Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки, нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного потребления.
Целью контрольной работы является изучение машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, её структура, проблемы и перспективы. А так же провести анализ динамики показателей функционирования отрасли машиностроения и металлообработки.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………3
1. Структура машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике страны, характеристика ключевых предприятий…………………………………..….4
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли машиностроения и металлообработки…………………………………………10
3. Перспективы и направления развития отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь…………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы …………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Нов. НЭБ контрольная.docx

— 50.12 Кб (Скачать)

Государственное учреждение образования «Гомельский государственный  технический университет им. П.О. Сухого»

 

 

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

Предмет «Национальная экономика  Беларуси»

 

 

Контрольная работа на тему

«Машиностроительная и металлообрабатывающая  промышленность Республики Беларусь»

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы ЗМТф-31

Процко Ольга Геннадьевна

 

Преподаватель

Телегина Ольга Васильевна

 

 

 

Гомель 2013

  СОДЕРЖАНИЕ

   Ведение…………………………………………………………………………3

1. Структура машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике страны, характеристика ключевых предприятий…………………………………..….4

2. Анализ динамики показателей  функционирования отрасли машиностроения  и металлообработки…………………………………………10

3. Перспективы и направления  развития отрасли машиностроения  и металлообработки  в Республике  Беларусь…………………………………….14

    Заключение…………………………………………………………………….17

   Список литературы …………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и  производства машиностроения и металлообработки, нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах  производства, орудиях труда, предметах  долгосрочного потребления. Начиная  с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли хозяйства  и в целом промышленность. Такому развитию способствовало выгодное экономико-географическое положение республики, наличие квалифицированных  кадров, научной, проектно-конструкторской  баз.

Машиностроительная и  металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней  создается 21,8 % стоимости произведенной  промышленной продукции, сосредоточено 27,0 % основных промышленных фондов, занято 36,1 % общей численности промышленно-производственного  персонала страны. Управление отраслью осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.

Целью контрольной работы является изучение машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, её структура, проблемы и перспективы. А так же провести анализ динамики показателей функционирования отрасли машиностроения и металлообработки.

 

 

 

 

1. Структура машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Республики Беларусь, ее роль в экономике страны, характеристика ключевых предприятий

Структура машиностроительного  комплекса Беларуси была сформирована в эпоху бывшего СССР. Основой  белорусского машиностроения являются крупные предприятия автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения и радиоэлектроники, на долю которых приходится свыше 60% производства отрасли.

В машиностроительной отрасли  работает 337 предприятий с численностью сотрудников более 300 тысяч человек.

Машиностроение представлено следующими подотраслями промышленности:

    • автомобильная
    • тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение
    • станкостроительная и инструментальная
    • приборостроение
    • радиотехническая
    • электротехническая
    • электронная
    • оптико-механическая
    • строительно-дорожное машиностроение.

Практически все предприятия машиностроения находятся в ведомственном подчинении Министерства промышленности. Доля машиностроительных предприятий с преобладанием государственной формы собственности (свыше 50%) в Беларуси составляет более 80%. [4]

Наибольший удельный вес  в машиностроительном комплексе  республики занимает автомобильная  промышленность.

 Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями.  В его состав входят специализированные научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий: Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ»), Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ»), Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ»), Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») и др.

Дальнейшее развитие отрасли  во многом связано с привлечением иностранных инвестиций, новых технологий и методов управления ими. Примером тому может быть Минский автомобильный  завод, на котором создано белорусско-германское предприятие «МАЗ-МАN». Здесь также предполагается организовать серийное производство автобусов разного назначения.

 Согласно государственной  программе "Автоинструктор" основной  задачей автомобилестроения станет  поэтапное создание мощностей  по выпуску семейства автомобильной  техники, соответствующей нормам  Евро-3, Евро-4, а в дальнейшем и  Евро-5.

РУП «Минский автомобильный  завод» является крупнейшим в Беларуси и странах Восточной Европы производителем большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники и 50 модификаций автобусов и троллейбусов.

РУП ПО «Белорусский автомобильный  завод» - один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники.

БелАЗ более 70% продукции реализует в России, предприятие также контролирует около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. [6]



Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение включает более 30 предприятий, которые обеспечивают техникой аграрно-промышленный комплекс страны.

