Критерии малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:45, реферат

Краткое описание

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта;

Оглавление

Введение 3
Сущность и критерии определения субъектов малого
предпринимательства. 4
Преимущества и недостатки малого
предпринимательства. 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

кретерии малых предприятий.docx

— 33.10 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                                3
  2. Сущность и критерии определения субъектов малого

предпринимательства.                                                                           4

  1. Преимущества и недостатки малого

предпринимательства.                                                                           10

  1. Заключение                                                                                            13
  2. Список использованной литературы                                                    14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ 

 

Значение  малого бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой

жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств

всемерно  поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В мире существуют разные варианты государственной поддержки  малого бизнеса: прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска, смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы .

Для меня актуальность данной темы очень велика, поскольку  просто невозможно войти в мир  предпринимательства, открыв сразу  крупное предприятие. Так же для  меня эта тема очень интересна, потому что молодому поколению нашей  страны очень важно знать, что же такое малое предприятие, каковы критерии выделения субъектов малого предприятия, поскольку именно с открытия малого предприятия начинается познание практического опыта экономической сферы бизнеса.

2. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.

Человечество  накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

Согласно принятому 24 июля 2007г. Федеральному закону “О развитии малого  среднего предпринимательства в Российской Федерации» , Статья 4. Выделяют следующие категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. К субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый  государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для  юридических лиц - суммарная доля  участия Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных  юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов  (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  и среднего предпринимательства,  не должна превышать двадцать  пять процентов (данное ограничение  не распространяется на хозяйственные  общества, деятельность которых  заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной  деятельности (программ для электронных  вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,  промышленных образцов, селекционных  достижений, топологий интегральных  микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на  которые принадлежат учредителям  (участникам) таких хозяйственных  обществ - бюджетным научным учреждениям  или созданным государственными  академиями наук научным учреждениям  либо бюджетным образовательным  учреждениям высшего профессионального  образования или созданным государственными  академиями наук образовательным  учреждениям высшего профессионального  образования);

2) средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от ста  одного до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;

б) до ста  человек включительно для малых  предприятий; среди малых предприятий  выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога на  добавленную стоимость или балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов) за предшествующий  календарный год не должна  превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Категория  субъекта малого или среднего  предпринимательства определяется  в соответствии с наибольшим  по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Категория  субъекта малого или среднего  предпринимательства изменяется  только в случае, если предельные  значения выше или ниже предельных  значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

5. Вновь  созданные организации или вновь  зарегистрированные индивидуальные  предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение  того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам  малого и среднего предпринимательства,  если их показатели средней  численности работников, выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) или балансовой стоимости  активов (остаточной стоимости  основных средств и нематериальных  активов) за период, прошедший  со дня их государственной  регистрации, не превышают предельные  значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи.

6. Средняя  численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего  предприятия за календарный год  определяется с учетом всех  его работников, в том числе  работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

7. Выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) за календарный год определяется  в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

8. Балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов) определяется  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете.

Таким образом, один из критериев выделения малых предприятий – по

численности работающих. Несовершенство данного  критерия, да и других

критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи  становится очевидным, для малых  предприятий не существует какой - то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам. Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того,

малые предприятия  могут создаваться совместно  указанными органами,

предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем  малого предприятия является государственная  организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава

государственного  предприятия, может быть сдано в  аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время  индивидуальные и семейные частные  предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.

 Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия:

ограниченность  его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.

 Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие

фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем реализации товара.

 Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

 Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

ответственен  за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется

родственниками  хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если

“гиганты” черпают необходимые ресурсы  главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

В ряду функций  малого предприятия, прежде всего, важно  отметить

экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее  значима социальная функция. Во-первых, через малые формы

предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Информация о работе Критерии малых предприятий