Конкуренция, обзор видов конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также изучение перспектив развития конкуренции в современной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность и понятие конкуренции;
2. отразить многообразие видов конкуренции;

Файлы: 1 файл

А РЕФЕРАТ!.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Что же всё-таки необходимо для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства. Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно - денежного обращения.[25]

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.

В мире сложился особый тип монопольного хозяйства и причинами его появления были:

1) устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.

2) свёртывание товарно-денежных отношений

3) ликвидация конкуренции

4) искусственная концентрация и узкая специализация производства

5) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.[26]

Наша современная экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную. Отличия рыночной монополии от монополии в условиях командной экономики представлены следующим образом: Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике. Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже - в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.

Современная монополия ведет, с одной стороны, к увеличению предложения продукта, с другой стороны - к увеличению числа участников рынка, то есть, в конечном итоге, к новому уровню развития конкуренции. Таким образом, статичная модель полной конкуренции с учетом ее инновационной функции и производственной эффективности в современных условиях не может рассматриваться как идеал конкурентной политики.[27]

Со второй половины 60-х годов в большинстве стран Западной Европы получила признание идея действенной (функционирующей конкуренции) акцентирующей внимание не на форме рынка, а на его эффективности. В рамках данной модели конкуренции действуют:

- инициативные предприятия, создающие новые товары, внедряющие прогрессивные методы производства, снижающие цены, улучшающие качество продукции;

- фирмы-имитаторы, успевающие в достаточно короткие сроки воспользоваться инновационными преимуществами лидера;

- потребители, получающие выгоды от новых, качественных, более дешевых продуктов.[28]

Вопросы увеличения или уменьшения числа конкурентов, в данном случае, не являются первостепенными. Инновационные результаты конкуренции, полученные в результате слияний и объединений фирм, то есть сокращения числа конкурентов, в этих условиях дают лишь новый импульс развитию конкуренции.

В принципе, как показывает практика развитых стран, олигополистические рынки совместимы с концепцией действенной конкуренции. Однако подобная совместимость реализуема лишь в ситуации сохранения соперничества между участниками рынка.

Как правило, высококонцентрированные рынки, находящиеся в стадии насыщенности узкие и зрелые олигополии, доступ на которые связан с преодолением существенных барьеров, ограничивают конкуренцию. Для таких рынков, как правило, характерны тесная взаимозависимость между объемами продаж их участниками, а, следовательно, групповая солидарность, параллельные согласованные действия участников.

В связи с этим, актуальной остается проблема определения благоприятных условий для развития экономического соперничества, а, следовательно, и определение на рынках, так называемой, оптимальной интенсивности конкуренции.

В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:

1) становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями;

2) формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами;

3) зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.

Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды. Основными условиями появления конкуренции являются:

1) собственность на средства производства, продукт и доход

2) доступ к ресурсам и информации

3) множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)

Рыночная конкуренция является системой отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др. Ф. Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной собственности - единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.[29] Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту. Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями - за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой - за рабочие места; между банками - за объекты кредитования, вложения капитала. Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель. Однако, как показала практика, большинство предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказалась в тяжелом положении.

Проблема конкурентоспособности товаров всегда была и остается острой проблемой, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение своей курсовой работы хотелось бы отметить, что рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Однако в условиях современного мира мы наблюдаем только различные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию.

После изучения рыночной конкуренции можно сделать выводы, некоторые из них:

1.                  конкуренция проявляется как соперничество, происходящее между участниками рыночной экономики за получение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Она проявлялась во все времена как «война всех против всех»;

Рыночная конкуренция за выживание и экономическое преуспевание среди производителей обретает наиболее цивилизованную форму, если она покоряется регулированию со стороны общества в облике государства.

2.                  конкуренция является необходимым и обусловливающим условием нормального функционирования рыночной экономики;

3.                  конкуренция обладает положительными и отрицательными сторонами. К положительным сторонам можно отнести: активизацию инновационного процесса; эластичная адаптация к спросу; высокое качество товара; минимум производственных издержек; высокую производительность труда и т.п. К негативным сторонам можно отнести: победа одних и поражение других игроков рынка; чрезвычайная эксплуатация природных ресурсов; экологические нарушения и т.п. Непомерная монополизация без надлежащего контроля со стороны государства может привести к формированию государства в государстве. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, низкому качества товара, пропадают стимулы отыскивания более действенных решений функционирования в экономике. Конкуренция при всех её позитивных и негативных сторонах, является значимым элементом рыночного устройства саморегулирования. Рынок является показателем общественно необходимых надобностей общества, в нужном количестве материальных благ. С другой стороны рынок показывает о состоянии и потенциалах общественного производства в создании необходимых обществу материальных благ;

4.                  существуют различные виды конкуренции. Наиболее часто встречаемая классификация – это совершенная и несовершенная конкуренция;

5.                  в мире сложился особый тип монопольного хозяйства, которая ведет, с одной стороны, к увеличению предложения продукта, с другой стороны - к увеличению числа участников рынка, то есть, в конечном итоге, к новому уровню развития конкуренции;

6.                  актуальной остается проблема определения благоприятных условий для развития экономического соперничества, а, следовательно, и определение на рынках, так называемой, оптимальной интенсивности конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.Т. Чечелевой – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 592 с. (Серия «Учебник для вузов»).

2.                  Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2008. – 527 с.

3.                  Курс экономичесткой теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 848 с.

4.                  Экономическая теория.  Борисов Е.Ф. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — 399 с.

Информация о работе Конкуренция, обзор видов конкуренции