Конкуренция,ее виды и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов. При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Конкуренция как экономическое явление………………………5

1.1 Сущность конкуренции и основные функции………………………..5

Глава 2. Классификация конкуренции…………………………………....11

2.1 Виды конкуренций…………………………………………………….11

Глава 3. Роль и место конкуренции в рыночной экономике……………21

3.1 Особенности конкуренции в современной рыночной экономике …21

Заключение…………………………………………………………………34

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

распечатать кур.микроэкономика«Конкуренция, ее виды и роль в рыночной экономике».rtf

— 302.53 Кб (Скачать)

     По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию.

     Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя своё рыночное положение, продаёт один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. В зависимости от количества цен, назначаемых монополистом за предлагаемые товары, Р.Барр выделяет простую и дискриминационную монополии. В условиях простой монополии монополист назначает лишь одну цену для всех. При дискриминационной монополии монополист назначает несколько цен. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям или группам покупателей один и тот же товар по разным ценам. Различают четыре типа дискриминации:

     личная. Она связана с тем, что люди имеют различные доходы. Приведём пример. Врач устанавливает различные расценки в зависимости от уровня доходов его больных; или места в театре стоят дороже в партере, нежели в других местах зала.

     материальная. Она основывается на использовании продаваемых товаров и услуг. Это может быть различный тариф для промышленного и домашнего пользования электричеством.

     дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.

     географическая. Цена на предлагаемые товары и услуги будет изменяться в зависимости от местонахождения продавца и покупателя.

     Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель - такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

     Монополия, также как и конкуренция, имеет ряд позитивных и негативных черт. Чем же “полезна” монополия?

     Во-первых, масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация действует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

 

     Заключение 

     Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

     Проблема конкуренции изучается многими экономистами как за рубежом, так и в нашей стране. Но лишь изучить это явление недостаточно. Важно еще и правильно применить полученные знания на практике. Проблема многих государств - выбрать наиболее приемлемую форму конкуренции для своего государства. Регулировать экономику или нет, какую форму конкуренции поощрять и т.д. Россия никак не может выйти из переходного периода, когда конкуренции фактически не существовало (хотя она все-таки нашла свое отражение в "соцсоревнованиях") и прийти к рыночной. На мой взгляд, в России сейчас воцарился хаос. Наш переход от плановой экономики к рыночной осуществляется очень непоследовательно, скачками, и в таких условиях не может образоваться нормальная конкурентная среда. Государство передало часть своих монополий в частные руки, и получилось ещё хуже, чем было. Монополисты стали независимыми диктаторами на рынке. Государство пытается мешать монополизации рынков, но очень редко это оказывается действенно. Напротив, государство защищает свои товары, в том числе производимые и монополиями или олигополиями. Например, повышение пошлин на подержанные автомобили ограждает отечественных производителей авто от необходимости конкурировать. С одной стороны, государство заботится о своем производителе, но оно совершенно не подумало о последствиях такой бездумной протекционистской политики. Наши автомобили будут пользоваться большим спросом, но степень удовлетворенности понизится. Совершенно очевидно, что наши машины худшего качества по сравнению с импортными. И у производителей не будет особенного стимула повышать качество, так как продукция и так пользуется спросом.

     Итак, конкуренция может рассматриваться как одно из важнейших понятий в экономической теории, и пренебрежение ею ведет к плачевным результатам. 

 

     Литература, использованная при написании работы:

1.Журавлева Г.П. "Экономика: учебник". - М.: Юристъ, 2001.

2.Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.

3.Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов – сто ответов, как действовать на внешнем рынке», Москва, 1997 , стр. 61.

М.: Республика. 1998. Т. 1

4.Макконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы, проблемы и политика.

Маркетинг, №5(60), 2001г.

5.Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2000.

6.П.Самуэльсон, В.Нордхаус "Экономика: учебное пособие для вузов по экономическим направлениям и специальностям": Пер. с англ. - М: изд-во "БИНОМ", 1997.

7.Перспективы конкурентного развития Российской экономики в условиях глобализации. Каюченко А.В., Российская академия наук. Вестник научной информации № 4 М. 2007

8.Портер. М Международная конкуренция. М.:1995

9.Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1999

10.Социально-экономические проблемы России. Справочник. / под редакцией Бойко Т. М. – Спб.: Норма, 1999.

11.Финансы и кредит, №3(75), 2001г.

Информация о работе Конкуренция,ее виды и роль в рыночной экономике