Сельскохозяйственное машиностроение занимает около 20% в общем объеме выпуска машиностроительного комплекса Беларуси. Его развитие в республике осуществляется при значительной государственной поддержке.

Ведущими предприятиями  сельскохозяйственного машиностроения являются Минский тракторный завод  и РУП ПО «Гомсельмаш».

Минский тракторный завод  является одним из крупнейших в мире и самым крупным на территории постсоветского пространства производителем тракторов.

В структуре продаж МТЗ  преобладают экспортные поставки -80-85% общего объема реализации. В течение  ряда последних лет МТЗ демонстрирует  значительные темпы роста производства – около 20% ежегодно.[7]

Производственное предприятие  «Гомсельмаш» является крупным производителем сельхозтехники на территории постсоветского пространства, производит самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны, зерноуборочные комбайны, навесное оборудование, оборудование для лесной промышленности.

На текущий момент деятельность предприятия направлена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, доля экспортных продаж составляет около10%. Более 80% экспортных поставок осуществляется на российский рынок. Планы предприятия  предусматривают расширение экспорта продукции до 40-50% от объема продаж.[10]

Станкостроительная и инструментальная промышленность Беларуси представляет собой большой промышленно-технический комплекс по производству металлорежущих станков, автоматических линий, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, оборудования для литейного производства, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.

В настоящее время станкостроение Беларуси представлено 32 предприятиями, а также специальными конструкторскими бюро, научно-исследовательскими и проектно-технологическими организациями.  Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются Минский завод автоматических линий имени П. М. Машерова (МЗАЛ), Витебский станкостроительный завод «Вистан» имени С. М. Кирова, ОАО «СтанкоГомель», Гомельский завод станочных узлов и завод «Гидропривод», Гомельский литейный завод «Центролит», Оршанский станкостроительный завод «Красный борец».

Сегодня главными направлениями  развития отрасли являются расширение производства станков с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических  комплексов.[3]

Приборостроительная, радиоэлектронная и электротехническая промышленность – самая молодые, перспективные и довольно динамичные подотрасли машиностроения Беларуси. Для них характерны быстрая смена номенклатуры изделий, преобладание выпуска малых серий. Данные подотрасли машиностроения имеют большой удельный вес товаров народного потребления, в наибольшей степени соответствуют современным сложным условиям развития хозяйства Беларуси: они ориентируются на использование квалифицированных кадров и научно-технического потенциала страны; характеризуются малой металлоемкостью и энергоемкостью; работают сравнительно стабильно и обладают хорошими возможностями для экспорта. Стандарты, действующие в приборостроении по изделиям электронной техники и электротехнической промышленности, примерно на 70–80% соответствуют международным требованиям.

Основными предприятиями  приборостроения Беларуси являются: Борисовское РУП «Экран» (выпускает  технику для навигации и пилотирования  самолетов, антиблокировочные автомобильные  системы, сложные электроприборы); Витебский  завод электроизмерительных приборов (электроизмерительные приборы, преобразователи  измерительные, электросчетчики электронные, микрокомпрессоры); Гомельский завод измерительных приборов (аналитические приборы и электродные системы); Бобруйский завод весоизмерительных приборов. [4]

Радиотехническая промышленность включает свыше 70 предприятий, научно-производственных объединений, научно-исследовательских  и проектно-технологических институтов. По отдельным оценкам, объем продукции  отрасли составляет около 35 % объема подобной продукции, производимой в  странах СНГ, и находит сбыт не только на рынке СНГ, но и за его  пределами.

 Крупнейшими представителями  подотрасли являются ОАО «Горизонт», РУПП «Витязь».

 Электронная промышленность  Беларуси включает: Государственный  научно-производственный концерн  «Планар», НПО «Интеграл», Витебское ПО «Монолит», Пружанский завод радиодеталей, Минский НИИ радиоматериалов.

 Электротехническая промышленность  включает 41 предприятие, которые  производят кабельно-проводниковые  изделия, асинхронные электродвигатели, трансформаторы силовые и малой  мощности, низковольтную аппаратуру, светотехнические изделия, лифты и лифтовое оборудование и др.

