Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 13:36, лекция
Конспект лекции по экономике для студентов
Лекция №2. Основы управления и планирования в отрасли связи.
Рассматриваемые вопросы:
Одним из направлений в системе управления связью в рыночных отношениях структурная перестройка в отрасли, т.е. сформировались государственные и негосударственные сферы связи. Основной задачей такого разделения отрасли была потребность в полной мере задействован имеющийся рыночный потенциал отрасли с целью стабилизации ее финансового положения и активизации инвестиции в ее развитие.
Т.о., целью управления (регулирования) в отрасли связи является обеспечение бесперебойного и качественного функционирования средств и сетей связи в интересах всех категорий потребителей и на всей территории республики. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования). Методы управления:
В основе организации
управления и регулирования в
отрасли связи лежит «иерархиче
К органам регулирования деятельности в связи можно отнести: правительство РК, органы исполнительной власти.
Органы управления призваны выполнять следующие основные функции: исследовательские и проектные, нормативные и плановые, организационные и координирующие (определение структуры производства и управления, подбор и расстановка руководящих кадров, оперативное руководство, организация материально-технического снабжения, капитального строительства, учетно-контрольные и аналитические (организация системы учета, отчетности, анализ результатов хоздеятельности).
Ключевым органом в системе управления и регулирования в отрасли связи является Министерство транспорта и телекоммуникации. Органы контроля и координации: орган контроля за деятельностью операторов связи, создается специальная Госкомиссия по распределению радиочастот.
Функции органов регулирования: законотворчество, формирование и реализация единой политики в области связи, определение мер и методов воздействия на предприятие отрасли.
Основы планирования в отрасли связи.
Планирование – это комплекс работ по разработке и организации выполнения планов отрасли, подотрасли или предприятия. Сущность планирования заключается в том, что оно является средством предвидения хода развития производства.
В условиях рыночной экономики планирование не только теряет своей актуальности, но и становится ключевой функцией управления производством. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребителей.
При разработке планов развития средств связи необходимо соблюдение определенных пропорции:
Телефонная плотность – интегральный показатель развития связи любой страны. Она показывает число основных телефонных аппаратов, приходящихся на 100 жителей, но в целом отражает состояние развития связи.
Именно поэтому Международный валютный фонд относит n к ключевым экономическим показателям. Диаграмма Джиппа отражает не только состояние развития сети, но и благосостояние жителей республики, поскольку душевой валовый общественный продукт равен годовому доходу, приходящемуся в среднем на одного человека. Эта пропорция может быть положена в основу для планирования развития связи на перспективу.
Традиционно при разработке планов использовались и продолжают применяться такие методы, как балансовый, нормативный, метод экономического анализа, экспертные методы. Наиболее перспективными являются экономико-математические методы, которые в сочетании с широким применением вычислительной техники дают возможность перейти к вариантному планированию, а затем к оптимальному. Экономико-математические модели планирования развивают систему научных исследований, направленных на выявление тенденций развития связи, а результаты моделирования способствуют выработке экономической стратегии на определенный период. Модели планирования могут отражать экономические процессы, обладающие большой инерционностью (так называемые модели пассивного прогноза), а могут базироваться на принципах экономической динамики, учитывающей возможность определенного воздействия на ход экономических процессов (модели активного прогнозирования). В решении задач экономического планирования различают два подхода:
Надо отметить, что в отрасли связи накоплен определенный опыт разработки экономико-математических моделей для целей планирования, и в первую очередь балансовых моделей, увязывающих объемы услуг и необходимые для их удовлетворения ресурсы. Упрощенно одна из таких моделей выглядит следующим образом:
ntht = Фt;
ntbt = Tt;
ntmt = Mt,
где nt – показатель телефонной плотности, т.е. число телефонных аппаратов, приходящихся на 100 (или на 1000) человек;
Фt – стоимость основных производственных фондов;
Tt – численность работников;
Mt – стоимость материальных ресурсов;
ht – норматив фондоемкости;
bt – норматив трудоемкости;
mt – норматив материалоемкости.
В условиях рыночной экономики меняется система планов в отрасли. Если раньше действовала централизованная система планирования (в соответствии с которой разработка планов осуществлялась на основе «контрольных цифр», доводимых до предприятия от вышестоящих органов управления), то в настоящее время каждое предприятие разрабатывает планы самостоятельно.
В рамках маркетинговой концепции управления различают 2 вида планирования:
стратегическое, намечающее долгосрочные направления деятельности отрасли, подотрасли или предприятия;
маркетинговое, основой которого является бизнес-план предприятия, разрабатываемый, как правило, на год и представляющий собой программу производственной деятельности на этот период.
Сущность стратегического планирования состоит в разработке стратегий и путей (методов) их реализации. Стратегическое планирование приходит на смену долгосрочному, существующему долгое время в системе централизованно разрабатываемых планов. При разработке долгосрочных планов обычно анализировались сложившиеся тенденции изменения (как правило, роста) экономических показателей, выявленные на основе анализа данных ряда предшествующих периоду планирования лет, а затем путем экстраполяции производилась оценка этих показателей на будущее. В системе стратегического планирования отсутствует предположение о том, что будущее обязательно лучше, и, кроме того, меняется исходный принцип планирования, который можно сформулировать таким образом: от будущего к настоящему.
Стратегическое планирование
можно представить как
Для разработки стратегии развития необходим анализ экономического положения отрасли предприятия, целью которого является выявление факторов, влияющих на развитие и определение места, занимаемого на рынке. Влияющие факторы подразделяют на внутренние и внешние.
Рисунок 5.- Этапы стратегического планирования
К внутренним факторам относятся существующая на предприятии организационная структура и система управления, зарубежные партнеры и внутренние поставщики, а к внешним – дефицит ресурсов, динамика цен на материалы и электроэнергию, число потребителей и их структура. Одним из важных моментов такого анализа является оценка плановой деятельности на соответствие действующей системы планирования требованиям дальнейшего развития.
При стратегическом планировании различают 3 вида результатов:
«идеал» - предельно возможный результат, к которому следует стремиться;
«цель» - результат, достижимый в течение предсказуемого периода;
«подцель» или «задача» - результат, который достигается за определенное время.
Каждому виду результатов присущ конкретный
тип планирования. Первому виду результатов
соответствует нормативное
Центральной проблемой стратегического планирования является разработка технологической стратегии. Все остальные виды стратегий так или иначе связаны с технологической, дополняют ее, а в совокупности определяют содержание стратегического плана.
Технологическую стратегию составляют: анализ сложившегося научно-технического уровня производства; разработка специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособную продукцию; разработка специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособную продукцию; разработка конкретных действий на основе стратегических решений в области технологического развития. При выработке технологической стратегии необходима ее оценка с позиций финансово-экономических целей предприятия.
Задача технологической
Исходной точкой применения метода является количественная оценка результатов, которые необходимо достичь, - требуемый уровень спроса, определенный по результатам маркетинговых исследований (и соответствующая ему прибыль). После этого рассчитываются ожидаемые результаты деятельности предприятия в рамках существующего рынка потребителей, действующей номенклатуры услуг и организации управления на предприятии. Ожидаемый уровень можно оценить на основе экстраполяций сложившихся тенденций развития.
В современной экономической теории бизнес-план (БП) используется для выполнения нескольких функций:
разработки концепции производства. Эта функция особенно важна в период создания нового предприятия или в моменты обоснования новых направлений деятельности для существующих предприятий;
привлечения денежных средств (ссуды или кредиты), без которых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий, одной из которых является наличие обоснованного БП;
привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии.
В целом БП представляет собой, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой - это своеобразная форма рекламы, особенно, как уже отмечалось выше, в случаях, когда он разрабатывается для обоснования новых направлений деятельности (или новых предприятий).
БП состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей (см. ниже рисунок).
Каждый раздел БП можно рассматривать как отдельную подсистему с присущей ей функцией развития производства. Эти функции и присущие им тенденции изменения надо знать, чтобы иметь возможность оказывать на них воздействие.