Макроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Явлениями, которые изучаются на макроэкономическом уровне, являются:
- цикличность экономического развития, нестабильность в экономике, экономический рост;
- безработица;

Файлы: 1 файл

3_Makro.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

Специализированные  банки выбирают для себя особые сферы деятельности. К ним относятся:

1) инвестиционные банки, занимающиеся финансированием и кредитованием капитальных вложений;

2) ипотечные банки, предоставляющие кредиты под залог недвижимости (земельных участков, домов, сооружений);

3) экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование внешней торговли;

4) сберегательные банки, концентрирующие сбережения населения и передающие их в распоряжение предпринимателей.

По  территориальному признаку банки делятся на республиканские, региональные, межрегиональные, местные, национальные, международные.

По  способу формирования уставного  капитала банки делятся на акционерные и паевые.

По  степени независимости банки разделяют на самостоятельные, дочерние, сателлиты (полностью зависимые), уполномоченные (банки-агенты), филиальные.

Кроме того, созданы  крупные международные банки.

Банк  международных расчетов (БМР) – межгосударственный банк, совмещающий проведение чисто коммерческих операций для центральных банков с ролью организатора и участника международного валютного содружества.

Создан в 1930 г. В числе учредителей БМР – центральные банки Бельгии, Великобритании, Германии, Италии и Франции, а также Японии и США. В течение 2 лет после учреждения БМР на его акции подписались 19 банков стран Европы.

К началу 1980-х  гг. центральным банкам принадлежало 3/4 капиталов БМР.

БМР – преимущественно европейская организация, поддерживающая тесные связи с Федеральной резервной системой (ФРС) США.

Согласно уставу БМР:

1) способствует  сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает дополнительные благоприятные условия международных финансовых операций;

2) действует  в качестве доверенного лица  при осуществлении международных финансовых операций.

Еще одна задача БМР – использование технического аппарата и опыта банка для различных международных финансовых соглашений.

Высшим органом  БМР является собрание акционеров, созываемое ежегодно.

Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-финансовая организация со статусом специализированного учреждения ООН, действующая с 1946 г. Россия - член МВФ с 1992 г. Штаб-квартира фонда – в Вашингтоне, отделения – в Париже и Женеве. Количество государств – членов МВФ – 182.

Официальные цели МВФ:

1) способствовать  процессу сбалансированного роста международной торговли;

2) содействовать  сбалансированности обменных курсов валют;

3) оказывать  помощь в создании многосторонней  системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также устанавливать валютные ограничения, препятствующие росту мировой торговли;

4) предоставлять  государствам-членам финансовые  ресурсы.

Международный банк реконструкции и развития.

(МБРР) – межгосударственный инвестиционный институт; одна из крупнейших международных финансовых организаций. Учрежден одновременно с МВФ. МБРР – специализированное финансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). Функционирует с 1946 г. Количество стран – членов Банка – 180. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ.

Официальные цели МБРР – содействие и помощь в реконструкции и развитии экономики стран – членов Банка путем предоставления им долгосрочных кредитов и гарантий.

Денежно-кредитная  политика – целенаправленные действия государства (Центрального банка) по регулированию количества денег в обращении. При меньшей денежной массе сокращается совокупный спрос. За счет этого уменьшается инфляция спроса, но одновременно снижаются инвестиции в реальный сектор экономики, а это приводит к снижению темпов роста производства. Наоборот, при увеличении денежной массы возрастает спрос практически на все виды товаров и услуг, что при их недостатке ведет к появлению и развитию инфляционного спроса. Однако, рост спроса ведет к увеличению предложения за счет расширения производства.

Для регулирования  количества денег в обращении используются в основном три инструмента – ставка рефинансирования Центрального банка (официальный учетный процент), нормы обязательных резервов Банка РФ, скупка-продажа государственных ценных бумаг Центральным банком.

Повышение ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов коммерческих банков и увеличение продажи государственных ценных бумаг имеют следствием сжатие денежной массы. При снижении ставки рефинансирования, нормы обязательных резервов и увеличении скупки государственных ценных бумаг происходит расширение денежной массы.

Основные  направления денежно-кредитной политики:

1) регулирование  денежной массы с целью стимулирования экономического роста;

2) сглаживание  колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне;

3) корректировка  цен, занятости;

4) обеспечение  бесперебойного функционирования  платежно-расчетной системы.

 

 

3.5. Бюджетно-налоговая система

 

Государственный бюджет – 1) находящийся в распоряжении государства централизованный фонд денежных ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления; 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Является центральным звеном бюджетной системы современных стран.

 Прообраз  государственного бюджета появился  одновременно с возникновением первых государств. Вначале государственный бюджет совпадал с доходами и расходами личных средств, которыми располагал глава государства (король, шах, император, князь). Лишь в эпоху нового времени государственный бюджет отделился от личных средств правителя: начала выстраиваться система доходов (налоги, сборы, доходы от государственного имущества) и расходов (двор, армия и флот, правоохранительная деятельность, государственное управление), связанных только с государственным управлением.

Бюджетно-налоговая  политика государства – целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение  национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Как и в других федеративных государствах, в Российской Федерации бюджет государства выступает  в виде системы состоящей из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Правовую основу функционирования бюджетной системы составляют Бюджетный кодекс Российской Федерации и федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов федерации о бюджетах субъектов федерации на соответствующий год и аналогичных законов местных органов власти. Бюджеты любого уровня системы власти представляет собой главные финансовые планы государства, субъектов федерации и муниципальных образований на текущий год. Все эти планы имеют силу закона. Составляются они в форме баланса расходов и доходов.

Главная роль в  регулировании бюджетных процессов  в государстве принадлежит Бюджетному Кодексу РФ.

Доходы бюджета  формируются за счёт налогов, других обязательных сборов и платежей, а  также неналоговых поступлений (доходы от использования государственного имущества и проч.).

Налог – обязательный безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях формирования доходов и обеспечения расходов государственных и местных органов власти.

В современном  законодательстве России:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор, уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а другой, налогоплательщику,  - обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.

В международной  практике налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они не включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг и не включают обязательные отчисления на социальные нужды, штрафы и пени.

Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе.

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В этом случае размер налогового оклада точно известен налогоплательщику или его возможно рассчитать.

В качестве примера  можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль  предприятий и организаций, налог  на имущество, переходящее в порядке  наследования или дарения, и др.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). Сумму, уплачиваемую налогоплательщиком, в этом случае подсчитать практически не представляется возможным. Однако очевидно, что основную часть бремени по уплате этих налогов несут конечные потребители, т.е. физические лица.

По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.); налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.

Смешанные налоги уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей ее территории.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым законодательством, порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

налог на добавленную  стоимость;

акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

налог на прибыль (доход) организаций;

Информация о работе Макроэкономика