Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:49, контрольная работа
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Прежде чем приступить к рассмотрению банковской системы РФ, необходимо выяснить, что из себя представляют банки как элементы банковской системы.
Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять следующие банковские операции:
Ш привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
Ш размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);
Ш открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Итак, банк управляет вкладами и предоставляет кредиты.
Также банки получают капитал от инвесторов. Стартовый капитал обычно формируется с помощью акционерного капитала и долговых инструментов, имеющих в случае банкротства второстепенное значение по отношению к депозитам. Требуется; чтобы банки имели определенное количество капитала для того, чтобы начать бизнес. Войдя в бизнес, банки имеют возможность увеличивать капитал за счет доходов, полученных от процентной разницы и других источников вложения собственного калига-ла.
Наряду с необходимостью иметь для начала бизнеса минимальный капитал требуется, чтобы банки поддерживали норму минимального отношения капитала к активам. Это позволяет сравнить общий объем собственного капитала и долгосрочных обязательств банка с его активами (наличные суммы денег, ссуды, дебиторские задолженности и его недвижимое имущество).
Банки должны обладать ликвидностью, которая измеряет наличные средства банка, краткосрочные ценные бумаги и другие активы, легко превращающиеся в наличность. Банки должны поддерживать ликвидные активы в объеме, достаточном для обеспечения ожидаемого изъятия депозитов вкладчиками, финансировать займы, которые они делают, и оплачивать их текущие расходы. Основным источником ликвидности большинства банков являются депозиты. Дополнительными источниками ликвидности являются кредиты, предоставленные центральными и другими банками.
Источниками банковских фондов служат:
Ш Наличные фонды. Банкам нужны наличные денежные средства для удовлетворения требований по изъятию вкладов, для уплаты заработной платы и для платежа по текущим расходам. Однако кассовая наличность -это актив, не приносящий доходов. Поэтому банки хранят минимальное количество денежной наличности в кассе, достаточное для удовлетворения текущих потребностей.
Ш Краткосрочные ценные бумаги. Когда становится недостаточно наличных денежных средств, то платежи могут производиться за счет наличных денег, полученных от продажи краткосрочных государственных ценных бумаг.
Ш Кредиты. Финансовые учреждения берут взаймы друг у друга, а также у Центрального банка. Ссуды всегда связаны с уплатой определенного процента.
Ш Другие источники: погашение ссуд; бюджетные средства.
Банк зарабатывает деньги
посредством разницы между
Банки также зарабатывают деньги из источников беспроцентного дохода, таких, как торговая деятельность и комиссионные доходы, полученные путем оказания:
других услуг, связанных
с предоставлением кредита (например,
обеспечение аккредитивами или
обязательствами ссужать
консультационных услуг (консультации по управлению денежными фондами и по слиянию и приобретению других предприятий);
других услуг (пользование банковскими сейфами, услуг доверенного лица и т.д.), если комиссионные превосходят прямые затраты и накладные.
Банк теряет деньги тогда, когда:
процентная разница уменьшается или становится отрицательной из-за роста стоимости фондов по отношению к процентам, заработанным на займах;
дебиторы не могут погасить свой заем;
накладные расходы превышают доходы;
фонды растрачиваются.
Для того чтобы управлять риском и снизить его степень, банки проводят анализ каждого выданного кредита с целью оценить платежеспособность конкретного дебитора и ценность залога, предоставляемого для того, чтобы обезопасить кредит. Чтобы снизить степень кредитного риска, банки пытаются давать деньги под залог так, чтобы ссуда не превышала определенный процент залога и чтобы суммы, необходимые дня выплаты процентов и погашения долга, были значительно ниже ожидаемых доходов должника.
Банкротство банка отрицательно влияет на финансовое состояние его вкладчиков и кредиторов, а также его акционеров, служащих и всех тех, кто связан с этим банком. Поскольку банковская система в условиях рыночной экономики рассматривается как жизненно важное общественное учреждение, то любой неуспех банка, снижающий доверие ко всей банковской системе, оказывает воздействие на общество в целом.
В банковской системе частичного резерва банкротство банка с последующим паническим изъятием вкладов даже из платежеспособных банков ведет к снижению денежной массы в обращении и сокращению экономической деятельности.