 Наиболее крупными  предприятиями отрасли являются: Минский электротехнический завод  имени В. И. Козлова; Могилевский завод «Электродвигатель; Лидский завод; Брестский электроламповый завод; Молодечненское ОАО «Электромодуль»; Мозырское ОАО «Беларускабель»; Гомельское ОАО «Гомелькабель»; Щучинский завод «Автопровод».

 Оптико-механическая промышленность — важнейшая отрасль наукоемкого комплекса Беларуси, специализируется на производстве: космической и авиационной топографической аппаратуры; киноаппаратуры; фотографических комплексов; приборов и дальномеров, в том числе с использованием лазеров; приборов ночного видения; оптико-электронных устройств для бронетанковой техники, стрелкового и охотничьего оружия; медицинской аппаратуры с лазерными системами.

Первенцем оптического приборостроения  в Беларуси является Минский механический завод имени С. И. Вавилова. На его базе было создано Белорусское оптико-механическое объединение «БелОМО», куда вошли вновь построенные предприятия с замкнутыми циклами производства: Лидский завод «Оптик», заводы «Зенит» (Вилейка), «Свет», «Диапроектор» (Рогачев), Сморгонский завод оптического станкостроения, комплекс научно-исследовательских лабораторий и др.

 Строительное, дорожное  и коммунальное машиностроение  специализируется на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной техники, оборудования для промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства.

Наиболее  крупные предприятия подотрасли: концерн «Амкадор», завод «Могилевтрансмаш», лифтостроительный завод «Могилевлифтмаш», Мозырский завод мелиоративных машин, Волковысский завод кровельных и строительно-дорожных машин, Белорусский экскаваторный завод.

Сокращение инвестиций в  строительный комплекс обусловило уменьшение выпуска основных видов продукции. Однако активизация инвестиционной деятельности в последующие годы стимулирует выпуск продукции. На предприятиях подотрасли разработаны программы дальнейшего развития производства, рассчитанные на предстоящее обновление машин и механизмов в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, других секторах экономики.[4]

2. Анализ динамики  показателей функционирования отрасли  машиностроения и металлообработки.

 Проведем анализ некоторых показателей функционирования отрасли машиностроения и металлообработки. Для этого рассмотрим число организаций машиностроения и металлообработки, объем промышленного производства, его структуру, индексы промышленного производства в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, структуру затрат на производство продукции (работ, услуг), а так же производство отдельных видов машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в натуральном выражении.

Для начала рассмотрим, как  изменялось численность организаций  и изучаемой отрасли на протяжении 2009 – 2011 годов.

Таблица 1. – Число  организаций промышленности в целом 

и отдельной отрасли

 

2009

2010

2011

Вся промышленность

11 208

11 946

12 479

Машиностроение и металлообработка

3 128

3 374

3 594


Из таблицы видно, что  число организаций как в машиностроении и металлообработке, так и во всей промышленности в целом с каждым годом увеличивается. Это свидетельствует о планомерном развитии промышленности, а так же отрасли машиностроения и металлообработки.

 Проанализируем динамику  объемов производства в разрезе  отраслей промышленности. Данные приведены в таблице 2.

Таблица 2. - Динамика объемов производства отраслей промышленности в 2009 – 2011 годах (миллиардов рублей). [9]

 

2009

2010

2011

Вся промышленность

129 374

166 953

347 655

Машиностроение и металлообработка

30 222

40 697

82 487


 В стоимостном выражении  отрасль машиностроения демонстрирует стабильное увеличение объемов производства.

 Рассчитаем удельные  веса отрасли машиностроения  за 2007 - 2011т. Результаты расчетов занесем в таблицу 2.2.

Таблица 3. – Структура объема промышленного производства

(в процентах  к итогу). [9]

 

2007

2008

2009

2010

2011

Вся промышленность

100

100

100

100

100

Машиностроение и металлообработка

27,2

26,1

23,4

24,4

23,8


 Можно заметить, что  структура промышленного производства  в целом стабильна. Наибольшая  доля машиностроительной промышленности  имела место в 2007 году (27,2%), наименьшая – в 2009 году (23,4)%.

 В 2007-2011 годах имело место снижение удельного веса отрасли, в 2009 году удельный вес повысился на 1,1%, однако в 2011 году удельный вес снова снизился до 23,8%.

Рассмотрим индексы промышленного  производства в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности

Таблица 4. - Индексы промышленного производства

(в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)

 

2007

2008

2009

2010

2011

Машиностроение и металлообработка

112,6

113,3

78,4

121,3

115,9


Как видно из таблицы, процентное соотношение индексов промышленного  производства практически стабильно. Однако в 2009 году отмечается падение  объема промышленного производства по отношению к предыдущему году на 34,9%, а затем подъем в 2010 году до 121,3%.

Рассмотрим структуру затрат на производство продукции в машиностроении и металлообработке за 2011 год.

Таблица 5. – Структура  затрат на производство продукции (работ, услуг)

(В фактически  действовавших ценах, в процентах  к итогу)

Затраты на производство продукции (работ, услуг)

 

В том числе

Материальные затраты

Расходы на оплату труда

Отчисления на социальные нужды

Амортизация основных средств и  нематериальных активов

Прочие затраты

100

75,4

13,4

4,7

2,1

4,5


         Материальные затраты занимают  самый большой процент в системе  всех затрат, практически одинаковые  затраты производятся на социальные  нужды и прочие затраты. Наименьшую  часть занимают затраты на  амортизацию основных средств  и нематериальных активов, всего  2,1%. Расходы на заработную плату  составляют 13,4 процента из всех  затрат.

Проанализируем производство некоторых видов машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в натуральном выражении.

Таблица 6. - Производство отдельных видов машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в натуральном выражении

 

2007

2008

2009

2010

2011

Металлорежущие станки,  
тыс. шт.

4,6

4,6

2,5

3,7

4,3

Тракторы для сельского и  лесного хозяйства прочие (включая минитракторы и малогаборитные тракторы), тыс. шт.

60,4

66,6

47,3

46,9

62,6

Грузовые автомобили (включая  карьерные самосвалы), тыс. шт.

25,5

26,3

11,5

13,5

22,8

Автобусы, шт.

2 160

2 196

1 520

2 089

2 163

Троллейбусы, шт.

311

446

388

283

207


Из таблицы видно, что производство практически всех видов продукции с каждым годом увеличивается. Но как и в предыдущих таблицах 3 и 4, здесь наблюдается спад объёмов производства практически по всем видам продукции, но в последующие 2 года производство вновь повысилось.

Итак, из анализа видно, что отрасль машиностроения в Республике Беларусь стабильно развивается. Однако следует отметить, что наиболее неблагополучным годом для развития и функционирования машиностроительной и металлообрабатывающей отрасли был 2009 год. Здесь отмечалось падение показателей по всем анализируемым областям.

Несмотря на сохраняющиеся  трудности, машиностроительная продукция  в общем объеме экспорта республики занимает лидирующее положение. Имеющийся  научно-технический и производственный потенциал отрасли позволяет  значительно увеличить выпуск продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешних рынках. Тем не менее, негативное влияние на состояние отрасли продолжают оказывать значительный уровень износа основных фондов и недостаточный объем инвестиций (преимущественно внутренних) для их модернизации.

Главным направлением развития машиностроения в Беларуси в настоящее время является совершенствование, прежде всего, его отраслевой структуры. Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическая, электроника, радиоэлектроника, вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.[3]

3. Проблемы машиностроения в Беларуси и перспективы его развития.

В условиях перехода к рыночным отношениям в машиностроительном комплексе  Беларуси выявился ряд диспропорций. Его отраслевая структура, сложившаяся  в рамках бывшего СССР, характеризовалась  высокой материало- и энергоемкостью производства. Она, естественно, не была ориентирована на рыночные критерии, а тем более на внутриреспубликанские потребности и на свои собственные ресурсы. Поэтому сегодня проводится серьезная структурная перестройка и модернизация материально-технической базы комплекса, предпринимаются меры по повышению уровня автоматизации и механизации, а также эффективности его специализации: уменьшается доля металлоемких отраслей и увеличивается удельный вес точного наукоемкого машиностроения.

Продолжится процесс обновления выпускаемой продукции при одновременном  наращивании объемов ее производства и экспорта. В частности, предусматривается  расширение номенклатуры производимой сельскохозяйственной техники. Качество выпускаемой и разрабатываемой  продукции, ее высокая конкурентоспособность  будут обеспечиваться за счет использования  компьютерных технологий проектирования и управления, приобретения современного оборудования и технологий, оснащения  производства новыми видами контрольно-измерительной  техники. Для облегчения сертификации продукции на зарубежных рынках будут  продолжены работы по созданию и переходу на технические регламенты и стандарты, содержащие требования, аналогичные  директивам ЕС, а также на соответствующие  международным стандартам системы  управления качеством.

