Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 18:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение инфляции как проявления макроэкономической нестабильности, механизмов развития инфляционных процессов в экономике.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие основные задачи:
- раскрыть сущность и причины инфляции;
охарактеризовать типы и виды инфляции, а так же методы измерения инфляционных процессов;
рассмотреть последствия развития инфляции;
определить особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….………………4
ГЛАВА 1 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности...6
1.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия…………………………..……………………………………..……..6
1.2 Типы и виды инфляции…………………….…………………...…………14
1.3 Методы измерения инфляционных процессов…………………….…….16
1.4 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса………………….…………20
ГЛАВА 2 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства………………..……………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…………………
Наиболее же широко используемым в рыночной экономике показателем инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он измеряет изменение с течением времени в стоимости фиксированной потребительской корзины товаров и услуг. При таком подходе изменения индекса могут вызываться только изменениями цен, но не переменами в структуре потребления в результате изменения доходов или появления новых товаров. ИПЦ позволяет получить подробную картину изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и может помочь выявить те области, где факторы, связанные с предложением, могут способствовать инфляции. Кроме того, ИПЦ и его элементы используются экономистами как дефляторы при составлении национальных счетов в постоянных ценах.
Существуют две хорошо известные проблемы, связанные с определением ИПЦ, которые подводят критиков этого понятия к выводу, что ИПЦ завышает рост стоимости жизни.
Во-первых, в реальной жизни потребители меняют стиль своего поведения (а, следовательно, состав рыночной корзины тоже меняется), в особенности в ответ на изменения относительных цен. Со временем потребители будут покупать рыночную корзину, которая фактически содержит больше относительно дешевых и меньше относительно дорогих товаров и услуг. ИПЦ, взвешенный на постоянной основе, строится на предположении, что подобные замены не имели места, и таким образом, переоценивает фактическую стоимость жизни.
Во-вторых, ИПЦ не принимает во внимание качественные сдвиги (улучшение или ухудшение качества товара и услуг). В целом экономисты считают, что ИПЦ завышает уровень инфляции – и, вероятно, весьма существенно. Таким образом, ИПЦ не просто инструмент измерения проблемы инфляции, но, вероятно, и часть самой проблемы. Необходимо отметить также, что ИПЦ нигде явным образом не учитывает диспропорции между ростом товарной и денежной массы, которая, как было указано ранее, является одной из причин инфляции.
При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.
Один
из них основывается на применении
индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются
цены текущего периода (p1,) и базового
(р0) на одинаковый набор товаров
(товарную корзину) (q0). Формула Ласпейреса
показывает, на сколько фиксированная
товарная корзина становится дороже в
текущем периоде.
Другой
метод опирается на использование
индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы
по формуле Пааше показывают, на
сколько фиксированная товарная
корзина текущего периода дороже
или дешевле, чем в базовом
периоде:
Индекс
Пааше не свободен от недостатков. Он
отличается высоким уровнем агрегирования,
но потребительские корзины
Он совсем не реагирует на скрытое повышение цен, происходящее в результате ассортиментных сдвигов в структуре товарного предложения и незначительных изменений качества продукции, т.к. в соответствии с этим индексом сравниваются цены только тех товаров, которые продавались в году t и в году t+1. Поэтому появление в последнем году «нового» и более дорогого изделия учтено не будет. Индекс Пааше не дает четкого представления о течении открытой инфляции еще и потому, что впитывает в себя многочисленные эффекты, связанные с перекрестной эластичностью спроса по цене.
Оба
рассмотренных индекса имеют
недостаток: в них не учитываются
изменения номенклатуры потребительских
товаров, а значит, не отражаются сдвиги
в товарных корзинах потребителей.
Если индекс Ласпейреса несколько завышает
рост цен, то индекс Пааше его занижает.
Чтобы точнее отразить с помощью ценовых
индексов динамику цен и соответственно
динамику стоимости жизни (реальные затраты
потребителей на приобретение определенных
наборов товаров и услуг), используют индекс
Фишера:
If
=√ Il х Iр
Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
На основе формулы Ласпейреса во многих странах рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и по стране в целом за неделю, месяц, квартал и год.
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции.
Таким
образом, система показателей для
измерения инфляции включает: индексы
цен (индекс потребительских цен, индекс
розничных цен набора продуктов питания,
индексы количества наличных денег в обращении
и выпуск денег в обращение, индекс стоимости
жизни, индекс оптовых цен производителя,
дефлятор валового внутреннего продукта);
при подсчете ценовых сдвигов обычно используют
индексы Ласпейреса, Пааше и Фишера; для
оценки и измерения инфляционных процессов
также интерес представляет показатель
темпа инфляции и сопоставления возросшего
уровня цен с более низким их уровнем,
выраженным в более прочной валюте другой
страны, «правило величины 70» и др [5, с.348].
1.4
Инфляция и безработица.
Кривая Филлипса
Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Эту связь впервые установил австралийский экономист Филипс. Он обратил внимание, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается.
Эту связь можно прокомментировать следующим образом. Как известно, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т.е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.
Инфляция
и безработица — две острые и взаимосвязанные
проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем
ниже размеры безработицы. Чем ниже темп
инфляции, тем большее число людей вынуждены
заниматься поиском работы. Это реальная,
хотя и эмпирически установленная картина
(рис.1.4) [2, с.337].
