Концепция реформ У.Митчелла

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:48, реферат

Краткое описание

На рубеже XIX и XX вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратились в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Это явилось одной из причин того, что США стали пионерами антимонопольных мер, которые администрация этой страны апробировала еще в конце XIX в. Перманентный характер таких мер стал впоследствии очевидным для всех правительств развитых государств мира.

Оглавление

Общая характеристика институционализма 2
Предмет изучения 2
Метод изучения 3
Три течения институционализма 3
Концепции реформ основоположников институционализма 4
Предмет изучения 4
Метод изучения 4
"Эффект Веблена" 5
Концепция реформ Т.Веблена 6
Особенности предмета и метода изучения 6
Теория стоимости (Дж.Коммонс) 7
Концепция реформ Дж.Коммонса 7
У.Митчелл 7
Особенности предмета и метода изучения 7
Концепция реформ У.Митчелла 8

Файлы: 1 файл

Институционализм. ИСТЭМ..doc

— 76.50 Кб (Скачать)

    При этом в методологическом плане он исходил из неприятия идей о классовой борьбе рабочих, а также, говоря его словами, стремления "сделать систему бизнеса эффективной настолько, чтобы она заслуживала сохранения".

      

Теория  стоимости (Дж.Коммонс)

      

    Правовой  аспект Дж. Коммонс использовал и в выдвинутой им концепции - стоимости, в соответствии с которой стоимость товарной продукции есть не что иное, как результат юридического соглашения "коллективных институтов". А к последним он относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения.

      

Концепция реформ Дж.Коммонса

      

    Марксистскому учению о классовой борьбе Дж. Коммонс  противопоставил положение о  проведении государством реформ в области  законодательства и создании правительства, представленного лидерами различных "коллективных институтов". Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики.

    Эволюция  капитализма свободной конкуренции в финансовую стадию - центральная идея его главных трудов "Правовые основания капитализма" (1924), "Институциональная экономика. Ее место в политической экономии" (1934) и других, В них рассматриваются проблемы, вызванные усилением "социального конфликта" из-за "нечестной" (монополистической) конкуренции предпринимателей. Государственные правовые решения в рамках экономических реформ, как полагает этот автор, устранят противоречия и конфликты в обществе, ознаменуют переход к стадии административного капитализма.

    Как известно из истории экономики, юридические (правовые) аспекты "коллективных действий" Дж. Коммонса, равно как антимонопольные  реформаторские идеи в трудах Т.Веблена, нашли реальное практическое применение уже в 30-е гг. в период так называемого "нового курса" президента США Ф.Рузвельта.

У.Митчелл

    Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948) - ученик и последователь  Т.Веблена. Он учился в Чикагском  университете, являлся профессором  Калифорнийского (1909-1912) и Колумбийского  университетов. В течение 1920-1945 гг. возглавлял Национальное бюро экономических исследований. Из уважения к заслугам и памяти своего учителя У.Митчелл подготовил посмертный сборник "Учение Веблена", включив в него выдержки из его книг и статей.

      

Особенности предмета и метода изучения

      

    У.Митчелл  в своей основной публикации "Лекции о типах экономической теории" (1935) исходил, прежде всего, из идей Т.Веблена. Следуя им, он настаивал на взаимосвязи  экономических проблем с неэкономическими, в частности с проблемами социологии, культуры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельности людей в обществе.

    Тем не менее, в экономической литературе этого ученого воспринимают нередко как представителя концепции "измерения без теории" (после появления одноименной статьи Т.Коммонса, посвященной критике научных исследований У.Митчелла и его последователей), или, как выразился В.Леонтьев, "основного антитеоретического направления американской экономической мысли"

  Концепция реформ У.Митчелла

     

    Личный  вклад У.Митчелла в институциональную  теорию состоит, во-первых, в выявлении  влияния на экономические факторы (в категориях денежного обращения, кредита, финансов и других) так называемых неэкономических факторов (в том  числе психологических, поведенческих и прочих) посредством изучения конкретных цифровых показателей и установления закономерностей в колебаниях (конъюнктуре) этих показателей на базе широкого массива статистических данных по фактическому материалу и ее математической обработки. И, во-вторых, в попытке обоснования концепции бескризисного цикла посредством различных вариантов государственного вмешательства в экономику.

    Особую  известность в США У.Митчеллу принесло признание его основателем  Национального бюро экономических  исследований и одним из первых исследователей циклических явлений в экономике. Он считал возможным и необходимым государственное воздействие на экономику в области денежных, финансовых и кредитных факторов во взаимосвязи с социально-культурными проблемами и с учетом психологического анализа.

    Представители эмпирико-прогностического течения  институционализма еще в 20-е гг. в своем "конъюнктурном барометре" в Гарварде публиковали по итогам "анализа динамических рядов" первые прогнозы экономического роста  путем построения кривых, представляющих средние индексы ряда показателей национального хозяйства. Лежащие в основе новой отрасли экономической науки "эконометрика" математика и статистика, позволявшие У.Митчеллу и его коллегам рассчитывать длительность "малых" и "больших" циклов, нацеливали на попытки конструировать модели бескризисного (нециклического) развития экономики, предсказывать отклонения в динамике показателей, предотвращать их спад. Средством смягчения циклических колебаний и достижения благоприятной экономической конъюнктуры должно, по мнению У.Митчелла, явиться создание специального государственного планирующего органа. Планирование при этом предполагалось не директивное, а рекомендательное, основанное на научном прогнозировании реальных и достижимых конечных целей.

    Неквалифицированный прогноз "Гарвардского барометра" накануне экономического кризиса 1929-1933 гг., предвещавший "процветание экономики", показал несовершенство методологической базы исследований тех лет, но убедительно  продемонстрировал правильность главного положения институционалистов 20-30-х гг. о необходимости социального контроля над экономикой. Это значит, что институционализм является одним из теоретических предшественников возникшей в 30-е гг. кейнсианской и неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, основной идеей которой является вмешательство государства в экономику. 
 
 

Список литературы:

  1. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – 4-е  изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003 – 480 с. – (Серия «Высшее образование»).

Информация о работе Концепция реформ У.Митчелла