Кривая безразличия и бюджетная линия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:07, реферат

Краткое описание

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса, особенности потребительского поведения в современных условиях.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 37.72 Кб (Скачать)

  Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура полезностей, но и потребности, для удовлетворения которых на рынке осуществляются процессы купли-продажи. В рамках маржиналистской теории существуют два основных подхода к измерению полезности: количественный и ординалистский.

  Количественный  подход, иначе кардиналистский. Представителями данной теории полезности являются У. Джеванс, К. Менгер и Л. Вальрас. Они предположили, что полезность благ может быть измерена количественно в неких абсолютных единицах, называемых ютилями (или утилями). Таким образом, общая полезность от потребления набора благ есть функция от полезностей отдельных товаров и благ:

  С одной стороны данный метод, казалось бы, позволяет достаточно легко и  быстро определить полезность любого товара или его единицы. Ведь крайне удобно выразить полезность через конкретные величины – посредством этого  можно легко сравнить полезности по всем наборам благ и выделить оптимальную величину потребления.

  Однако  количественный подход имеет несколько  значительных недостатков, которые  не позволяют использовать его в  качестве стандартного и экономически верного. Дело в том, что невозможно ранжировать все вещи, товары и  услуги по величине полезности. Ютиль – это нестандартная единица измерения, поэтому нельзя абсолютно точно сказать, чему он равен и как устанавливается, т. е. отсутствует сам механизм соотнесения. В соответствии с этим получается, что каждому благу совершенно необоснованно может быть приписана практически неопределенная величина. Иными словами, не существует в мире такого прибора, который бы мог измерять полезность.

  Кроме того, как можно рассчитывать общую  полезность благ, если она сама по себе различается по всем общественным группам  и на уровне индивида. То, что может  быть удобно одному человеку, что полностью  удовлетворяет его потребности, не может быть применимо к другим. Дело в том, что потребности носят  различный характер, дифференцированную структуру и удовлетворяются  каждым экономическим субъектом  по-разному.

  Порядковый  подход, или ординалистский. Основными идеологами данной концепции являются итальянский ученый Вильфредо Парето, Джон Ричард Хикс, ученик Дж. М. Кейнса и русский экономист Е. Слуцкий. Здесь полезность представляет собой функцию от набора из двух благ и подразумевает их попарное сравнение:

  где X и Y – сравнимые товары.

  На  базе этого, основными принципами данного  подхода являются следующие:

  1) выбор потребителя зависит только от качества, количества и цены товаров и услуг, т. е. воздействие любых внешних эффектов полностью исключается. Это соответственно противоречит теории о том, что определяющим фактором потребления является величина дохода. Таким образом, мы видим, насколько противоположны взгляды рассматриваемых нами подходов;

  2) потребитель способен упорядочить все возможные комбинации благ;

  3) потребительское предпочтение носит транзитивный характер. Например, если полезность товара А больше полезности товара В, а В – больше С, то покупатель, осуществляя свой выбор, предпочтет благу С благо А. Соответственно, если полезность А = В, аВ = С, тоА=С. Это значит, что полезности двух благ (А и С) совпадают, следовательно, потребителю все равно какое благо выбрать, ведь самое главное – то, чтобы потребность была удовлетворена;

  4) потребитель всегда предпочитает больший набор благ меньшему. 
 
 

3.Кривая безразличия  и бюджетная линия

Далее нам предстоит  рассмотреть поведение потребителя  на рынке с помощью кривых безразличия. Концепция кривых безразличия разработана  итальянским ученым В. Шрето в начале XX в., затем в 1939 г. английский ученый Дж.Р. Хикс углубил ее. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух типов кривых — так называемой бюджетной линии и кривых безразличия.

Бюджетная линия  показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода. 

Например, если продукт А стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В — 1 тыс. руб., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в табл. 7, при денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (апельсины) так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В (яблоки). Или, отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В.

И так далее.

Расположение  бюджетной линии зависит от:

величины денежного  дохода;

изменения цен  товаров.

1.         Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево.  Соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо. Для проверки этого утверждения можно пересчитать данные табл. 7, исходя из предположения, что денежный доход равен: а) 6 тыс. руб.; б) 36 тыс. руб.

2.         Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются в 1,1 раза), то бюджетная линия также будет параллельно перемещаться: если цены пропорционально возрастут, то бюджетная линия сместится влево и, наоборот, снижение цен переместит бюджетную линию вправо.

Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или  одновременно пропорционально понизятся), то положение бюджетной линии  не изменится. В этом состоит смысл  индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое приводит к параллельному смещению бюджетной  линии влево, сопровождается одновременным  пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает  бюджетную линию параллельно  вправо), и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.

Далее нам предстоит  рассмотреть поведение потребителя  на рынке с помощью кривых безразличия. Концепция кривых безразличия разработана  итальянским ученым В. Шрето в начале XX в., затем в 1939 г. английский ученый Дж.Р. Хикс углубил ее. В основе данного метода лежит геометрическое совмещение двух типов кривых — так называемой бюджетной линии и кривых безразличия.

Бюджетная линия  показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены  при фиксированной величине денежного  дохода. 

Например, если продукт А стоит 1,5 тыс. руб., а продукт В — 1 тыс. руб., то потребитель мог бы приобрести все комбинации продуктов А и В, показанные в табл. 7, при денежном доходе, равном 12 тыс. руб. Заметим, что в одном из двух крайних случаев потребитель мог бы затратить весь свой доход на покупку 8 единиц продукта А (апельсины) так, что у него не осталось бы денег для приобретения продукта В яблоки. Или, отказавшись от 2 единиц продукта А и тем самым сэкономив 3 тыс. руб., он мог бы купить 6 единиц продукта А и 3 единицы продукта В.

И так далее.

Расположение  бюджетной линии зависит от:

величины денежного  дохода;

изменения цен  товаров.

1.         Снижение денежного дохода при условии, что цены на товары остаются неизменными, приводит к параллельному смещению бюджетной линии влево.  Соответственно увеличение денежного дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо. Для проверки этого утверждения можно пересчитать данные табл. 7, исходя из предположения, что денежный доход равен: а) 6 тыс. руб.; б) 36 тыс. руб.

2.         Если цены на оба товара будут изменяться пропорционально, т. е. увеличиваться или уменьшаться в одно и то же количество раз (например, при 10% инфляции все цены увеличиваются в 1,1 раза), то бюджетная линия также будет параллельно перемещаться: если цены пропорционально возрастут, то бюджетная линия сместится влево и, наоборот, снижение цен переместит бюджетную линию вправо.

Отсюда следует, что если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (или  одновременно пропорционально понизятся), то положение бюджетной линии  не изменится. В этом состоит смысл  индексации доходов населения: инфляционное повышение цен, которое приводит к параллельному смещению бюджетной  линии влево, сопровождается одновременным  пропорциональным (т. е. в то же количество раз) увеличением дохода (что смещает  бюджетную линию параллельно  вправо), и бюджетная линия, а значит, и реальное благосостояние потребителей не меняются.

Информация о работе Кривая безразличия и бюджетная линия