Банковский кризис показал, что необходимы следующие меры для предотвращения потенциального банкротства:
Ш предотвращение банкротства банков путем контроля ЦБ РФ, чтобы обеспечить их функционирование с адекватным капиталом и избежать необоснованного риска. Государственное агентство (АРКО) должно оказывать срочную помощь банкам, испытывающим затруднения. При раннем вмешательстве и финансовой помощи потребуется меньше расходов, чем при принятии на себя обязательств банка перед вкладчиками, после того как он обанкротился;
Ш воссоздание обанкротившихся банков. Государственное контролирующее агентство (АРКО) имеет право на установление немедленного контроля над банком, находящимся на грани банкротства, с целью защиты вкладчиков и предотвращения потери оставшихся активов. В этой ситуации агентство может принять решение выделить банку новые фонды или установить свой контроль над банком либо как получатель, либо как хранитель. Это проявление государственного вмешательства и контроля резко контрастирует с мерами защиты от претензий кредиторов, предусмотренными законом о банкротстве. В качестве хранителя агентство пытается продлить функционирование банка, в то время как оно освобождает банк от приносящих вред инвестиций. Как получатель агентство приступает к ликвидации банка через продажу тех его ссуд и других активов, которые имеют некоторую цену, при условии, что покупатель принимает на себя обязательства банка перед вкладчиками. Покупателем обычно становится другой платежеспособный банк или новая группа инвесторов;
Ш сведение к минимуму числа обанкротившихся банков. Когда государство устанавливает свой контроль над обанкротившимся банком, выступая в
Ш качестве либо хранителя, либо получателя, то его основной задачей становится сведение к минимуму потерь банка. Оно пытается получить максимум дохода от активов обанкротившихся банков, которые часто включают большое количество отданных под залог недвижимости и другого рода имущества, обеспечивших ссуды, которые не могут быть уплачены.
Характеристика банковской системы Российской Федерации
Банковская система России была создана с принятием 2 декабря 1990 года двух законов Российской Федерации: «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Действующее законодательство Российской Федерации отразило перемены, происходящие в банковской системе в последние годы, и закрепило ее двухуровневый характер. Первый уровень - Центральный банк Российской Федерации, второй - коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Среди всего многообразия кредитных учреждений второй группы следует отметить так называемые специальные банки, к которым относятся инвестиционные банки, проводящие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг; ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; муниципальные банки, обеспечивающие исполнение местных бюджетов, и др. Функционируют также союзы, ассоциации и другие объединения банков.
Банковская система России продолжает развиваться. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 года предусматривает иной состав банковской системы России:
Ш ЦБ РФ;
Ш Сбербанк, Внешэкономбанк;
Ш Коммерческие банки;
Ш Филиалы и представительства иностранных банков.
Сбербанк и Внешэкономбанк можно выделить среди других коммерческих банков, т.к. в этих банках контрольный пакет акций принадлежит ЦБ РФ. Таким образом, эти банки являются, по сути, государственными банками, что увеличивает их надежность.
Значительная децентрализация
банковской системы привела к
высокой степени самостоятельно
Значительное место
в правовом опосредовании банковской
деятельности принадлежит финансово-
Таким образом, речь идет о формировании так называемых вертикальных отношений в банковской системе.
Важнейшим субъектом, реализующим
финансово-правовое регулирование (далее
банковское регулирование) в рамках
банковской системы, является Центральный
банк Российской Федерации. Потенциал
банковского регулирования
Рассмотрим подробнее функции, структуру, выполняемые услуги представленных банков.
1) Эмиссионные банки
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам расстроило бы денежное обращение страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения. Такие операции, как правило, возлагаются на Центральный банк.
Он может следить за их деятельностью только путем установления специальных нормативов, единых для всех банков.
Мы должны четко понимать, что Центральный банк Российской Федерации, хоть и не является государственным, но проводит государственную политику в области надзора за деятельностью коммерческих банков проведения расчетов, единой денежно-кредитной политики, поддержания1 стоимости национальной валюты. При этом Банк России исходит из государственных интересов. Независимость Центрального банка должна быть разумной в том плане, что если на территории страны действует один ЦБ и его учреждения на местах, они должны подчиняться единым правилам регулирования деятельности банков и проводить единую денежно-кредитную политику.
2) Неэмиссионные коммерческие (универсальные) банки
Низовое звено банковской
системы состоит из сети самостоятельных
банковских учреждений, непосредственно
выполняющих функции кредитно-
Ш аккумуляция временно свободных денежных средств, сбережений
Ш и накоплений;
Ш обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;
Ш кредитование отдельных юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственного оборота;
Ш учет векселей и операций с ними;
Ш хранение финансовых и материальных ценностей;
Ш доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).
Типы коммерческих банков
В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков: акционерные и паевые. Физические и юридические лица, являвшиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив учредительские паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются участниками (пайщиками). Коммерческие банки могут быть также классифицированы исходя из степени их участия в кредитно-финансовом обслуживании различных категорий клиентов; их роли на рынках кредитно-финансовых услуг, и в первую очередь на рынке кредитных ресурсов; перспектив и возможных форм участия в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; размеров собственного капитала коммерческих банков и величины их активов.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"