Корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 22:57, доклад

Краткое описание

Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью.

Файлы: 1 файл

Корпорации.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

                                                                   Корпорации

Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое  лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».Первые корпорации возникли в Древнем Риме. В период республики разрешалось свободное создание новых корпораций, при условии, что их устав не противоречит законам, но в период империи создание новых корпораций было затруднено, и для этого требовалось специальное решение сената. Дела корпорации вели лица, избираемые её членами. Собственность корпорации при её ликвидации делилась между составом участников на момент ликвидации [1].( ↑ Понятие физического и юридического лица в римском праве, правоспособность, положение женщин, семейное право)

                                         Транснациональная компания

Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. Т.е. компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

Классификация

ТНК часто делятся  на три больших группы:

Горизонтально интегрированные  ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.

Вертикально интегрированные  ТНК — управляют подразделениями  в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.

Раздельные ТНК  — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые  вертикально или горизонтально  не объединены.

Экономика

В целом ТНК обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, то есть они происходят не по рыночным ценам, а по так называемым трансфертным ценам, которые формируются не под давлением рынка, а под долгосрочной политикой материнской корпорации. Очень большие ТНК имеют бюджет, превышающий бюджет некоторых стран. Из 100 наибольших экономик в мире, 52 — транснациональные корпорации, остальные — государства. Они оказывают большое влияние в регионах, так как имеют обширные финансовые средства, связи с общественностью, политическое  лобби. Транснациональные корпорации играют важную роль в глобализации.ТНК имеют очень весомую роль в мировых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР). На долю ТНК приходится более 80 % зарегистрированных патентов, при этом на долю ТНК приходится и около 80 % финансирования НИОКР.ТНК — это не только производственные компании, такие, как, например, Siemens, но и транснациональные банки, телекоммуникационные компании, страховые компании, аудиторские компании, инвестиционные и пенсионные фонды.Для определения транснациональных компаний существует специальный индекс транснационализации.

Если сравнить ТНК  родом из США с европейскими ТНК, то можно заметить закономерность: в связи с объёмами рынка США, степень транснационализации их ТНК будет значительно ниже, чем у европейских ТНК, рынок родной страны которых сильно ограничен. Кроме того, важное значение имеет налоговая система США и Европы. Для европейских ТНК, например, немецких, намного рентабельнее выносить производство на восток.Для того, чтобы побудить ТНК начать деятельность в стране, правительства предлагают им некоторые льготы, например, налоговые, правительственные субсидии, слабое трудовое или экологическое законодательство.Существует спор о том, какая компания первой стала транснациональной. Утверждают, что Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, стал первым транснациональным финансовым учреждением, когда начал в 1135 году заниматься банковским делом. Однако современной роли и структуре ТНК более соответствуют основанные в начале XVII века Британская Ост-Индская компания и Голландская Вест-Индская компания.

Критика транснациональных компаний (корпораций)

Антиглобалисты

Основными противниками как ТНК, так и глобализации в целом, являются антиглобалисты. Основной повод для протестов, это то, что по их мнению, ТНК монополизируют национальный рынок и уничтожают государственный суверенитет. Действия ТНК по захвату рынка называют экономической войной против граждан. Во многих странах действуют законы, ограничивающие действия как крупных национальных производителей, так и ТНК (Антимонопольное регулирование). Примерами служат Канада, Россия, Китай и др.

Экология

Критиками ТНК являются экологические организации (Greenpeace). Возможности по созданию огромных производственных мощностей у ТНК настолько велики, что огромные производства могут угрожать местной экологии. В конечном итоге затраты на поддержание местной экологии могут оказаться слишком велики, что может оказаться неблагоприятным для данного региона. Именно поэтому многие производства стали переносить в страны третьего мира.

