры, шкафы, закрытые прилавки);

           - для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);

           - демонстрационное оборудование (демонстрационные  витрины, шкафы).

           По  температурному режиму, поддерживаемому  в охлаждаемой емкости. холодильное  оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-2°С.

           Холодильные камеры имеют сборно-разборную конструкцию, их устанавливают в складских помещениях магазинов; выпускаются двух типов: для охлажденных продуктов и для замороженных продуктов. Имеют разный охлаждающий объем.

           Холодильные шкафы устанавливают на рабочем  месте продавца или в складских  помещениях небольших магазинов. Они имеют встроенные холодильные агрегаты. Выпускают двух типов: среднетемпературные и низкотемпературные. Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную хладопроизводительность машин и различное количество дверей.

           Холодильные витрины служат для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов. Хладоснабжение витрин в зависимости от их модели осуществляется от холодильного агрегата, расположенного в машинном отделении витрины, или холодильного агрегата,  установленного   вне витрины,   в машинном отделении магазина.

           Холодильные прилавки предназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи  охлажденных гастрономических продуктов  в универсамах. Бывают среднетемпературные  и низкотемпературные.

           В магазинах самообслуживания применяют открытые прилавки с воздушной завесой.

           Торговое  измерительное оборудование. В эту группу входят весы, меры объема и длины.

           В зависимости от принципа действия различают  механические и электронные весы.

           Электронные весы получили широкое распространение и вытеснили механические весы, т.к. обладают высокой точностью и надежностью, могут вычислять цену товара, отображая результаты взвешивания на цифровом дисплее, что обеспечивает однозначность считывания показаний. При выборе весов необходимо учитывать стоимость и возможность обслуживания электронных весов.

           Электронные весы для торговли делятся на три  группы:

           - весы торговые эконом класса  с цифровым дисплеем, на котором  отображается вес, стоимость за  килограмм, сумма покупки; 

           - весы с возможностью печати этикетки с указанием штрих-кода, веса, стоимости за килограмм, общей стоимости, логотипа, сроках хранения и другой полезной информации;

           - весы для простого взвешивания  используются в качестве контрольных  во всех торговых предприятиях, для расфасовки товара, а также в не продуктовых магазинах и производстве.

           Торговое  измерительное оборудование должно своевременно подвергаться поверке  и клеймению.

           Контрольно-кассовое оборудование

           Наиболее  простым и распространенным контрольно-кассового  оборудования является контрольно-кассовая машина (ККМ). ККМ – это универсальная кассовая машина для учета прихода наличной выручки на предприятиях торговли и сферы услуг. Кассовые аппараты по функциональным возможностям делятся на 4 класса. Это – фискальный регистратор, пассивные, автономные и активные системные кассовые машины. Благодаря множеству интерфейсных разъемов к ККМ могут быть одновременно подключены несколько устройств, таких как сканер, весы, персональный компьютер или интеллектуальный расширитель памяти товаров, денежный ящик.

           Автономные  ККМ, как правило, устанавливаются  в магазинах, торгующих через  прилавок.

           В получающих все большее распространение  супермаркетах и гипермаркетах  расчетный узел организован с использованием кассовых боксов. Кассовые боксы могут быть с транспортером или без него. Конструкция кассовых боксов предусматривает подключение кассовых систем (POS-систем), периферийное оборудование (денежный ящик, ридер магнитных карт, весовые модули и т.д.).

           К категории контрольно-кассовой техники  относятся и детекторы для  определения подлинности банкнот.

           При автоматизации магазина и склада широко применяются сканеры штрих  кода. Они используются для считывания штрихового кода с маркировки товара и передачи алфавитно-цифрового кода в ККМ, компьютер, POS-терминал. На основе этого кода осуществляется поиск товара в базе данных. Сканеры штрих-кода поставляются с одним из интерфейсов: PS/2 (разрыв клавиатуры), COM (RS232), USB. По технологии считывания сканеры делятся на: лазерные, светодиодные и фото. Для считывания штрих кода с товара нужно поднести товар к сканеру или сканер поднести к товару, в зависимости от вариантов работы.

           Сканеры могут быть ручными или стационарными.