Рис.
1.4 - Кривая Филлипса
Некоторые экономисты полагали, что экономическая система будет оптимально функционировать в точке К, где полная занятость достигается ценой умеренной инфляции. Противники инфляции в любом ее проявлении выбрали точку М, в которой, по их мнению стабильность цен существует благодаря некоторому уровню безработицы.
С точки зрения современной экономической теории обратная зависимость между уровнем безработицы и темпом инфляции существует лишь в краткосрочных временных интервалах. В долгосрочном временном интервале кривая Филлипса представляет собой вертикальную линию N, характеризующую естественную норму безработицы. Ордината точки пересечения кратко- и долгосрочной кривых Филлипса соответствуют значению ожидаемого темпа инфляции.
Подводя некоторый итог, отметим, что в современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т.е. инфляции. Это объяснимо, ибо два этих показателя тесно связаны. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены.
На
поведение людей, производственную активность
населения оказывают влияние не только
рост цен, но и ожидания. Если они рациональны,
то рационально и поведение. Людей интересует
не номинальная, а реальная заработная
плата. Сама инфляция становится теперь
зависимой от степени доверия к действиям
правительства. Политика выбора между
безработицей и инфляцией теряет свою
актуальность. Основные акценты смещаются
в сторону изучения факторов, под влиянием
которых формируются ожидания.
ГЛАВА
2 Особенности инфляции
в Республике Беларусь
и антиинфляционная
политика государства
Прирост индекса потребительских цен в январе-мае 2011 г. составил 25,4 процента (или 4,6 процента в среднем за месяц) против 4 процентов в январе-мае 2010 г. (или 0,8 процента в среднем за месяц). В мае 2011 г. по сравнению с апрелем прирост индекса потребительских цен составил 13,1 процента (рис. 2.1).
При этом цены на продовольственные товары увеличились на 13,1 процента, на непродовольственные товары - на 20,4 процента, тарифы на платные услуги на 3 процента (таблица 2.1).
Рост цен на продовольственные товары в мае месяце по сравнению с апрелем дал 6,4 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные - 6,1 процента прироста, на услуги - 0,6 процента прироста. [14].
Рис.2.1
– Динамика индекса потребительских цен
в 2010-2011 гг.
Резкое
ускорение роста
Прямое влияние на инфляционные процессы в стране в январе-мае 2011 г. оказывали рост цен на отдельные продукты питания на мировом рынке, административное повышение цен и тарифов на ряд товаров и услуг в целях улучшения финансового состояния предприятий, производящих социально значимые товары, и сокращения диспаритета цен, выраженных в иностранных валютах, на внутреннем и внешних рынках, а также в целях повышения уровня возмещения населением затрат на оказываемые ему платные услуги.
Данные процессы, наряду с мерами в области либерализации ценообразования в условиях отсутствия в стране эффективного антимонопольного регулирования, способствовали реализации ранее накопленного инфляционного потенциала и периодически вызывали ажиотажный спрос населения на отдельные виды потребительских товаров в силу возросших инфляционных ожиданий, что приводило к значительному сокращению в торговой сети ассортимента товаров, в первую очередь импортных.
Кроме
того на потребительские цены оказывалось
давление со стороны роста затрат
на производство товаров и услуг,
в том числе за счет дальнейшего
повышения как в долларовом, так и в рублевом
эквиваленте цен на импортируемые сырье
и материалы, в первую очередь на энергоносители.
Таблица 2.1 – Индексы цен и тарифов в январе-мае 2011 г.
Прирост индекса цен на продовольственные товары в январе-мае 2011 г. составил 25,9 процента (годом ранее - 4 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали чай (в 1,72 раза), сахар (в 1,68 раза), плодоовощная продукция (в 1,65 раза), в том числе фрукты (в 1,95 раза), овощи (в 1,44 раза), а также крупы (в 1,6 раза), в том числе крупа пшенная (в 2,51 раза), крупа гречневая (в 1,69 раза) и рис (в 1,65 раза), что в значительной мере обусловлено повышением цен на отдельные импортируемые продукты питания в рублевом эквиваленте [19].
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь-май 2011 г. составил 31,7 процента (в январе-мае 2010 г. - 4,7 процента). В наибольшей степени подорожали синтетические моющие средства (в 1,81 раза), телевизоры (в 1,51 раза), бензин (в 1,47 раза), парфюмерно-косметические товары (в 1,42 раза) и бытовые электроприборы (в 1,39 раза).
Определяющими факторами увеличения цен на данную группу товаров являются рост издержек на их производство, в том числе за счет роста цен на импортируемые энергетические товары, сырье и материалы, высокая материало- и энергоемкость их производства, а также повышение цен в рублевом эквиваленте на данные товарные группы в целях ликвидации диспаритета цен в иностранных валютах на внутреннем и внешних рынках.
Прирост тарифов на платные услуги в январе-мае 2011 г. составил 15,1 процента (в январе-мае 2010 г. - 2,7 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на туристические услуги (в 1,99 раза), услуги детских дошкольных учреждений (на 34,9 процента) и услуги пассажирского транспорта (на 24,3 процента), в том числе воздушного транспорта (в 1,82 раза) и железнодорожного транспорта международного сообщения (на 39,5 процента). Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня возмещения населением затрат на их оказание, а также девальвация обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам.