Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 18:11, контрольная работа
1. Налоги как инструмент фискальной политики. Налоги и совокупные расходы. Налоговый мультипликатор.
2. Задача. Экономика описана следующими данными:
Потребление С = 100 + 0,8 (Y –T ) ;
Государственные закупки составляют 500 млрд. руб.
Инвестиции равны 200 млрд. руб.
Налоги составляют 400 млрд. руб.
Цены, ставка процента и реальная заработанная плата постоянны.
Определите: А) объем национального дохода;
Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Строительный факультет
Кафедра «Экономика строительства»
Контрольная работа
По дисциплине «Макроэкономика»
Выполнил: студент группы
Проверил: доцент каф. экономики строительства
кандидат экономических наук Рак А. В.
Минск 2010
Задание
1. Налоги как инструмент фискальной политики. Налоги и совокупные расходы. Налоговый мультипликатор.
2. Задача. Экономика описана следующими данными:
Потребление С = 100 + 0,8 (Y –T ) ;
Государственные закупки составляют 500 млрд. руб.
Инвестиции равны 200 млрд. руб.
Налоги составляют 400 млрд. руб.
Цены, ставка процента и реальная заработанная плата постоянны.
Определите: А) объем национального дохода;
Б) величину снижения объема национального дохода при повышении налогов до величины, обуславливающей сбалансированность государственного бюджета.
В целом государственное регулирование экономики может проводиться как посредством прямого воздействия на экономику, например при участии государства в процессе производства, так и косвенно, с помощью финансового механизма.
Основным инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет. Это та часть национального дохода, которая подлежит распределению. По виду же государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов за рассматриваемый (отчетный) период.
Основным бюджетом страны является федеральный бюджет, однако параллельно с ним, как правило, в большинстве стран организовываются и местные бюджеты. Любой государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть обычно включает в себя различные виды налогов, акцизы и прочие государственные сборы и займы. В расходной части учитываются субсидии, предоставленные различным отраслям и регионам, расходы по управлению государственным долгом, на социальную поддержку и обеспечение национальной безопасности. Строится бюджет на основании утвержденных в начале прошлого века принципов полноты, единства, реальности и гласности.
Кроме того, иногда в государственный бюджет включают внебюджетные фонды, представляющие собой денежные средства, которые имеют строго целевое назначение. Количественно эти фонды не всегда относят к государственному бюджету, однако, как видно из их определения, внебюджетные фонды по принципу распределения и использования сходны с расходами государственного бюджета. В качестве наиболее крупных внебюджетных фондов можно назвать фонды социального страхования. Важно также помнить о том, что такие внебюджетные фонды значительно увеличивают возможности государственного регулирования экономики, помимо бюджета.
К основным функциям бюджета относятся:
2) распределение и
централизация финансовых
3) социальная защита и контроль предпринимательской деятельности;
4) регулирование финансовых
доходов и расходов
В общем, фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства включает в себя определенные меры по регулированию государственных расходов, изменению налогообложения и государственного бюджета с целью обеспечения в стране полной занятости и производства валового внутреннего продукта, не подверженного инфляции.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.
Существует два основных вида бюджетно-налоговой политики.
1. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
2. Сдерживающая бюджетно-
Инструменты бюджетно-налоговой политики выбираются государством в зависимости от поставленных целей. Например, когда основной задачей является расширение государственно- го сектора экономики, для мощного стимулирующего эффекта и регулирования циклического спада увеличиваются государственные расходы. Для ограничения же инфляции в данном случае применяется ограничительная мера в виде увеличения налогов. Когда же нужно ограничить государственный сектор в экономике — производится снижение налогов как стимулирующая мера в период циклического спада и снижение государственных расходов при циклическом подъеме.
Кроме того, фискальная политика государства подразделяется на дискреционную фискальную политику и недискреционную. Дискреционной фискальной политикой называют направленное изменение государственных расходов, налогов и остатков государственного бюджета посредством конкретных решений правительства. С помощью такой политики государство воздействует на уровень занятости, национальный объем производства и инфляцию. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое изменение государственных расходов, налогов и бюджета под влиянием циклических колебаний величины совокупного дохода.
Интересно, что при дискреционной фискальной политике для стимулирования совокупного спроса в фазе спада специально создается дефицит государственного бюджета, тогда как в фазе циклического подъема — так называемый бюджетный излишек. Причем в условиях недискреционной фискальной политики это происходит автоматически.
Говоря о фискальной политике, важно учитывать действие такого экономического механизма, как автоматического, или встроенного стабилизатора. Этот механизм помогает снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не изменяя направление экономической политики государства. Например, автоматическим стабилизатором могут быть прогрессивная система налогообложения или система государственных трансфертов.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис.1), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY = ΔG * mg, где тg - мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ΔG и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину b*ΔG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2*ΔG и т.д. Совокупный эффект равен:
первоначальное изменение расходов = ΔG;
первое изменение потребления = b*ΔG;
второе изменение потребления = b2*ΔG;
ΔY = ΔG {I +b + b2 + ...).
Рис. 1
Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.
Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
где Y = С + I + G - основное макроэкономическое тождество;
С = а + bY - потребительская функция.
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
Y = a+bY+I+G => Y-bY = a+I+G => Y(1-b) = a+I+G
где (а + I+ G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y,
- мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).
С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:
где - мультипликатор расходов в закрытой экономике;
t - предельная налоговая ставка.
Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:
где t - предельная ставка налогообложения;
ΔT - прирост суммы вносимого налога;
ΔY - прирост дохода.
Прогрессивная система налогообложения является фактором способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значите лен эффект мультипликатора.
Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.
В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:
Аналогичное мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Yd = Y – Т возрастает на величину ΔT (см. рис.2). Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔT*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства Y1 до Y2 на величину:
Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:
Рис. 2
налоги снижаются на ΔT↓ => располагаемый доход увеличивается на ΔТ↑ => потребление увеличивается на b*ΔТ↑ => совокупные расходы увеличиваются на b*ΔT↑ => совокупный доход увеличивается на b*ΔT↑ => потребление увеличивается на b(b*ΔТ)↑ => совокупные расходы увеличиваются на b2 *ΔТ↑ => совокупный доход увеличивается на b2 *ΔТ↑ => потребление увеличивается на b(b 2*ΔТ)↑ => и т.д.
Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид:
T = t Y,
где t предельная налоговая ставка.
В этом случае функция потребления имеет вид:
С = а + b(Y – tY) = a + b(1 -t)Y,
а модель налогового мультипликатора принимает вид:
где mt - налоговый мультипликатор в закрытой экономике.
Полная налоговая функция имеет вид:
Т= Ta + tY,
где Та — автономные налоги, независящие от величины текущего дохода Y (например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.); t - предельная налоговая ставка.
С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:
C = a + b[Y (Ta + tY)].
В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:
При этом суммарное изменение дохода ΔY в результате одновременного изменения величин госрасходов и автономных налогов определяется как:
Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG, где под символом ΔT обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ΔG - все изменения расходов бюджета.
Если, например, государственные расходы возросли на ΔG, то равновесный объем производства возрастет на величину: