Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:30, контрольная работа
Цель работы: раскрыть понятие маржинализма и определить его категории.
Введение 2
Глава 1. Маржинализм 2
1. История возникновения теории маржинализма 2
Глава 2. Категории маржинализма 2
1. Предельная полезность 2
1.1 Закон убывающей предельной полезности 2
1.2 Измерение величины полезности 2
2. Предельная производительность 2
Заключение 2
Список литературы 2
Рассмотрим пример количественного измерения полезности в единицах, которые называются «ютили». Для количественного измерения полезности предполагается, что каждый потребитель имеет в своей голове некий измеритель полезности – «пользометр», который позволяет измерить, насколько потребитель удовлетворен.
Попытки кардиналистов решить вопрос об измерении предельных полезностей имели мало успеха. В теории предельной полезности XX в., сделавшей своим основным содержанием проблему выбора потребителя, преобладающим стал ординалистский подход. Одним из его основоположников является итальянский экономист В.Парето.
В.Парето (1848—1923) исследовал проблему предельной полезности с иных позиций, чем представители австрийской школы и ранние экономисты-математики. Он рассматривал предельную полезность не как единственное основание цен, а как лишь один из факторов, который через свое влияние на спрос воздействует и на изменение цен. В учение о предельной полезности Парето ввел ряд новых моментов. Если А. Маршалл считал еще возможным измерение предельных полезностей, то Парето выдвинул тезис о невозможности абсолютных измерений предельной полезности и предложил перейти к оценке предпочтений одних товаров по сравнению с другими (или одних комбинаций товаров по сравнению с другими комбинациями товаров), выводимых из эмпирических фактов товарного обмена. В качестве орудия такого анализа им были предложены кривые безразличия.
Широкое
распространение идеи ординализма
получили после появления работ английского
экономиста Дж.Хикса – «Стоимость и капитал»
(1939) и «Ревизия теории спроса» (1956). Дж.Хикс,
подобно В.Парето, считал необходимым
отказаться от абсолютного измерения
предельных полезностей и сконцентрировать
внимание на предпочтении одних товаров
другим. В.Парето и Дж.Хикс исходили из
наличия у потребителя определенной субъективной
шкалы предпочтений. В случае с двумя товарами
эти предпочтения принимают форму кривых
безразличия.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ - основополагающее понятие в теории предельной производительности, возникшей в конце XIX в. Разработка ее положений связана с именем Дж. Б.Кларка (США); в ее создании участвовали также А.Маршалл, Ф.Уикстид (Великобритания). В теории предельной производительности выдвигается положение, что стоимость продукции создается тремя основными производственными факторами: трудом, капиталом и землей. Каждый из них участвует в процессе производства стоимости, и поэтому все они в равной мере являются производительными. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется его предельной производительностью, т.е. величиной создаваемого им предельного продукта, под которым понимается прирост продукции, полученной в результате увеличения данного производственного фактора на единицу при неизменной величине всех остальных факторов.
Понятие предельного продукта
предполагает, что в неизменных технических
условиях последовательное увеличение
одного из производственных факторов
на единицу при неизменной величине других
ведет к снижающемуся приросту продукции.
В неоклассической теории это положение
называется законом убывающей производительности
последовательных затрат. Согласно этому
закону применение каждого фактора зависит
от соотношения цен предельного продукта
и единицы фактора, на который относится
данный предельный продукт (одного рабочего,
одной производственной установки, единицы
земельной площади и т. д.). Когда наступает
равновесие, дальнейшее увеличение затрат
фактора становится нерентабельным. Предполагается,
что закон убывающей производительности
может действовать лишь в условиях совершенной
конкуренции: если нет препятствий для
конкуренции и относительные цены факторов
изменяются в соответствии с изменениями
предельной производительности, то заработная
плата, процент, рента и будут ценой факторов
производства, совпадающей с их предельной
производительностью. Стоимость продукции
определяется как сумма произведений
количества каждого из производственных
факторов на его предельную производительность;
слагаемые суммы функционально определяют
долю факторов при распределении общественного
продукта, что в математической форме
может быть представлено в виде производственной
функции: Y = R(K, L, N), где Y - продукция, K - капитал,
L - труд, N - земля.
Заключение
В заключение нужно сказать, что маржинализм оказал огромное влияние на развитие экономической теории. Методологические принципы, разработанные австрийской и англо–американской школами маржинализма, стали исследовательским инструментом большинства современных течений экономической мысли.
В США маржиналистская теория не была ввезена из–за границы. Хотя европейские представители маржиналистской теории могут претендовать на приоритет, среди американцев эта новая экономическая теория нашла своего поборника в лице Джона Бейтса Кларка, которого многие считают наиболее крупным теоретиком в США. Разработав свой вариант новой доктрины совершенно независимо от У.С.Джевонса и от австрийской школы, Кларк впоследствии признавал, что все они пришли к одинаковым представлениям о хозяйственном процессе. Экономическая теория Кларка по существу характеризовалась самостоятельным открытием предельной полезности и распространением этого принципа на сферу распределения, а также на сферу производства. Однако аргументация Кларка не была ни столь глубокой, ни столь изящной, как у других представителей маржинализма.
Исследования
Кларка строятся на основе закона предельной
и убывающей
Важно отметить, что хотя теория Кларка было довольно революционной, как и вся маржиналистская теория, на практике она мало использовалась в силу своей неполноты и несовершенства.
Список
используемой литературы.
права. - М., 2006. - 85 с.
Издательство БЕК, 1996-106 с.
М: Экономикс, 2004-95 с.
100 с.
ИНФРА -М, 1999.-449 с.
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2004 г.
Информация о работе Маржинализм и важнейшие категории маржинализма