Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:22, контрольная работа
1. Причины и цели интеграции
2. Этапы развития экономической интеграции в Западной Европе
3. Современное состояние западноевропейской интеграции
4. Проблемы и перспективы развития ЕС
Единый европейский рынок
действует в определенных рамках,
установленных ещё Римским
Этот более высокий
уровень координации
Создание Общего рынка
– это весьма примечательное явление
в мировой практике. Впервые в
мире усилиями нескольких стран сформирован
единый внутренний рынок с населением
в 340 млн. человек и равнозначный
по объему взаимного обмена стран-членов
примерно одной пятой взаимного
экспорта [1, 14]. Это не замедлило сказаться
на итогах экономического развития всей
интеграционной группировки. Ее участники
получили возможность в условиях
резко возросшего единого экономического
пространства использовать выгоды массового
производства, появились новые стимулы
для оживления деловой
Четвёртый этап экономической интеграции – полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. По мнению авторов учебной литературы, достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Четвертый этап западноевропейской
интеграции начинается в 1993 г. и продолжается
до сих пор. С 1993 года ЕЭС стало
именоваться Европейским
Семенов К.А. утверждает, что Экономический союз 27 стран Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:
1) полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
2) необходимость проведения
политики поощрения
3) поощрение общей политики,
направленной на структурное
выравнивание и региональное
развитие, чтобы способствовать
оптимальному распределению
4) координация
5) преодоление различий
в разных национальных
На четвертом этапе
западноевропейской интеграции естественно
возникает потребность в
На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы ее введения.
31 декабря 1998 г. министры
экономики и финансов 11 европейских
стран подписали соглашение, определяющее
курсы валют их государств
по отношению к единой
С 1 января 1999 г. на расчеты в евро перешли Бельгия, ФРГ, Испания, Франция, Ирландия, Люксембург, Голландия, Австрия, Португалия, Финляндия, Италия. 2002 г.- введение евро в наличный оборот и создание единого центра формирования валютной и денежной политики .
Единая европейская валюта стала одной из самых сильных в мире. Бесспорно, она увеличила конкурентоспособность товаров и услуг стран-членов ЕС в борьбе за рынки с США и Японией. Введение евро повысило интерес инвесторов всего мира к ЕС. Переход к евро кардинально изменил финансовую ситуацию всего мира.
Итак, в результате проведенного
исследования можно прийти к выводу,
что процесс экономической
Что же касается экономической
интеграции в Западной Европе, то можно
отметить, что главной ее особенностью
является то, что западноевропейская
интеграция прошла через все этапы
развития интеграции: зону свободной
торговли (во время которой страны-
Современное состояние западноевропейской интеграции
Проведение в европейскую
жизнь экономико-политических замыслов
идеологов интеграции диктовало
необходимость создания международных
механизмов, которые организовывали
бы, планировали, направляли и контролировали
финансово-экономическое
Как оказалось на практике, пройти четыре этапа процесса международной интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ныне Европейский союз – ЕС). Впрочем, расширение состава стран-участниц ЕС затрудняет решение этих задач. В частности, осложняются проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран в мае 2004 г. Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть «бедными» [4].
Помимо ЕС и ЕАСТ в Западной Европе существует также Северное сотрудничество, которое включает в себя Северный Совет, основанный в 1952 г., и Северный Совет министров, образованный в 1971 г. Его членами являются пять стран: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Как показало исследование, в экономической области Северное сотрудничество предполагает:
1) оказание содействия
трансграничному
2) содействие повышению
качества и
3) охрану окружающей среды
и экологически устойчивое
4) повышение уровня занятости, улучшение условий труда и социального обеспечения.
Сотрудничество с ЕС касается
вопросов экологической политики и
сбалансированного
Что же касается ЕС, то в целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта – 35% общего импорта, то к концу 1990-х гг. эти показатели достигли 61,7 и 62% соответственно [10]. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
Проблемы и перспективы развития ЕС
На данном этапе в состав
ЕС входят 27 государств. Итак, по результатам
проведенного исследования можно прийти
к выводу, что перспективы европейской
экономики связаны, с одной стороны,
с решением ряда сложных взаимосвязанных
проблем, олицетворяющих социальные достижения
и успехи традиционной Европы, с
другой – консервирующих неэффективную
в современных условиях экономическую
структуру. В частности, поддержание
действующей системы социальных
гарантий требует значительных государственных
расходов, что, в свою очередь, удерживает
налоговые ставки на высоком уровне
и тормозит экономический рост. Другие
важнейшие задачи связаны с реформированием
пенсионных систем и пересмотром
политики в отношении госсобственности
и регулирования рынков. Можно
отметить, что уверенно растут такие
надёжные показатели, как индексы
делового доверия. Это говорит об
уверенности инвесторов в способности.
Так же растёт объём заказов на
продукцию европейских
Существуют также различные проблемы:
Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.
Реальными альтернативами на
ближайшие одно-два
Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"