Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

1. Налоги как инструмент фискальной политики. Налоги и совокупные расходы. Налоговый мультипликатор.

2. Задача. Экономика описана следующими данными:
Потребление С = 100 + 0,8 (Y –T ) ;
Государственные закупки составляют 500 млрд. руб.
Инвестиции равны 200 млрд. руб.
Налоги составляют 400 млрд. руб.
Цены, ставка процента и реальная заработанная плата постоянны.
Определите: А) объем национального дохода;

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Строительный факультет

Кафедра «Экономика строительства»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Вариант 25

 

Выполнил: студент группы

 

Проверил: доцент каф. экономики строительства

кандидат экономических наук Рак А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2010

Задание

1. Налоги как инструмент фискальной политики. Налоги и совокупные расходы. Налоговый мультипликатор.

 

2. Задача. Экономика описана следующими данными:

Потребление С = 100 + 0,8 (Y –T ) ;

Государственные закупки составляют 500 млрд. руб.

Инвестиции равны 200 млрд. руб.

Налоги составляют 400 млрд. руб.

Цены, ставка процента и реальная заработанная плата постоянны.

Определите: А) объем национального дохода;

Б) величину снижения объема национального дохода при повышении налогов до величины, обуславливающей сбалансированность государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом государственное регулирование экономики может проводиться как посредством прямого воздействия на экономику, например при участии государства в процессе производства, так и косвенно, с помощью финансового механизма.

Основным инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет. Это та часть национального дохода, которая подлежит распределению. По виду же государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов за рассматриваемый (отчетный) период.

Основным бюджетом страны является федеральный бюджет, однако параллельно с ним, как правило, в большинстве стран организовываются и местные бюджеты. Любой государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть обычно включает в себя различные виды налогов, акцизы и прочие государственные сборы и займы. В расходной части учитываются субсидии, предоставленные различным отраслям и регионам, расходы по управлению государственным долгом, на социальную поддержку и обеспечение национальной безопасности. Строится бюджет на основании утвержденных в начале прошлого века принципов полноты, единства, реальности и гласности.

Кроме того, иногда в государственный бюджет включают внебюджетные фонды, представляющие собой денежные средства, которые имеют строго целевое назначение. Количественно эти фонды не всегда относят к государственному бюджету, однако, как видно из их определения, внебюджетные фонды по принципу распределения и использования сходны с расходами государственного бюджета. В качестве наиболее крупных внебюджетных фондов можно назвать фонды социального страхования. Важно также помнить о том, что такие внебюджетные фонды значительно увеличивают возможности государственного регулирования экономики, помимо бюджета.

К основным функциям бюджета относятся:

  1. регулирование социально-экономических процессов в стране или регионе;

2)  распределение и  централизация финансовых ресурсов  государства;

3)  социальная защита  и контроль предпринимательской деятельности;

4)  регулирование финансовых  доходов и расходов государства.

 

В общем, фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства включает в себя определенные меры по регулированию государственных расходов, изменению налогообложения и государственного бюджета с целью обеспечения в стране полной занятости и производства валового внутреннего продукта, не подверженного инфляции.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Существует два основных вида бюджетно-налоговой политики.

1. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

2. Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса I               ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

Инструменты бюджетно-налоговой политики выбираются государством в зависимости от поставленных целей. Например, когда основной задачей является расширение государственно- го сектора экономики, для мощного стимулирующего эффекта и регулирования циклического спада увеличиваются государственные расходы. Для ограничения же инфляции в данном случае применяется ограничительная мера в виде увеличения налогов. Когда же нужно ограничить государственный сектор в экономике — производится снижение налогов как стимулирующая мера в период циклического спада и снижение государственных расходов при циклическом подъеме.

Кроме того, фискальная политика государства подразделяется на дискреционную фискальную политику и недискреционную. Дискреционной фискальной политикой называют направленное изменение государственных расходов, налогов и остатков государственного бюджета посредством конкретных решений правительства. С помощью такой политики государство воздействует на уровень занятости, национальный объем производства и инфляцию. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое изменение государственных расходов, налогов и бюджета под влиянием циклических колебаний величины совокупного дохода.

Интересно, что при дискреционной фискальной политике для стимулирования совокупного спроса в фазе спада специально создается дефицит государственного бюджета, тогда как в фазе циклического подъема — так называемый бюджетный излишек. Причем в условиях недискреционной фискальной политики это происходит автоматически.

Говоря о фискальной политике, важно учитывать действие такого экономического механизма, как автоматического, или встроенного стабилизатора. Этот механизм помогает снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не изменяя направление экономической политики государства. Например, автоматическим стабилизатором могут быть прогрессивная система налогообложения или система государственных трансфертов.

 

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис.1), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY = ΔG * mg, где тg - мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ΔG и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b*ΔG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2*ΔG и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ΔG;

первое изменение потребления = b*ΔG;

второе изменение потребления = b2*ΔG;

ΔY = ΔG {I +b + b2 + ...).


 

Рис. 1

 

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

где Y = С + I + G   -  основное макроэкономическое тождество;

С = а + bY   -  потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

 

Y = a+bY+I+G => Y-bY = a+I+G => Y(1-b) = a+I+G

 

 где (а + I+ G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,

- мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).

С   учетом    налогообложения дохода Y   изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

где - мультипликатор расходов в закрытой экономике;

           t - предельная налоговая ставка.

 

 

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

,

где     t -   предельная ставка налогообложения;

ΔT  -  прирост суммы вносимого налога;

ΔY -    прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значите лен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

 

 

 

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Yd = Y – Т возрастает на величину ΔT (см. рис.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔT*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства  Y1 до  Y2 на величину:

 

 

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

Рис. 2

 

налоги снижаются на ΔT↓ => располагаемый доход увеличивается на ΔТ↑ => потребление увеличивается на b*ΔТ↑ => совокупные расходы увеличиваются на b*ΔT↑ => совокупный доход увеличивается на b*ΔT↑ =>  потребление увеличивается на b(b*ΔТ)↑ => совокупные расходы увеличиваются на b2 *ΔТ↑ => совокупный  доход увеличивается на b2 *ΔТ↑ => потребление увеличивается на b(b 2*ΔТ)↑ => и т.д.

 

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид:

T = t Y,

где t    предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b(Y – tY) = a + b(1 -t)Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая функция имеет вид:

Т= Ta + tY,

где Та — автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.

С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:

C = a + b[Y    (Ta + tY)].

 

В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:

При этом суммарное изменение дохода ΔY в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как:

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG, где под символом ΔT обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ΔG - все изменения расходов бюджета.

Если, например, государственные расходы возросли на ΔG, то равновесный объем производства возрастет на величину:

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"