Примеры

ABN Amro, ABB, Aditya Birla, Accenture, Airbus, Apple Inc., Alpcot Agro, Alcar gruppe, Arla Foods, Amada, AOL, Atari, AXA, Bacardi-Martini, Barrick Gold Corporation, BASF, Badesсhi Spa, Bayer, Billabong, BMW, Boeing, Bongrain, Bombardier, Bollore,Benteler,Benetton Group,Bosch, BP, Brantano Footwear, Black Earth Farming LTD,Cadbury , Campina, Citigroup, CIFA, Coca-Cola, Continental AG, Continental Grain Company, Daimler, Danone, Deutsche Post, Deutsche Telekom, Dell, Dutch East India Company, DuPont, Dow Chemical, en:DSM (company), EA, Ernst & Young, Exxon, Epson, Eisenmann AG, EFES, , en:Faurecia, Fiat SpA, en:Fonterra, FLSmidth, Ford, Газпром[1][2], Galbani, General Electric, General Motors, Gestamp, Google, Grundfos, Halliburton, Hearst Corporation, Hewlett Packard, Heineken, Hermle, Henkel Group, Hindustan Computers Limited, Hitachi, Honda, Natwest, HSBC, Huawei, Hutchison Whampoa Limited, IKEA, Intel, IBM,Infosys,en:Ingersoll, Rand, Iveco,Jardine Matheson, KPMG,Krispy Kreme,Kobe Steel,Kyocera, KWH Group, LG, Lockheed Martin, Lufthansa, en:Linamar, Лукойл,Maxis, Magna International, Maquet, MAN SE, Masterfoods, Marine Harvest, McDonald’s, Microsoft, Michelin, Monsanto, Metro AG, Nestlé, News Corporation, Nike, Nintendo, Nissan, Nortel Networks, North seafood,Parmalat, PSA Peugeot Citroën, PepsiCo, Petronas, Pfizer, Philip Morris Inc, Philips, Procter & Gamble, en:Prodrive, Pirelli, Regus, The Renco Group, Shell, Русал, Samsung, Santander Grupo, Schlumberger, Schneider Electric, Siemens, Sony, Square/Square Enix, Tata Consultancy Services, Toshiba,Toyota, Trigon Agri, ThyssenKrupp, Unilever, en:Valeo, Vodafone,Virgin Group, en:Viciunai Grup, VION Food Group, Wal-Mart Stores, Inc., Wipro Ltd., The Walt Disney Company, Videocon, Xerox, Yahoo!, Yakult, Хуqyz, ZTE

 «Транснациональные корпорации и их роль в мировой экономике» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема актуальна потому, что основой глобализации экономических отношений выступают транснациональные копорации Современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению, в основном, локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные. Осуществляя долгосрочные, стратегические вложения в зарубежное производство, они выступают главной институциональной формой усиления роли государства их базирования. В тех странах, где интересы ТНК объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, ТНК могут обеспечить последним значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономической конъюнктуре. В передовых странах это двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают отечественные ТНК, которые обеспечивают серьезные поступления налоговых средств от международной деятельности и, что возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния на ход и характер мирового развития. В переходный период государство должно отрегулировать институциональный механизм согласования общенациональных интересов с экономическими интересами формирующихся национальных ТНК, особенно в таких сферах как высокие технологии, интеллектуальный и ресурсный потенциал, совместно “отвоевывая“ им перспективное развитие на мировых рынках. Российское государство, согласовывая общенациональные экономические интересы с экономическими интересами отечественных транснациональных предпринимательских структур, на наш взгляд, расширяет сферу своего влияния и повышает значение страны в мировой экономике, так как именно крупные компании в настоящее время одновременно несут суверенную составляющую в рамках открытой экономики. Вместе с тем, экономические интересы российского государства и ТНК противоречивы. Это связано, с тем, что отечественные ТНК формировались под влиянием текущих экономических интересов, часто с использованием государственных средств, в то же время не представляя и не защищая интересы страны на международной арене. Поэтому для государства интересы отечественных ТНК были антагонистическими. Со своей стороны, государство не уделяло внимания включению собственных ТНК в сферу общенациональных интересов. Современный этап преобразований в России связан с осмыслением необходимости использования институциональных структур, которыми являются ТНК, в интересах развития национальной экономики и включения их в глобальные экономические отношения.