           POS-системы - это компьютерные кассовые комплексы для автоматизации работы продавцов-кассиров с применением фискальных регистраторов. Состоят POS-системы обычно из системного блока ПК, POS-монитора, фискального регистратора, денежного ящика, программируемой клавиатуры, дисплея покупателя и карт-ридера. POS-система может делать записи, отслеживать покупки, сделанные клиентом или служащим, работать с кредитным и платежными картами, соединяться с другими системами по сети и управлять инвентарем.

           Фискальный  регистратор (ФР) представляет собой принтер чеков с рулонной или подкладной печатью, оснащенный фискальной памятью, позволяющей сохранять данные о продажах. На базе ФР можно создать рабочее место кассира-оператора с программным обеспечением для учета продаж и управления кассовыми операциями. Системы, построенные с применением ФР обладают значительно большей гибкостью и функциональностью, по сравнению с традиционными ККМ. 

           1.3. Пути повышения  эффективности использования  материально-технической  базы торговли

           Для того чтобы материально-техническая база торгового предприятия использовалась наиболее эффективно, необходимо выполнение следующих условий:

           1) Размещение помещений магазина  и их планировка должны быть  направлены на обеспечение максимальных  удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

           При разработке схемы технологической  планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

           Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

           2) Все помещения магазина должны  быть расположены с учетом  обеспечения рациональной взаимосвязи  между ними. Так, планировка торговых  помещений, а также помещений  (зон) для приемки, хранения  и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно -бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

           - торговые помещения должны быть  непосредственно связаны с помещениями  для хранения и подготовки  товаров к продаже, чтобы можно  было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

           - оптимальным является решение,  когда торговый зал и кладовые  расположены на одном уровне;

           - торговый зал должен быть связан  с помещениями для приемки  товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

           - помещения для хранения товаров  должны быть непроходными, с максимально  приближенными к ним помещениями  для приемки и подготовки товаров  к продаже;

           - помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;

           - административно-бытовые помещения  должны быть связаны с торговыми  помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

           3) Строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических  норм и правил. Это касается  и отопления, и вентиляции, и  водоснабжения. При помощи отопления  и вентиляции необходимо создавать  оптимальную воздушно-влажностную  среду и температуру воздуха  в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться.

           4) Увеличение эффективности использования  торговых площадей. В практике экономического анализа давно применяется система коэффициентов, характеризующих эффективность загрузки торговых площадей и их компонентов (демонстрационной площади, установочной площади). Так, коэффициент использования торговой площади рассчитывается как соотношение величины торговой площади к общей площади магазина (оптовой базы, склада). За счет повышения доли торговой площади в общей площади на 1% товарооборота эффективность ее использования возрастает на 0,3 - 0,4%. Опыт зарубежных компаний свидетельствует об оптимальном соотношении торговой и общей площади 70:30 (в процентах), обусловленном в значительной степени спецификой организаций розничной торговли2.

           Применение  коэффициентов установочной (соотношение  установочной и общей торговой площади) и демонстрационной (соотношение демонстрационной и общей торговой площади) положительно скажется на росте объема товарооборота, производительности труда и минимизации текущих торговых затрат.

           Для контроля за эффективностью использования  материально-технической базы магазина целесообразно применять следующую систему показателей:

           1. Отношение площади торгового  зала ко всей площади торгового  предприятия.

           2. Коэффициент установочной площади: 

      К уст. = S уст. / S тз

           где К уст. - коэффициент установочной площади;

           S уст. - установочная площадь; S тз - площадь  торгового зала.

           Оптимальная величина этого коэффициента зависит 
      от ассортимента реализуемых товаров:

           - для магазинов смешанного ассортимента: 0,29-0,32;

           - для магазинов непродовольственных  товаров: 0,27-0,30;

           - для магазинов продовольственных  товаров: 0,30-0,32.

           3. Коэффициент  экспозиционной площади: 

      К эксп. = S эксп / S тз

           где К эксп. - коэффициент экспозиционной площади;

           S эксп. - экспозиционная площадь; 

           S тз - площадь торгового зала.

           Оптимальная величина этого коэффициента:

           - для магазинов самообслуживания  со смешанным ассортиментом: 0,75-0,82;

           - для магазинов непродовольственных  товаров: 0,72-0,78;

           - для магазинов продовольственных  товаров: 0,70-0,75.

