Макроэкономическая политика и современные школы экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 02:41, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике. Для определения поставленной цели необходимо уделить внимание таким вопросам, как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, как реализуется данная политика и т.п.
Также данная работа содержит анализ современных школ экономических мыслей, таких как маржинализм, неоклассическая школа, кейнсианство, экономическая школа институционализма, школа монетаризма. Цель анализа - исследование основных этапов и особенностей систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявление значимости для практики хозяйственной жизни.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ».
3. ВИДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
3.1. Антициклическая политика.
3.2. Антиинфляционная политика.
3.3. Политика регулирования экономического роста.
3.4. Политика стабилизации.
4. ЗАДАЧИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
5. ЦЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
6. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ.
6.1. Бюджетно-налоговая политика.
6.2. Кредитно-денежная политика.
6.3. Социальная политика.
6.4. Внешнеэкономическая политика.
7. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
7.1. Маржинализм.
7.2. Кейнсианство.
7.3. Неокейнсианство.
7.4. Посткейнсианство.
7.5. Неолиберализм.
7.5.1. Фрайбургская школа.
7.5.2. Монетаризм.
7.5.3. Лондонская школа.
7.6. Институционализм.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
9. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Реферат. Щегольковой Марии.docx

— 60.40 Кб (Скачать)

   Дж. Б. Кларк рассмотрел экономику в двух состояниях — статики и динамики. Основоположник теории предельной производительности, в соответствии с которой если хотя бы один фактор производства остается неизменным, то приращение остальных факторов будет давать все меньший прирост продукции, т. е. в процессе производства наблюдается убывающая производительность труда и капитала.

    1. Кейнсианство.

   Кейнсианство было положено Дж.М. Кейнсом. Кейнс проанализировал современную ему капиталистическую экономику и пришел к выводу, что эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое, капиталистическая экономика не полностью использует возможности производительных и трудовых ресурсов и сотрясается периодическими кризисами. Основное положение теории Кейнса — признание кризисов явлением, органически присушим рыночной экономике и ее неспособности к саморегулированию. Поскольку рыночная экономика не является совершенной и саморегулируемой, то максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Государство воздействует на экономику путем увеличения или уменьшения спроса, применяя инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Кейнсианство получило широкое распространение в 1950—60-х гг.

    1. Неокейнсианство.

   Центральной проблемой в теории неокейнсианцев стало обеспечение динамического равновесия. Неокейнсианские теории роста явились продолжением и развитием теории Кейнса и ставили ее целью приспособление к нуждам послевоенного развития капиталистических стран. В неокейнсианстве можно выделить две ветви — американскую и европейскую. Наиболее известные американские последователи Кейнса — А. Хансен, Е.Д. Домар, С.Э. Харрис. Наиболее известными европейскими последователями Кейнса являются Р.Ф. Харрод, Дж.Р. Хикс, Ф. Перу.

   Учение французских последователей Кейнса — дирижизм. Его представители доказывали необходимость систематического регулирования экономики; настаивали на том, что государственное регулирование должно быть масштабным и значительным, а меры — радикальными. Экономисты этого направления выдвинули принцип акселератора, означающий, что рост доходов в конкретных случаях может увеличивать инвестиции. Принцип акселерации был сформулирован французским экономистом А. Афталъопом, а впоследствии детально разработан Р. Харродом, Дж. Хиксом.

   Для американских последователей учения Кейнса необходимость государственного регулирования экономики — аксиома, для покрытия расходов государства они считали возможным повышение налогов с доходов населения, рост государственных займов и выпуска денег. Они полагали, что государство должно маневрировать своими расходами в зависимости от экономической конъюнктуры.

    1. Посткейнсианство.

   Посткейнсианство сформировалось в 1960—70-е гг. Его ведущие представители — Дж.В. Робинсон, Н. Калдор, П. Сраффа, А. Лейонхуфвуд. Они всесторонне рассмотрели рыночные аспекты функционирования монополий. Экономисты отмечали, что покупателей на рынке интересуют не только цены, но и качество товара, местонахождение продавца, качество обслуживания и пр. По их мнению, крупные корпорации и акционерный капитал, на котором они базируются, — факторы, ведущие к стиранию классовых различий между рабочими и капиталистами.

    1.  Неолиберализм.

   Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 1920—30-е гг. Он предлагает минимизировать участие государства в хозяйственной жизни. В этом направлении можно выделить: Фрайбургскую школу, ведущими представителями которой являются В. Ойкен и Л. Эрхард; Чикагскую школу (монетаризм), которую представляют Л. фон Мизес и М. Фридмен; Лондонскую школу, лидером которой выступает Ф.А. фон Хайек.

      1. Фрайбургская школа.

   Фрайбургской школе принадлежит идея сочетания рыночной экономики и справедливого распределения дохода. Центральное положение — учение об идеальных типах хозяйства: свободное рыночное хозяйство и центрально-управляемое хозяйство. По мнению экономистов этой школы, автоматическое функционирование рыночной экономики невозможно, поэтому ее следует дополнить мерами государственного регулирования. Государство должно защищать свободную конкуренцию и частную собственность, контролировать условия ценообразования и монополии. Оно должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя частичное перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. Данная концепция была разработана В. Эйкеном, в дальнейшеем была развита Л. Эрхардом. По мнению Эрхарда, рыночная экономика ведет к значительной дифференциации доходов населения, бедности отдельных социальных групп, что в свою очередь ведет к росту политической, социальной и экономической нестабильности. Необходим контроль за деятельностью монополий; в исключительных случаях государство может даже регулировать цены на важные товары.

      1. Монетаризм.