Описание.2.2. Роль крупнейших нефинансовых ТНК в основных отраслях экономики 

Анализ роли 100 крупнейших нефинансовых ТНК в важнейших отраслях экономики показывает следующее. 13 ТНК принадлежат к химико-фармацевтической отрасли, 12 работают сфере розничной торговли и услуг, 10 – в автомобильной промышленности, 9 – в сфере коммунальных услуг, 9 корпораций заняты производством электронного и электрического оборудования, 8 - представляют нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасль, 7 – телекоммуникационную отрасль. Еще шесть компаний производят напитки и продукты питания, табак. Металлургическая отрасль представлена пятью ТНК, по 4 ТНК представлены в следующих отраслях как электрооборудование, строительная, масс-медиа, а также осуществляют диверсифицированную деятельность. Наконец, по 2 ТНК приходится на транспорт и бумажно-издательское дело. В химико-фармацевтической промышленности представлено 13 ТНК, в числе которых такие всемирно известные гиганты, как Aventis SA, BASF AG, Pfiser Inc., Procter&Gamble, Bayer AG, Du Pont (E.I.) De Nemours, Johnson & Johnson. Совокупный объем зарубежных продаж крупнейших ТНК, занятых в химико-фармацевтической отрасли составил 202,6 млрд долл. Большое количество новых лекарственных препаратов, выпускаемых в последнее время фармацевтической промышленностью, будет поддерживать высокие темпы прироста доходов в этом секторе мировой экономики. Сфера торговли и услуг представлена такими известными торговыми компаниями, как Wal-Mart Stores, Carrefour SA и лидера ресторанного бизнеса McDonalds Corporation. Объем зарубежных продаж в этой сфере составил 239,3 млрд долл. Автомобильная промышленность. Совокупные зарубежные продажи мировых автогигантов составили 424,2 млрд долл. В списке 100 крупнейших нефинансовых ТНК есть такие автогиганты как Ford Motors Company, General Motors, Toyota Motors Corporation Volkswagen Group, DaimlerChrysler AG, BMW AG, Honda Motors Co ltd, Fiat SPA, Renault SA, Volvo Group. Компании, занятые производством электронного и электрического оборудования, составляют четвертую по величине группу. В их число входят General Electric, Siemens AG, IBM, Sony Corporation, Hewlett-Packard, Philips Electronics, Nokia. Объем зарубежных продаж девяти электронных и электро- технических ТНК составляет 325,6 млрд долл. Восемь из ста ведущих ТНК мира, занято в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях. Они представлены такими корпорациями, как bp, Royal Dutch/Shell Group, Total Fina Elf, ExxonMobil, ChevronTexaco, Eni Group, ConocoPhilips. Совокупный объем зарубежных продаж этих восьми крупнейших в мире нефтяных ТНК составляет 578,2 млрд долл. В самой быстро растущей в последнее время отрасли – в телекоммуникационной, занято семь ТНК, такие как Vodafone Group Pls, France Telecom, Telefonica SA, Deutsche Telekom AG. С развитием рынка мобильной связи и Интернет услуг, а также с либерализацией рынка телекоммуникаций во многих странах, обостряется борьба между корпорациями этой отрасли. На основании данных UNCTAD, в частности, можно сделать вывод о том, что для американских корпораций характерно отставание их доли зарубежных продаж от доли в общих продажах всех компаний отрасли, представленных в рейтинге . Это можно связать с тем, что внутренний рынок США – самый емкий в мире. Например, автомобильные корпорации США продают более 70,7% продукции на внутреннем рынке. Аналогичный процесс характерен и для электронной отрасли, доля внутренних продаж в которой составляет 52,8%. Средний индекс транснациональности для ста ведущих ТНК мира в настоящее время составляет 57%. Для американских корпораций средний индекс транснациональности равняется 43,8%. Поэтому в определенной мере справедливо утверждение, что для американских ТНК зарубежный бизнес не играет главенствующей роли. По рассматриваемому показателю американским ТНК уступают лишь японские, средний индекс которых 43,7%. Это является еще одним свидетельством того, что в странах с развитыми внутренними рынками ТНК во многом ориентированы именно на эти рынки, где зачастую сосредоточено более половины их активов, продаж и занятых. Для стран ЕС средний индекс транснациональности составляет 60,1%. Необходимо также отметить высокий индекс