Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 22:02, реферат
Машиностроительный комплекс России имеет достаточно сложную структуру, включающую в себя целый ряд отдельных отраслей и производств. К их числу, прежде всего, относятся железнодорожное машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, промышленность средств связи, автомобильная промышленность, подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для городского коммунального хозяйства. При этом следует учитывать, что эффективность любых экономических преобразований в народном хозяйстве нашей страны во многом зависят от уровня интенсификации машиностроительного производства и развития его отдельных направлений.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России………………………………………………………………………….…5
2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ………………………………………………….………………...9
3.Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в РФ…………………………………………………………………………….….21
Заключение …………………………..………………………………….23
Список использованной литературы…..…………………………….…24
Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры ) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург). Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность. Важное значение придается сохранению научно-технического потенциала, разработке и внедрению новых технологий, восстановлению производства в отраслях машиностроения, способных выпускать конкурентную продукцию. Чтобы успешно решить поставленные задачи, требуется оживление инвестиционной активности и государственная поддержка предприятий, ориентирующихся на производство продукции высоких технологий [7].
Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом). Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Положение машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем [1].
Машиностроительный комплекс ― это сложное
межотраслевое образование, охватывающее
машиностроение и металлообработку. В
свою очередь машиностроение включает
в себя много специализированных отраслей,
сходных по технологии и используемому
сырью. Машиностроение имеет огромное
значение в хозяйстве. Оно обеспечивает
различным оборудованием и машинами все
отрасли экономики, производит многие
предметы потребления (часы, холодильники
и т. д.). Об уровне развития любой страны
судят и по уровню развития ее машиностроения.
В машиностроении широко развиты специализация
(сосредоточение предприятия на выпуске
одного или нескольких видов готовой продукции)
и кооперирование (форма организации производства,
при которой в производстве готовой продукции
участвуют несколько предприятий). Производство
многих видов машиностроительной продукции
требует больших затрат труда людей, высокой
квалификации рабочих. Тяжелое машиностроение,
осуществляющее выпуск металлоемких и
крупногабаритных изделий (металлургическое,
горношахтное, горнорудное, крупноэнергетическое
и подъемно-транспортное оборудование,
кузнечнопрессовые машины, тяжелые станки
и др.), наибольшее развитие получило в
районах, сочетающих наличие металлургических
баз и потребителей готовой продукции.
Машиностроение развито во всех районах
страны, но специализация его различна
в разных регионах.
Машиностроению России в последнее время
присуща диаметрально противоположная
тенденция ― опережающее снижение производства
наиболее прогрессивной техники. В результате
можно полностью утратить накопленный
за предшествующие годы технологический
потенциал, хотя и недостаточно качественный,
но все же имеющий принципиальное значение
для дальнейшего функционирования экономики.