           4. Коэффициент емкости торгового оборудования:

      Ке = S эксп / S уст

           где Кe - коэффициент емкости торгового  оборудования; S эксп. - экспозиционная площадь; S уст. - установочная площадь.

           Коэффициент емкости торгового оборудования в зависимости от его типа составляет 2,2-3,0.

           Расчет  указанных коэффициентов позволит сделать вывод об эффективности использования торговых площадей магазина.

        2. Анализ состояния  материально-технической  базы ООО «Центр»

      2.1 Материально-техническая  база ООО «Центр» 

           ООО «Центр» - торговое предприятие, осуществляющее розничную торговлю продуктами питания. Форма торгового обслуживания – самообслуживание.

           Магазин имеет собственное помещение, расположенное  на 1-м этаже девятиэтажного дома.

           Общая площадь магазина составляет 65,8 кв. м. Торговая площадь составляет 41,9 кв. м. Площадь остальных помещений – 23,9 кв. м.

           План-схема  магазина представлена на рис. 2.1.

      Рисунок 2.1 – План-схема магазина «Центр»

           Технологическая планировка торгового зала относится  к линейному смешанному типу. Линейный тип предполагает, что основная зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета. Это дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Линейная планировка магазина, в свою очередь, организована по смешанному варианту, т.е. торговое оборудование располагается и вдоль и поперек торгового зала.

           Рассчитаем  соотношение торговой и общей  площадей магазина:

           41,9 кв. м / 65,8 кв. м = 0,637 или 63,7%, т.е.  соотношение площадей имеет вид:

           торговая  площадь : общая площадь = 63,7 : 36,3.

           Площадь остальных помещений распределена следующим образом:

              - площадь для приемки товара – 3,2 кв. м;

                 - площадь для хранения  товара – 7,4 кв. м;

                 - площадь для подготовки  товара – 3,4 кв. м;

                 - административно-бытовые  площади – 2,6 кв. м;

                 - технологические  и вспомогательные помещения  – 3,5 кв. м;

                 - площадь под вход  и размещение камер хранения – 3,8 кв. м.

           Перечислим  оборудование, установленное в торговом зале.

           1. Стеллажи пристенные металлические  (на схеме обозначены 1).

           Имеют полимерное покрытие. Высота 1700 мм. Стеллажи укомплектованы полками различного назначения (глубина полок 200, 300, 400, 500, 600, 700 мм), бортиками, крючками, перфорированными панелями, подсветкой, ценникодержателями, навесными элементами. 

           Конструктивной  особенностью стеллажей, используемых в магазине, является возможность  изменения количества и высоты расположения полок и установки перфорированной задней стенки.

           На  стеллажах выставлены крупы, мука, хлебобулочная  продукция, алкогольные напитки, чай, кофе, напитки, приправы, продукты консервирования, овощи и фрукты.

           2. Охлаждаемые пристенные стеллажи и горки (на схеме обозначены 2).

           Предназначены для хранения колбасных изделий, сыров, молочных продуктов, кондитерских изделий, нуждающихся в специальном  хранении.

           В этом же ряду расположены холодильные  шкафы, в которых выставлены слабоалкогольные и безалкогольные напитки.

           3. Островные стеллажи и горки  (на схеме обозначены 3).

           Конструктивно выполнены из того же материала, что  и пристенные стеллажи и горки; для  них также имеется возможность  изменения количества и высоты расположения полок.

           Выставлен весь ассортимент кондитерских изделий.

           4. Холодильные витрины островного  типа – бонеты (на схеме обозначены 4).

           Бонеты  в торговом зале расположены в 2 ряда. В холодильном отсеке выставлены различные полуфабрикаты. Верхние  полки отведены под хранение различных вкусовых добавок к пище – соусов, кетчупов, майонезов.

           5. Морозильные лари (на схеме обозначены 5).

           Используются  для хранения мороженого и продуктов, требующих заморозки.

           Все холодильное оборудование, используемое в магазине, имеет встроенное холодоснабжение.

           Торговое  оборудование, используемое в торговом зале, занимает площадь в размере 14,8 кв. м.

           Расчетный узел магазина представлен двумя  кассовыми боксами без транспортеров. Каждый кассовый бокс оснащен терминалом POS-системы, сканером штрих-кодов, денежным ящиком, весовым модулем, терминалом для оплаты пластиковыми картами, детектором подлинности банкнот.