    Реализация намеченных  мероприятий будет происходить  за счет инвестирования собственных  средств организаций, целевого  кредитования инвестиционных проектов  и привлечения иностранных инвестиций.

    В 2011 - 2015 годах  предусматривается дальнейшее наращивание  экспорта машиностроительной продукции  за счет создания сборочных  производств на территории стран  СНГ, Ближнего Востока, стран  Африки и Азии. Намечается активное  проникновение белорусской машиностроительной  продукции на рынки промышленно  развитых стран путем создания  совместных организаций и участия  в транснациональных корпорациях.  Темпы роста производства несколько  замедлятся в связи с необходимостью  ввода дополнительных производственных  мощностей и ростом конкуренции.  Экономический рост будет сопровождаться  созданием и широким внедрением  как ресурсосберегающих, так и  экологически чистых и малоотходных  технологий, разработкой новых видов  экологически чистой продукции.[8]

Между тем, слабой позицией белорусской  машиностроительной промышленности является ее высокая импортоемкость. Высокая зависимость от импортных комплектующих, необходимость закупок оборудования за пределами страны для модернизации отрасли, а также ряд административных и управленческих факторов могут оказать негативное влияние на развитие машиностроения в республике. Сложившаяся структура промышленности, недавние финансовые трудности и неоднозначные перспективы экономического роста, не позволят произвести быструю модернизацию машиностроения, а без этого импортозамещение труднодостижимо.

Для Беларуси характерны и такие общие для стран ТС проблемы, как дефицит торгового баланса машиностроительной продукции, невысокая доступность финансовых ресурсов для модернизации.

По оценкам Евразийского банка развития, стимулом для интенсивного развития машиностроения является сотрудничество между странами региона, "что будет  способствовать увеличению производства и экспорта продукции, расширению источников привлечения инвестиций и внедрению новых технологий. [6]

Перспективы развития машиностроительной промышленности базируются на реализации мероприятий Концепции и Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, в соответствии с которыми целевыми ориентирами определены: ежегодный прирост объемов производства не менее 5 % при опережающих темпах роста экспорта; снижение материалоемкости продукции на 2—3 %; достижение уровня рентабельности не ниже 25 % . Политика структурных преобразований предусматривает повышение удельного веса отраслей и производств передового технологического уклада — электроники, точного машиностроения, приборостроения. Одним из основных направлений повышения уровня конкурентоспособности промышленного производства является коренная модернизация и техническое перевооружение машиностроения, обновление основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения нового оборудования и современных технологий.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и  производства машиностроения и металлообработки, нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах  производства, орудиях труда, предметах  долгосрочного потребления. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений.

Машиностроение Республики Беларусь располагает высокотехнологичным  производственным и научным потенциалом, в его составе 337 предприятий, организаций  и производств, развитие которых  направлено на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции на основе разработки и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов.

Главным направлением развития машиностроения в Беларуси в настоящее время является совершенствование, прежде всего, его отраслевой структуры. Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическая, электроника, радиоэлектроника, вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.

Одним из основных направлений  повышения уровня конкурентоспособности  промышленного производства является коренная модернизация и техническое  перевооружение машиностроения, обновление основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения нового оборудования и современных технологий.

 

Cписок литературы

1. Статистический ежегодник Республики Беларусь // Нац. стат. комитет РБ. – Минск, 2011. – 584 с.

2. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд., перераб. и доп.- Минск: БГЭУ, 2009. – 751 с

3. http://busel.org/texts/cat1xh/id5bwrcnr.htm - Информационный портал Республики Беларусь

4. http://www.minprom.gov.by/ -  Министерство промышленности Республики Беларусь

5. http://www.newsby.org/ -  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475 "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы"

6. Промышленность Республики Беларусь, 2011. [Электронный ресурс]: стат. сб. / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. — Минск: ИВЦ Белстата,, 2011. — Режим доступа: http://belstat.gov.by



 


Информация о работе Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Республики Беларусь