Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:48, реферат
На рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратились в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Это явилось одной из причин того, что США стали пионерами антимонопольных мер, которые администрация этой страны апробировала еще в конце XIX в. Перманентный характер таких мер стал впоследствии очевидным для всех правительств развитых государств мира.
Общая характеристика институционализма	2
Предмет изучения	2
Метод изучения	3
Три течения институционализма	3
Концепции реформ основоположников институционализма	4
Предмет изучения	4
Метод изучения	4
"Эффект Веблена"	5
Концепция реформ Т.Веблена	6
Особенности предмета и метода изучения	6
Теория стоимости (Дж.Коммонс)	7
Концепция реформ Дж.Коммонса	7
У.Митчелл	7
Особенности предмета и метода изучения	7
Концепция реформ У.Митчелла	8
При этом в методологическом плане он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также, говоря его словами, стремления "сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения".
Правовой аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции - стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения "коллективных институтов". А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.
Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс противопоставил положение о проведении государством реформ в области законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных "коллективных институтов". Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.
Эволюция капитализма свободной конкуренции в финансовую стадию - центральная идея его главных трудов "Правовые основания капитализма" (1924), "Институциональная экономика. Ее место в политической экономии" (1934) и других, В них рассматриваются проблемы, вызванные усилением "социального конфликта" из-за "нечестной" (монополистической) конкуренции предпринимателей. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ, как полагает этот автор, устранят противоречия и конфликты в обществе, ознаменуют переход к стадии административного капитализма.
Как известно из истории экономики, юридические (правовые) аспекты "коллективных действий" Дж. Коммонса, равно как антимонопольные реформаторские идеи в трудах Т.Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг. в период так называемого "нового курса" президента США Ф.Рузвельта.
Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) - ученик и последователь Т.Веблена. Он учился в Чикагском университете, являлся профессором Калифорнийского (1909-1912) и Колумбийского университетов. В течение 1920-1945 гг. возглавлял Национальное бюро экономических исследований. Из уважения к заслугам и памяти своего учителя У.Митчелл подготовил посмертный сборник "Учение Веблена", включив в него выдержки из его книг и статей.
    У.Митчелл 
в своей основной публикации "Лекции 
о типах экономической теории" 
(1935) исходил, прежде всего, из идей Т.Веблена. 
Следуя им, он настаивал на взаимосвязи 
экономических проблем с 
Тем не менее, в экономической литературе этого ученого воспринимают нередко как представителя концепции "измерения без теории" (после появления одноименной статьи Т.Коммонса, посвященной критике научных исследований У.Митчелла и его последователей), или, как выразился В.Леонтьев, "основного антитеоретического направления американской экономической мысли"
Личный вклад У.Митчелла в институциональную теорию состоит, во-первых, в выявлении влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и других) так называемых неэкономических факторов (в том числе психологических, поведенческих и прочих) посредством изучения конкретных цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки. И, во-вторых, в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.
Особую известность в США У.Митчеллу принесло признание его основателем Национального бюро экономических исследований и одним из первых исследователей циклических явлений в экономике. Он считал возможным и необходимым государственное воздействие на экономику в области денежных, финансовых и кредитных факторов во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа.
Представители эмпирико-прогностического течения институционализма еще в 20-е гг. в своем "конъюнктурном барометре" в Гарварде публиковали по итогам "анализа динамических рядов" первые прогнозы экономического роста путем построения кривых, представляющих средние индексы ряда показателей национального хозяйства. Лежащие в основе новой отрасли экономической науки "эконометрика" математика и статистика, позволявшие У.Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность "малых" и "больших" циклов, нацеливали на попытки конструировать модели бескризисного (нециклического) развития экономики, предсказывать отклонения в динамике показателей, предотвращать их спад. Средством смягчения циклических колебаний и достижения благоприятной экономической конъюнктуры должно, по мнению У.Митчелла, явиться создание специального государственного планирующего органа. Планирование при этом предполагалось не директивное, а рекомендательное, основанное на научном прогнозировании реальных и достижимых конечных целей.
    Неквалифицированный 
прогноз "Гарвардского барометра" 
накануне экономического кризиса 1929-1933 
гг., предвещавший "процветание экономики", 
показал несовершенство методологической 
базы исследований тех лет, но убедительно 
продемонстрировал правильность главного 
положения институционалистов 20-30-х гг. 
о необходимости социального контроля 
над экономикой. Это значит, что институционализм 
является одним из теоретических предшественников 
возникшей в 30-е гг. кейнсианской и неолиберальной 
концепции государственного регулирования 
экономики, основной идеей которой является 
вмешательство государства в экономику. 
 
 
Список литературы: