Консервативная идеология в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:18, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "идеология" состоит из двух греческих слов - idea (идея) и logos (учение).
Идеология - это активная направленность человека или группы людей по отношению к ценностям, интересам, идеям в обществе. Чаще всего представляет собой четкую сложившуюся систему, с программой действий, нацеленную на интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.65 Кб (Скачать)

системе. Кризис подорвал эти иллюзии. Неоконсерватизм, по мнению одного из его ведущих  представителей в Германии Г. Рормозера, вновь и вновь воссоздается кризисом современного общества. Его порождают  ослабление моральных устоев человеческого  общества и кризис выживания, в условиях которых он предстает как один из механизмов сохранения системы. Неоконсерватизм  исходит из идеи свободы рыночных отношений в экономике, но категорически  против перенесения подобных принципов  в политическую сферу и потому представляется и как наследник  и как критик либерализма. В его  политической доктрине выделяется ряд  центральных положений: приоритетность подчинения индивида государству и  обеспечение политической и духовной общности нации, готовность использовать в своих отношениях с противником  в крайнем случае и весьма радикальные  средства. Полемизируя с либералами, неоконсерваторы обвиняют их в том, что те выдвигают политические лозунги  чисто декларативного характера, не осуществимые в реальной жизни. Они  считают, что в условиях нарастания манипулятивных возможностей средств  массовой информации воля большинства  не может быть последним аргументом в политике, ее нельзя абсолютизировать. "Партиципационной демократии", которая  была в определенных исторических условиях, в условиях кризиса легитимности выражением новой политической культуры протеста со стороны левых, неоконсерваторы  противопоставили идеи элитарной демократии. Основное содержание кризиса они  увидели в неуправляемости государства, идущей от непослушания граждан, развращенных либерализмом, и в кризисе управления, проистекающей от бездействия властей, поскольку неприятие адекватных решений приводит к перерастанию социальных конфликтов в политические. В условиях, когда, по мнению неоконсерваторов, требуется более активная и ясная политика, эффективной и приемлемой может стать модель элитарной, или ограниченной, демократии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Консервативная  идеология в современной  России.
 
 

  Современные государства демонстрируют нам, что «век идеологий» не закончился. И сейчас каждая страна в целях  своей безопасности и поддержания  суверенитета и конкурентоспособности  неизменно обеспечивает соответствующее  её интересам информационно-политическое поле. Несмотря на то, что в ХХI веке традиционные политические идеологии  века ХХI уже не встречаются в  «чистом» виде, их элементы всегда присутствуют в повестке дня каждой страны: в  деятельности политических партий и  общественных организаций, в решениях политических деятелей, в освещении  событий СМИ, в убеждениях представителей интеллигенции.

  Сегодня наша страна — свободное и конкурентоспособное  государство, уровень жизни в  котором ниже чем в Евро-атлантическом  регионе, но выше, чем в странах  «третьего мира». Существующее положение  дел критикуется за отсутствие чёткого  плана действий на будущее; программы, которая позволила бы реально  посмотреть на вещи и оценить перспективы  мобилизации населения для развития страны. Отечественные политики из всего партийного спектра сходятся в том, что России и сейчас нужна государственная идеология не такая , какой был догматический марксизм, — а гибкая, мобильная, современная и своевременная.

  Наиболее  жизнеспособными из предлагаемых доктрин  можно считать те, которые предлагают реализовать тот или иной консервативный проект. И дело здесь даже не столько  в патриархально-этатистском менталитете  россиян, сколько в истории нашей  страны, традициях централизованного  государства, в разных формах существовавшего  именно как единое унитарное государство  ещё со времён Московии ХIV века. Результаты социологических опросов говорят  о том, что граждане страны устали от различных форм экстремизма (как  левого, так и правого) и радикализма; россияне хотят стабильности, порядка  и соблюдения законов — а это  составляющие классической идеологии  консерватизма, наряду с общепризнанными  семейными ценностями.

  Однако  отметим, что в условиях построения демократии ни одна доктрина не может  функционировать, если ею пользуется лишь исполнительная власть. Отсюда закономерно  следует вывод, что если правый консерватизм действительно необходим России, то по сей день актуален вопрос создания крупной консервативной политической партии. Исторический опыт показывает, что европейские модели консерватизма  неприемлимы для России. На отечественной  почве консерватизм должен сочетать в себе положительные черты просвещённого  национализма (государственничество, патриотизм, традиционализм, уважение к национальным традициям и культуре) и умеренного либерализма (законность, рыночную экономику, свободу личности, институт частной собственности  и гражданского общества). 

Заключение.

    В самое последнее время в России наблюдается процесс всеобщего  осознания насущной потребности  продолжения процесса преобразований на базе научно-обоснованной программы  подлинных реформ. Свидетельство  тому является постепенная эволюция самой власти в сторону признания  разрушительных последствий собственных  действий и отказа от прежних установок  во внутренней и внешней политике, ее попытки представить обществу свою позицию по насущным вопросам общественного развития, выработать целостную долгосрочную программу  решения проблем в основных сферах жизни российского общества.

    В данной связи в отечественной  науке и политической публицистике активно обсуждается вопрос о  том, какой должна быть национальная идеология, позволяющая придать  процессу реформирования четкие ориентиры, систематичность и целостность. Однако, несмотря на то, что многие выполненные  в этом ключе социально-политические разработки действительно интересны, отдача от них отнюдь не соответствует  социальным ожиданиям.

    Основная  проблема, на наш взгляд, заключается  в том, что отечественные исследователи  недостаточно хорошо знакомы с природой и сущностью, а также особенностями  формирования идеологии как социально-политического  института, характерными чертами главных  идеологических доктрин.

    Как показал анализ различных теоретических  подходов к определению идеологии (К.Маркса, В.И.Ленина, А.Грамши, Р.Арона, К.Маннгейма, К.Гирца, Р.Будона, А.Хейвуда  и др.), проведенный в диссертации, термин «идеология» служит для обозначения не одного, а множества различных феноменов. Многие теории идеологии явно противоречат друг другу, поскольку по-разному определяют объект своего исследования. Научное изучение феномена идеологии до сих пор связано с определенными теоретическими и Методологическими трудностями, поскольку этот термин отражает перманентную полемику относительно роли идей в политике и взаимоотношений между верой и теорией с одной стороны, материальной жизнью и политическим поведением с другой.

    Следовательно, научное изучение идеологии, в первую очередь, должно быть соотнесено с анализом содержания и функций наиболее значимых идеологических доктрин, в которых  отражена ее сущность. Оно предполагает анализ природы, теоретического ядра и  значения определенных устоявшихся  систем политической мысли, а также  того, какие конкретные наборы политических идей, аргументов и действий позволяют  идентифицировать ту или иную идеологию. 

    Необходимо не создавать, а всего лишь возродить традиционную для России консервативную систему ценностей, которая станет фундаментом отечественной идеологии нового века. Она включает в себя ценности сильного государства, безопасности и социального порядка, взаимной ответственности власти и гражданского общества, эффективной рыночной экономики.

    Стратегия развития России в XXI веке может заимствовать из консервативной идеологии как  ее рациональное зерно - сохранение и  поддержание накопленного в прошлом  и настоящем самого ценного для  российского человека материального  и духовного достояния, так и  основополагающие ценности. К ним  относятся: приоритеты семьи и религии, моральной взаимной ответственности  гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, поддержка  традиционных нравственных ценностей, препятствующих духовной деградации личности, защита частной собственности.

Информация о работе Консервативная идеология в современной России