Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 12:04, лекция
Экономика – понятие широкое, поскольку она может включать хозяйственную деятельность и операции разного уровня (административного масштаба). В соответствии с этим экономика имеет несколько уровней:
1) номоэкономика (или хомоэкономика) описывает поведение экономических субъектов, главным образом индивидов и домашних хозяйств;
Исходя из этого автономные величины имеют большое практическое значение: они не зависят ни от дохода, ни от процентной ставки, ни от уровня цен и т. д. Соответственно автономные расходы всех субъектов рыночной системы определяются как (a + I + G + g), где C = a + b × Yd; соответственно a = С – b × Yd; b – предельная склонность к потреблению; Yd – величина располагаемого дохода, которая получается путем вычета из общего дохода всех налогов.
Функция чистого экспорта:
Xn = g – m’Y,
где g – автономный чистый экспорт, не зависящий от дохода;
m’ – предельная склонность к импортированию, т. е. m’ = ∂M / ∂Y; ∂M – изменение затрат на покупку импортных товаров; ∂Y – изменение дохода.
Если доход субъектов увеличивается, они начинают больше приобретать как отечественной продукции, так и импортной. Сама доля экспорта вовсе не зависит от структуры доходов нашего населения, а определяется доходами тех субъектов, которые за границей будут покупать продукцию нашего отечественного производства. Именно поэтому в функции чистого экспорта перед доходом стоит знак «-», что означает отрицательную зависимость или независимость экспорта от дохода страны-экспортера.
Ниже представлен Крест Кейнса, или график (рис. 1), отражающий связь между совокупным выпуском и планируемыми расходами:
Рис. 1. Крест Кейнса
Биссектриса угла плоскости есть линия равенства планируемых расходов валовому выпуску, т. е. все, что произведено, будет потреблено, в то же время это говорит о равенстве инвестиций и сбережений. На самом деле это равенство (Y = E) возникает случайно и не может быть постоянным. В соответствии с этим кривая планируемых расходов (E = C + I + G + Xn) лишь пересекает биссектрису. Поэтому получается, что планируемые расходы то превышают объем выпуска, то, наоборот, значительно ниже его. Точка А отражает равновесное значение выпуска и потребления, именно в ней экономика находится в состоянии макроэкономического равновесия, когда интересы всех субъектов учтены. Это ориентир рынка, к которому стремятся все его действующие субъекты.
Таким образом, отрезок Y2 – Y0 показывает, что те расходы, которые субъекты экономики планируют осуществить, значительно превышают тот объем выпуска, который был реально произведен. Спрос превышает предложение, и фирмы вынуждены для удовлетворения потребностей покупателей поставлять на рынок некогда созданные запасы. Так достигается равновесное значение уровня выпуска и потребления.
Случай на отрезке
Y0 – Y1 характеризуется
5. Мультипликатор автономных расходов, рецессионный и инфляционный разрывы
Равновесный уровень выпуска может колебаться вследствие динамики расходов любого из экономических субъектов, т. е. любой из элементов формулы планируемых расходов E = C + + I + G + Xn (C – потребительские расходы, I – расходы фирм на инвестиции, G – государственные расходы, Xn – чистый экспорт) может стать причиной нарушения макроэкономического равновесия. Когда один из компонентов начинает расти, вся кривая планируемых расходов сдвигается вверх параллельно прежней, в результате равновесное значение ВВП также растет.
Эта закономерность может быть выражена следующим образом: изменение любого из компонентов автономных расходов способствует в несколько раз большему росту национального дохода:
ΔA = Δ(a + I + G + g),
где ΔA – изменения автономных расходов, происходящие вне зависимости от динамики совокупного дохода;
a – автономное потребление домашних хозяйств;
I – автономные инвестиции фирм;
G – автономные расходы государства;
g – автономный чистый экспорт.
Такие изменения в динамике совокупного дохода возможны благодаря действию эффекта мультипликатора, который математически может быть выражен следующим образом:
m = ΔY / ΔА,
где ΔY – приращение дохода или его соответственное уменьшение;
ΔA – изменения в автономных величинах.
Таким образом, эффект мультипликатора есть отношение динамики национального дохода вследствие изменения хотя бы одной из составляющих автономных расходов. Здесь ΔA – первопричина экономических колебаний, ΔY – следствие, реакция экономики на предпочтения всех ее субъектов. Мультипликатор – это показатель разового прироста или спада объемов выпуска.