           Помещение для приемки товара оснащено весами для простого взвешивания; используются для контроля веса поступающего в  магазин товара.

           Складское оборудование магазина представлено стеллажами для хранения продуктов, не требующих замораживания и охлаждения, холодильными шкафами и морозильными камерами. Склад оборудован сканером штрих-кодов, который подсоединен к POS-системе магазина.

           Помещение для подготовки товаров к продаже оборудовано столами для фасовки продуктов и электронными весами с возможностью печати этикетки с указанием штрих-кода, веса, стоимости за килограмм, общей стоимости, логотипа, сроках хранения, а также различным инвентарем:

           - для вскрытия тары и упаковки;

           - для подготовки товаров к продаже;

           - для проверки качества товаров. 

           Для осуществления покупок покупателям  предлагаются корзины. Использование  тележек в магазине не предусмотрено.

           В технических и вспомогательных  помещениях хранится санитарный и противопожарный инвентарь, расположен узел кондиционирования воздуха, электрощитовая.

           Магазин оборудован системой видеонаблюдения  и пультом экстренного реагирования.

           Проведем  оценку эффективности использования  торгового оборудования путем расчета соответствующих показателей и коэффициентов.

           Рассчитаем  коэффициент установочной площади:

           К уст. = S уст. / S тз  = 14,8 / 41,9 = 0,35.

           Экспозиционная  площадь магазина (суммарная площадь, на которой выложены товары в торговом зале) составляет 25,7 кв.м.

           Рассчитаем  коэффициент экспозиционной площади:

           К эксп. = S эксп / S тз = 21,7/41,9 = 0,52.

           Рассчитаем  коэффициент емкости торгового  оборудования:

           Ке = S эксп / S уст = 25,7/14,8 = 1,74.

           По  результатам расчетов можно сделать  следующие выводы:

           1) Общая площадь магазина используется недостаточно эффективно, т.к. соотношение торговой и общей площадей составляет 63,7%:36,3% против рекомендуемых 70%:30%.

           2) Значение коэффициента установочной  площади превышает рекомендованное  для продовольственных магазинов  значение: 0,35 против требуемых 0,30-0,32. Это является показателем того, что оборудование в магазине установлено слишком плотно, что способствует ощущению тесноты и создает трудности в «часы пик».

           3) Значение коэффициента экспозиционной  площади ниже рекомендуемого значения. Так, для продовольственного магазина его значение должно составлять 0,70 - 0,75, а для рассматриваемого магазина оно составляет 0,52. Это свидетельствует о том, что площадь, занятая торговым оборудованием, используется неэффективно.

           4) Значение коэффициента емкости торгового оборудования также существенно ниже нормы: 1,74 против рекомендуемых 2,2 – 3,0, что говорит о низкой эффективности использования торгового оборудования.

           Таким образом, материально-техническая база ООО «Центр» используется неэффективно, и необходимо проведение мероприятий для исправления ситуации.

        2.2. Мероприятия по повышению эффективности использования материально-технической базы ООО «Центр»

           Основными мероприятиями по повышению эффективности  использования материально-технической базы должны стать:

           1. Увеличение торговой площади  магазина до достижения рекомендуемого  соотношения торговой и общей  площадей. Торговая площадь должна  составлять: 65,8*70% = 46,06 кв. м, т.е. по  сравнению с имеющимся значением  ее увеличение должно составить 4,16 кв. м. (46,06 – 41,9).

           Для увеличения торговой площади возможно проведение перепланировки магазина. Под расширение торговой площади  можно использовать часть технических  и вспомогательных помещений, а  также перепланировать входное  помещение.

           Если  провести перепланировку магазина и  увеличить торговую площадь до значения 46,06 кв. м, то изменится значение коэффициента установочной площади:

           К уст. = S уст. / S тз  = 14,8 / 46,06 = 0,32, что будет соответствовать рекомендуемому значению.

           Таким образом, увеличение торговой площади будет способствовать большей свободе перемещения покупателей, и создаст более комфортные условия для них. Это, в свою, очередь, может увеличить товарооборот магазина.