транснациональности швейцарских ТНК – 82%. Анализ динамики индекса транснациональности 100 крупнейших нефинансовых ТНК мира за период 1990-2002 гг. показывает, что несмотря на наличие некоторых его колебаний (минимальное значение наблюдалось в 1993 г., максимальное – в 2001 г.), его среднее значение, как правило, превышает отметку в 50%. На колебание индекса транснациональности влияет, прежде всего, активность процессов поглощений и слияний компаний. Так, транснациональная корпорация, поглощая какое-либо зарубежное предприятие, увеличивает (может даже существенно) свой уровень транснациональности. В Казахстане и других странах Центрально-Азиатского региона (ЦАР), действуют филиалы и дочерние компании многих вышеуказанных крупнейших нефинансовых ТНК. Доля их вложений в странах ЦАР составила 1,99% от их суммарного вложения во всем мире. Большинство ТНК, функционирующих в Казахстане, сконцентрировано в нефтяной отрасли. Это такие корпорации, как ChevronTexaco, ExxonMobil, bp, Total Fina Elf, ENI Group и другие. В настоящий момент большая часть нефти добывается в Тенгизском месторождении, контролируемом консорциумом, участниками которого являются ChevronTexaco, ExxonMobil, а также казахстанская сторона. В нашей стране также имеют производственные мощности такие ТНК из обрабатывающей сферы, как производитель напитков Coca-Cola Company и производитель табачной продукции Philip Morris Company, а также производитель бытовой электроники LG Electronics. При этом предприятия этих ТНК не проводит экспортоориентированную политику как в добывающий отрасли республики, а работают только на казахстанский рынок. Многие ТНК обрабатывающей промышленности на рынке Казахстана имеют филиалы и представительства. Они широко представлены в таких отраслях, как фармацевтическая, автомобильная, пищевая промышленность и электрооборудование. Примером может служить тот факт, что на рынке Казахстана встречается продукция крупнейших американских, европейских и японских ТНК (производители электрооборудования IBM, Sony Corporation, Hewlett-Packard, Philips Electronics, Nokia, производители спортивной одежды Nike, Adidas, Puma, производители продуктов питания Nestle, Danone Groupe SA, Interbrew SA и British American Tobacco Group и др.). Однако, данная продукция не произведена в странах базирования ТНК, а изготовлена в таких странах, как Китай, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Таиланд и, что удивительно, в России. В этой связи, для развития обрабатывающей промышленности Казахстана, и для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, необходимо привлечь вышеуказанные крупнейшие ТНК мира, посредством прямых иностранных инвестиций, лицензионных соглашений и франчайзинга. Однако привлечение ТНК обрабатывающей сферы, ориентирующихся на экспорт, уже само по себе сопряжено с острейшей конкуренцией: даже страны, добившиеся успеха, могут столкнуться с трудностями в удержании уровня своей конкурентоспособности в условиях роста заработной платы и изменений рыночной конъюнктуры. Главным приоритетом экономической политики Казахстана по отношению к ТНК должно стать взаимовыгодное сотрудничество и содействие зарубежных корпораций переходу национальной экономики на технологоемкое производство товаров с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим, подчиняясь объективным законам развития международных экономических связей, Казахстану следует искать и находить необходимый паритет между собственными стратегическими целями, проблемами социально-экономического развития и интересами ТНК в национальной экономике . Принимая во внимание тот факт, что процесс глобализации вызывает не только положительную, но зачастую и негативную реакцию в мире, роль ТНК не может оцениваться однозначно позитивно. Понятно, что их интересы зачастую вступают в противоречия с национальными интересами государства, не говоря о малом и среднем бизнесе. Корпорации начинают функционировать подобно правительствам. Например, американская корпорация IBM фактически представляет собой целое государство. У нее, как и в других крупнейших ТНК, есть свои кадры дипломатов-сотрудников, налаживающих деловые отношения с государственными структурами стран присутствия.

Информация о работе Корпорации