   Основоположником школы монетаризма является И. Фишер, давший глубокий анализ количественной теории денег. Современным представителем этого течения является М. Фридмен. Фридмен полагает деньги решающим фактором общественного воспроизводства. Количественная теория денег устанавливает прямую связь между ростом денежной массы в обращении и ростом товарных цен. Все колебания уровня экономической активности сопровождаются изменениями в предложении денег. Монетаризм выступал против государственного вмешательства в экономику и признавал его роль только в сфере денежного регулирования. Монетаристы полагали, что социальная политика государства ведет к демотивации хозяйственной деятельности. Сторонники школы настаивают на снижении государственных регуляторов до минимума, допуская налоговое и бюджетное регулирование.

      1. Лондонская школа.

   С позиции Лондонской школы рыночная экономика представляет собой порядок, основанный на индивидуальной свободе. По Хайеку, экономическая свобода — свобода человека распоряжаться присущими ему ресурсами, не ограничивая при этом свободу других людей. По его мнению, высшей человеческой ценностью является свобода, гарантией свободы — частная собственность. Пока контроль над собственностью распределен между множеством независимых друг от друга людьми, никто не имеет над ними абсолютной власти. Экономические проблемы должны решаться через накопление и распространение информации. Если информация распространяется беспрепятственно, то экономика переходит в оптимальное состояние.

    1. Институционализм.

   Институционализм сформировался на рубеже XIX и XX вв. В своем развитии он прошел 3 этапа. Первый этап приходится на 20—30-е гг. XX в. Ведущими представителями периода его становления как научной школы являются Т.Б. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл. Второй этап приходится на послевоенный период до 60—70-х гг. XX в.: изучаются демографические проблемы, профсоюзное движение, противоречия социально-экономического развития капитализма. Ведущим представителем является Дж.М. Кларк. Третий этап — 60—70-е гг. XX в. - изучается роль экономических процессов в социальной жизни общества (неоинституционализм), ведущие  представители - Дж. К. Голбреит, Р. Коуз. Важнейшая черта институционализма — идея «социального контроля» над экономикой.

   Т. Веблен - основоположник социально-психологического направления институционализма, согласно которому экономические явления нужно трактовать с социологической и исторической позиций. Рассматривал психологию коллектива. Полагал, что именно они являются основой развития общества. Отмечал, что модель «экономического человека», поведение которого диктуется стремлением к максимизации полезности, устарело. Сегодня поведение человека определяется как экономическими факторами, так и не экономическими, в частности моральными, этическими, культурными. Ввел понятие престижного потребления, получившего название «эффекта Веблена». Согласно этому эффекту существуют особые цены на товары, символизирующие их престижность, т.е. товары престижного потребления ценятся по тому, насколько владение ими отличает человека от окружающих.

   Дж. Коммонс — основоположник социально-правового направления институционализма, полагавшего, что основой экономического развития являются юридические отношения, правовые нормы. Объектом его исследования являются коллективные институты — семья, профсоюзы, государство. Все недостатки капитализма объяснял несовершенством юридических норм. Разработал теорию социальных конфликтов, в соответствии с которой общество состоит из различных групп, заключающих между собой, на основе действующих юридических норм, равноправные сделки. В ходе реализации сделок возникают конфликтные ситуации, являющиеся источником движения общества.

   У. Митчелл — основатель конъюнктурно-статистического направления институционализма. Известен как специалист по изучению циклических явлений. По его мнению, экономический цикл — результат действия множества взаимосвязанных параметров (инвестиций, денег, курсов ценных бумаг, сбережений). Выступал за необходимость государственного воздействия на экономику, разделял центральную идею институционализма о необходимости социального контроля над ней.

   Дж. К. Гэлбрейт — представитель неоинституционализма. Считал, что поведение современной рыночной экономики все более определяется крупными корпорациями. По Гэлбрейту, современный ему капитализм начал трансформироваться в индустриальное общество. На верхнем уровне этого общества находятся крупные корпорации, создающие плановый порядок, на нижнем — множество мелких фирм, формирующих рыночную среду. Проповедовал идею конвергенции, т. е. сближения капиталистического и социалистического общества.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Проанализировав  каждую из школ современной экономической науки, мы видим, что каждая из них по-своему важна и имеет определенный вклад в разные сферы экономической деятельности, и в экономику в целом. Здесь уместно сказать, что: «Высочайшая дань уважения, которая может быть выражена экономисту, заключается в том, чтобы признать, что экономическую теорию невозможно представить без него. Не правда ли, в отношении Кейнса это верно?»1 И, по-моему мнению, данную цитату можно использовать не только в отношении представителя кейнсианской школы. Она применима ко всем экономистам, ученым, представленным в данной работе. Дополняя, критикуя друг друга, они «сделали» экономику такой, какой она существует на данный момент.

  1. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/predmet-makroekonomiki.html

http://modern-econ.ru/makro/problemy/cikl/prichiny.html

http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0032/

http://allstude.ru/Ekonomika/Ekonomicheskiiy_rost_istochniki_i_modeli_Politika_ekonomicheskogo_rosta.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%E5%E6%ED%EE-%EA%F0%E5%E4%E8%F2%ED%E0%FF_%EF%EE%EB%E8%F2%E8%EA%E0_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E0

«Государственное регулирование экономики» под общ. ред. Г.Н. Власова и А.М. Желтова.

http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/vneshneekonomicheskaya-politika-gosudarstva.html

http://modern-econ.ru/vvedenie/predmet-metod/razvitie/sovremennie.html

«История экономических учений» под общ. ред. А.Г. Худокормова.

 

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: «Дело Лтд», 1994. С. 629


Информация о работе Макроэкономическая политика и современные школы экономической мысли