Кооперативы разных видов: классификация, признаки и направления деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – углубление знаний по дисциплине «Теория и история потребительской кооперации». Тема работы - «Кооперативы различных видов: классификация, признаки и направления деятельности». Задачами курсовой работы являются изучение, изложение и выводы по следующим вопросам: классификация кооперативов разных видов, основные общие признаки кооперативов разных видов, развитие потребительской кооперации на современном этапе, Декларации о кооперативной идентичности, принятой МКА в 1995 году.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Классификация кооперативов и функции кооперативов разных видов….5
Основные общие признаки кооперативов разных видов………………...13
Развитие потребительской кооперации на современном этапе………….16
Декларация о кооперативной идентичности МКА принятая, в 1995 году…….……………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая работ122 осн.docx

— 74.15 Кб (Скачать)

     В 2009 году совокупный объем деятельности райпо составил 470 миллионов рублей. Райпо много внимания уделяет производству собственной продукции. Заметно увеличился выпуск полуфабрикатов, кондитерских и колбасных изделий. Производство собственной продукции дает дополнительные рабочие места. В 2009 году собственная продукция в объеме товарооборота общепита составила 78 процентов.  Доля же продукции Аннинского райпо, в системе Воронежского облпотребсоюза  равна 11,2 процента.

     Нынешнее  время заставило изменить методы подбора и обучения кадров коренным образом. Совет и правление райпо  заинтересовывают работников в достижении хороших результатов - своевременной  оплатой труда и полным социальным пакетом.  В 2009 году дважды была увеличена  заработная плата всем категориям работников системы райпо - в среднем на 40 процентов. Разработана специальная  шкала расценок и доплат: за выполнение плановых показателей, динамику, реализацию собственной продукции и тд.

     Для студентов - заочников созданы отдельные  условия: предоставляется учебный  отпуск с сохранением зарплаты, оказывается  практическая помощь в подготовке дипломных  и курсовых работ. Имеется возможность профессионального роста.

     Аннинское райпо на протяжении десятка лет обслуживает льготную категорию населения района - инвалидов, участников Великой Отечественной войны, вдов, воинов - «афганцев», продавая им товары по утвержденному списку с минимальной наценкой. Руководство райпо стремимся идти навстречу селянам в предоставлении торговых и бытовых услуг. Открыты и действуют три парикмахерские, швейный цех, каждое второе предприятие на селе занимается заготовками. Кстати, именно через заготовки, Аннинское райпо в какой - то степени участвует в развитии сельского хозяйства и улучшении жизненного уровня сельского населения района.

     На  протяжении последних  лет районная администрация формирует для  хлебокомбината районный продовольственный  фонд зерна, благодаря чему в Аннинском  районе самый дешевый хлеб в Воронежской  области.

     Аннинское райпо - финансово-устойчивая организация, способная оказывать помощь администрации  района в решении социальных проблем  на селе. Является налогообразующим предприятием: во все уровни бюджета в 2009 году было уплачено 19,8 миллиона рублей налогов.

     С целью предотвращения социальной напряженности  на рынке труда района ведется  работа с Центром занятости населения. На дополнительно созданные места  на предприятиях торговли и общественного  питания. Кроме того, для трудоустройства  инвалидов создано два рабочих  места, оборудованных специальными креслами, компьютерами, предметами обогрева и приема пищи.  Надо отметить, что  все это - не разовые акции, а обычная, каждодневная работа.

       Кооперация многие годы действует  в экстремальных условиях, против  которых мы разработали защитные  меры. Еще в 2004 году стали работать  с заемными средствами у населения.  Привлекали более высокими ставками  рефинансирования. Люди нам верят.  Если в 2004 году было сделано  вкладов на 4,3 миллиона рублей, то  в 2009 году  их сумма в четыре  раза больше.

     Аннинские магазины производят очень хорошее  впечатление, выбор товаров - как  и в городских магазинах. За последние  несколько  лет на модернизацию процесса торговли  было израсходовано более 22,3 миллиона рублей. Девятнадцать магазинов  и кафе переведены на газовое отопление, причем преимущество отдается магазинам  самообслуживания. Популярность этих магазинов в том, что их товарооборот значительно выше. Вот почему аннинские  кооператоры первыми и единственными  в районе (кроме сетевых магазинов) начали работать в этом направлении.

           К 2009 году закончилась  работа по оформлению земельных участков, находящихся под предприятиями  торговли и общественного питания, в собственность.

     «Кризис заставил нас находить возможности  для получения доходов и бережного  расхода имеющихся средств. В  мышлении каждого руководителя произошел  перелом. Приходится перестраиваться, как говорится, на марше. Отказываясь  от стереотипов, находить что-то свое, новое. Надо оправдывать доверие  людей, в первую очередь - селян. Заботиться о них, помогать им. Это и наш  долг, и добрая традиция».-  Анатолий Тищенко – председатель Аннинского райпо.

     Вывод: из вышесказанного видно, что у потребительской кооперации два направления деятельности – хозяйственная и социальная. Причем потребкооперация может осуществлять обе эти деятельности достаточно успешно, хотя в некоторых кооперативах (в основном в маленьких селах) и имеется ряд проблем. Так же становиться ясно, что государство, хоть и не слишком, на все же интересуется  проблемами потребительской кооперации, и именно поэтому правительством РФ разработана Концепция развития потребительской кооперации до 2015 года, где рассмотрен ряд проблем и предложены способы их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Декларация  о кооперативной  идентичности, принятая МКА в 1995 году.
 

     Международный Кооперативный Альянс (МКА) – это  неправительственная ассоциация, которая  объединяет, представляет национальные кооперативные движения всего мира и содействует их развитию.

     МКА был основан в 1985 году и его  первый учредительный конгресс состоялся 19 августа 1985 года.