Предположим, что
автономное потребление например домашних
хозяйств увеличивается, следствием чего
является рост общей величины автономного
потребления. В результате растут совокупные
расходы за счет динамики расходов
домашних хозяйств на приобретение товаров
и услуг для текущего потребления.
Рост совокупных расходов вызывает рост
совокупного дохода, что свидетельствует
о больших покупательных
Можно сделать вывод, что мультипликатор является одним из основных факторов макроэкономической нестабильности. Вследствие этого бюджетно-налоговая политика государства должна быть направлена прежде всего на создание и поддержание встроенных стабилизаторов экономики, например прогрессивной системы налогообложения, системы государственных трансфертов и т. д.
Рецессионный разрыв – это потенциальная величина совокупных расходов, которая необходима для того, чтобы фактический равновесный объем выпуска достиг своей потенциальной величины в условиях полной занятости всех ресурсов (рис. 2).
Рис. 2. Рецессионный разрыв
В данном случае равновесный ВВП значительно ниже потенциального, это говорит о том, что совокупный спрос, представленный кривой планируемых расходов, малоэффективен. Для того, чтобы фактический ВВП достиг потенциального, графически необходимо, чтобы макроэкономическое равновесие переместилось из точки А в точку В. Таким образом, преодоление рецессионного разрыва возможно благодаря применению математической формулы: ΔY = величина рецессионного разрыва * m, где m – мультипликатор автономных расходов.
Инфляционный разрыв характеризуется величиной, на которую должны уменьшиться планируемые расходы для обеспечения соответствующего снижения фактического ВВП и равновесия до уровня потенциального. На рисунке 3 показан инфляционный разрыв. В данном случае совокупный спрос чрезмерен, вызывает кризис недопроизводства. В условиях дефицита товаров растут цены, и начинает раскручиваться инфляционная спираль. Поэтому крайне важной является мера по сдерживанию совокупных расходов. Когда экономика преодолевает инфляционный разрыв, равновесие перемещается из точки А в точку В, спрос снижается, и ситуация стабилизируется.
Рис. 3. Инфляционный разрыв
Инфляционный разрыв также можно рассчитать математически: ΔY = величина инфляционного разрыва × m.
ЛЕКЦИЯ № 5. Инфляция и безработица
1. Сущность, причины и измерение инфляции
Инфляция – это устойчивый долговременный рост общего уровня цен в экономике, сопровождающийся обесцениванием денег. На 2007 г. в бюджете России заложена инфляция величиной 8 %, к сожалению, на деле очень тяжело выполнить план, поэтому зачастую инфляция по неофициальным данным оказывается намного выше установленного уровня.
Сегодня инфляция – это фактор макроэкономической нестабильности, это более серьезный феномен даже по сравнению с проблемой безработицы. Как экономическая категория инфляция появилась после крушения золотого стандарта. Позже на Ямайке была принята система плавающих валют, а сегодня признан золотодевизный стандарт. В 1977 г. уже окончательно был запрещен обмен денег на золото, постепенно покупательная способность денег начала снижаться. В плановой экономике СССР цены намеренно сдерживались, именно по этой причине в стране наблюдался острый дефицит товаров и услуг. Деньги стали менее редким элементом экономики по сравнению с товарами.
После падения командно-
В рыночной экономике существует процесс, обратный механизму инфляции. Дефляция есть не что иное, как устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен. Уровень инфляции измеряется темпом роста цен и рассчитывается по типу индекса Пааше:
π = (Р – Рt-n) / Рt-n,
где Р – это средний уровень цен в текущем периоде; Рt-n – уровень цен в базисном году, с которым производится сравнение.
Среднее значение цен может быть рассчитано посредством анализа индекса цен, поэтому порой за основу определения уровня инфляции берется индекс Ласпейреса или индекс потребительских цен (CPI):
π = (CPI–CPIt-n) / CPIt-n.