           2. Необходимо увеличение экспозиционной  площади, т.к. значение коэффициента экспозиционной площади существенно ниже рекомендуемого. Для увеличения экспозиционной площади следует, не увеличивая установочную площадь, использовать более емкое торговое оборудование. Основной мерой здесь может быть увеличение количества полок в торговых стеллажах.

           Увеличение  экспозиционной площади будет способствовать росту коэффициента емкости торгового  оборудования и приведения его к  рекомендуемым нормативам.

           Все предложенные мероприятия будут  повышению комфортности покупателей, и, как следствие, приведут к росту товарооборота.

           3. Повышение эффективности использования  материально-технической базы торговли  связано еще и со снижением  затрат на ее эксплуатацию:

           3.1. Снижение затрат на техническое  обслуживание и ремонт оборудования за счет поиска обслуживающих организаций, предлагающих более выгодные условия обслуживания, например, дающие гарантию на произведенный ремонт.

           3.2. Снижение затрат на энергоснабжение  за счет использования оборудования, имеющего пониженное энергопотребление. Это очень актуальный вопрос, поскольку на долю охлаждения приходится от 35 до 50% суммарного энергопотребления продовольственного магазина. Все холодильное оборудование, установленное в магазине имеет встроенное холодоснабжение. Следует рассмотреть возможность установки оборудования, подключаемого к системе центрального холодоснабжения. Это не только упростит процесс управления оборудованием, но и позволит экономить на энергопотреблении. 
       
       

              
       

            

        Заключение

           В работе был рассмотрен состав материально-технической базы ООО «Центр» - торгового предприятия самообслуживания, осуществляющего розничную торговлю продуктами питания. Магазин имеет собственное помещение, расположенное на 1-м этаже девятиэтажного дома. Общая площадь магазина составляет 65,8 кв. м. Торговая площадь составляет 41,9 кв. м. Площадь остальных помещений – 23,9 кв. м. Технологическая планировка торгового зала относится к линейному смешанному типу. 

           В торговом зале установлено следующее  оборудование: стеллажи пристенные металлические, охлаждаемые пристенные стеллажи и горки, островные стеллажи и горки, холодильные витрины островного типа, морозильные лари.

           Торговое  оборудование, используемое в торговом зале, занимает площадь в размере 14,8 кв. м. Экспозиционная площадь магазина составляет 25,7 кв.м.

           Для ООО «Центр» были рассчитаны показатели эффективности использования материально-технической  базы:

           1) Соотношение торговой и общей  площадей магазина: 63,7% : 36,3%.

           2) Коэффициент установочной площади  0,35.

           3) Коэффициент экспозиционной площади 0,52.

           4) Коэффициент емкости торгового  оборудования 1,74.

           Результаты  анализа показывают, что общая  площадь магазина используется недостаточно эффективно, а торговое оборудование установлено слишком плотно, создавая для покупателей трудности в  перемещении по магазину. Значения коэффициентов экспозиционной площади и емкости торгового оборудования указывают на низкую эффективность его использования.

           Для повышения эффективности использования  материально-технической базы ООО  «Центр» было предложено:

           - увеличить торговую площадь, например, за счет сокращения подсобных площадей или холла магазина;

           - увеличить экспозиционную площадь  путем использования более емкого  торгового оборудования;

      • проводить работу по снижению затрат на эксплуатацию торгового оборудования за счет оптимизации системы технического обслуживания и внедрения энергосберегающих технологий.

        Список  использованных источников

      1. Федеральный закон от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах  государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
      2. Губанова И.Р. Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - №11.
      3. Зайцев Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли 2-е изд. - М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2000. - 448 с.
      4. Александров О.А. Управленческий анализ издержек обращения розничных торговых организаций // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. - №19.
      5. Арзамасов О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 672 с.
      6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ.
      7. Семенихин В.В. ТОРГОВЛЯ. Энциклопедия. – М.: «ГроссМедиа», 2010.
      8. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров / В.А. Тимофеева. Учебник. Изд-е 5-е, доп. и перер. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 141 с.
      9. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
      10. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 №242-ст).
      11. Цуранов О. А., Мягков А. Г. Холодильная техника / Под ред. проф. В. А. Гуляева. - СПб. Лидер, 2004. - 526 с.

Информация о работе Материально-техническая база торговли: состояние и пути повышения эффективности ее использования