     На  XXXI конгрессе МКА 20 сентября 1995 года была принята декларация о кооперативной идентичности, которая дала определение кооперативов, обозначила кооперативные признаки и ценности.

     Определение.

     Кооператив  – это добровольная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью  удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемой  и демократически управляемой организации.

     Ценности.

     Кооперативные ценности – это ценности, разделяемые  членами кооперативов и применяемые  в совместной социально-экономической  деятельности.

     Кооперативы основаны на следующих ценностях: 

     1) взаимопомощь – определяет взаимоотношения  кооператива как коллективной  организации с членами кооператива.  Кооперативы – это организации  взаимопомощи, которые помогают  улучшить условия жизни своих  членов.

     2) взаимная ответственность – означает  ответственность кооператива за  интересы своих членов, и ответственность  членов за общие интересы кооператива. 

     3) демократия – означает общую  власть членов кооператива, которую  они осуществляют через органы  управления путем принятия решений.  При этом главным органом управления  является общее собрание пайщиков.

     4) равенство – определяется равноправным  участием членов в деятельности  кооператива. Главный признак  этой ценности один член –  один голос.

     5) справедливость – означает справедливое распределение доходов и социальных благ между членами кооператива. 

     6) солидарность – ценность, которая  вытекает из единства интересов  каждого кооператива и его  членов.

     7) честность – главная нравственная  основа кооперативного предприятия,  предусматривающего производство  высококачественных продуктов, торговлю  чистым весом, доверие и гласность  между управляющим кооперативом  и его членами.

     8) открытость – предусматривает  то, что кооперативы должны быть  открыты для всех желающих  вступить в него. Данная ценность  не допускает дискриминации граждан,  не по какому признаку.

     9) социальная ответственность –  означает стремление кооператива  к повышению уровня жизни, улучшению  обслуживания своих членов и  всех желающих пользоваться услугами  кооператива.

     10) забота о других – ценность  отражает заботу кооператива  об окружающих.  Коммерческая деятельность кооператива имеет сильную социальную ориентацию.

     Принципы.

     Кооперативные принципы – основные положения, которыми должны руководствоваться члены  кооперативов.

     Кратко  рассмотрим семь основных признаков  кооперативов принятые декларацией  о кооперативной идентичности принятой МКА.

  1. добровольное и открытое членство.

     Кооперативы - это добровольные организации, открытые для людей, способных оказать  свои услуги и взять на себя ответственность, накладываемую членством в кооперативе  без дискриминации по социальным, расовым, политическим и религиозным  признакам.

     В основе этого принципа лежат такие  ценности, как свобода, справедливость, равенство. Этот принцип свидетельствует о том, что все люди должны иметь равные шансы для использования экономической выгоды кооперации. Люди с небольшими достатками, став членами кооператива, благодаря взаимной силе могут компенсировать свою недостаточную силу на рынке.

  1. демократический членский контроль.

     Кооперативы - это демократические организации, контролируемые своими членами, которые  принимают активное участие в  выработке политики и принятии решений. Мужчины и женщины, работающие в  качестве избранных представителей, подотчетны членам кооператива. В первичных  кооперативах у всех членов равные права при голосовании (один член - один голос); кооперативы более  высоких уровней, союзы кооперативов также организованы в соответствии с демократическими принципами.

  1. экономическое участие членов.

     Члены кооператива вносят взносы (доли) и  образуют и контролируют кооперативный  капитал. Они обычно получают ограниченный дивиденд на внесенный капитал, что  является условием членства. Члены  кооператива распределяют прибыль, полученную по итогам хозяйственного года, на следующие цели: на развитие экономики кооператива, на выплаты  вознаграждения членам кооператива  соответственно их участию в делах  кооператива, на социальную деятельность, одобренную членами кооператива (или  только на одну цель).

  1. автономия и независимость.

     Кооперативы - это автономные самодеятельные организации, контролируемые своими членами. Если они  заключают соглашения с другими  организациями (включая правительственные) или увеличивают свой капитал  с помощью внешних ресурсов, то это делается на условиях демократического контроля со стороны членов и сохранения автономности.

   Государство предоставляет кооперативам значительную независимость, которая оговаривается  в законах.

  1. образование, повышение квалификации и информация.

     Кооперативы дают образование и обучают своих  членов, избранных представителей, управляющих и работников для  того, чтобы они смогли внести эффективный  вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров, о том, что представляют собой  кооперативы и какую пользу они  приносят.

  1. сотрудничество между кооперативами.

     Кооперативы более эффективно обслуживают своих  членов и укрепляют кооперативное  движение, сотрудничая на местном, национальном, региональном и международном уровнях.

  1. забота об обществе.

     Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и  потребностям своих членов.

     В то же время кооперативы как местные  организации тесно связаны не только со своими членами, но и с  местным населением. Поэтому кооперативы  заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в  котором они работают, то есть о  развитии общества.

      Вывод: таким образом, в декларации о кооперативной идентичности изложены кооперативные ценности и признаки, которые являются надежным ориентиром для развития кооперации.  Кооперативные принципы помогают реализовать кооперативные ценности в ежедневной социально - экономической деятельности. Реализация кооперативных принципов и ценностей обеспечивают социальную направленность кооперативных организаций. 
 
 

Заключение 

     Целью курсовой работы являлось углубленное изучение дисциплины «Теория и история потребительской кооперации». Ставились задачи по изучению классификации, функций и основных признаков и различий кооперативов разных видов. Так же рассматривалась и анализировалась Декларация о кооперативной идентичности, принятой МКА в 1995 году. Были рассмотрены проблемы кооперации на современном этапе.

Информация о работе Кооперативы разных видов: классификация, признаки и направления деятельности