Несмотря на то, что оба вышеперечисленных метода используются при расчете величины инфляции, они дают совершенно разные данные. Так, например, по индексу Пааше инфляция в 1998 г. находилась на уровне 11,4 %, а в 1999 г. – 74,9 %. Индекс Ласпейреса выдает совсем другие цифры, соответственно 28 % и 88 %. Иными словами, индекс Пааше несколько занижает общий уровень цен в стране, а индекс потребительских цен, напротив, завышает его. Такой скачок цен в 1999 г. является следствием дефолта 1998 г., когда национальная валюта обесценивалась по сравнению с резервной. Кроме того, этот процесс сопровождался стагнацией в экономике. Таким образом, для того, чтобы привести два индекса к какому-либо равновесному значению, очень часто за основу расчетов берут индекс Фишера, который равняется:
где IL – это индекс Ласпейреса;
IP – индекс Пааше.
На основании этого темпы инфляции в 1998 и 1999 гг. были приблизительно равны 18 % и 81 %. После того как экономика оправилась от кризиса, инфляция пошла на убыль: в 2004 г. она составила 11,7 %, 2005 г. – 11,3 %, 2006 г. – ≈ 10 % соответственно по индексу Фишера.
В заключение следует добавить, что не всякий рост цен является результатом возникновения инфляции. Ведь в экономике существуют так называемые сезонные колебания спроса и предложения – неинфляционные колебания. Кроме того, рост цен в результате повышения минимальной ставки оплаты труда также не говорит о кризисности экономики.
2. Виды инфляции: инфляция спроса и издержек
Инфляция – это экономическое зло, она в совокупности с безработицей определяет такое понятие, как макроэкономическая нестабильность. Кроме того, вся ее опасность заключена еще и в том, что в нашей стране нет строго структурированной, разработанной антиинфляционной политики, пока еще не найдены стопроцентные методы борьбы с инфляцией.
Таким образом, инфляция – это пока до конца не изученный феномен, поскольку может быть как явной, открытой, так и проявляться в скрытой форме. Открытая инфляция характеризуется тем, что на рынке потребитель сталкивается с проблемой постоянного роста цен и обесценивания денежной единицы. Скрытая форма инфляции заключена в том, что на рынке проявляется тотальный дефицит товаров и услуг, что само по себе подразумевает снижающееся или низкое предложение и рост цен на продукцию.
Помимо данной простой классификации, инфляцию принято различать по темпам развития инфляционной спирали. Умеренной называют инфляцию, темпы роста которой за год не превышают 5 %, она не сильно отражается на рыночной ситуации и в принципе характерна для экономики абсолютно любой страны, даже самой развитой. Инфляция в рамках 5-100 % – это галопирующая инфляция, она стремительно развивается, что в результате затрудняет проведение рыночных операций. Цены меняются крайне быстро, поэтому их рассчитывают, опираясь на данные инфляционных ожиданий на определенный момент времени. Гиперинфляция имеет темп развития, превышающий 100 % в год. Это самый опасный момент в развитии экономики, глубокий кризис неизбежен. В результате цены меняются каждый день или даже несколько раз в день, что не дает возможности оценить реальную стоимость произведенных благ и услуг, совершить рыночную сделку. Экономисты также выделяют еще один вид инфляции – стагфляцию. Это тип инфляции, когда процесс раскручивания инфляционной спирали сопровождается одновременным спадом производства в экономике, называемым стагнацией. Итак, стагфляция = стагнация + инфляция.
Инфляция спроса – это состояние экономики, когда совокупные расходы растут при практически полной занятости всех ресурсов. Иными словами, в условиях полной занятости предложение на рынке не изменяется, поскольку у фирм нет дополнительных ресурсных возможностей, они фактически использовали весь ресурсный потенциал. Вследствие этого производство не может полностью обеспечивать вновь растущий спрос, поэтому на рынке начинают расти цены.
Инфляция издержек – это состояние экономики, когда производители ограничивают масштабы производства из-за высоких средних издержек на единицу изготавливаемой продукции. В данном случае потребительский спрос – величина более или менее постоянная. В результате действия определенных факторов затраты производства начинают расти, фирмам становится невыгодно реализовывать продукцию по прежним ценам. В результате общий уровень цен на рынке начинает расти, в то время как предложение сокращается. Исходя из принципа сообщающихся сосудов рост цен на одном рынке в качестве импульса передается на другие, и в результате инфляционная спираль захватывает все большую часть национальной экономики.