Коммерческое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Переход российской экономики к рыночным отношениям обусловил необходимость исследования структуры современной системы права России, уточнения содержания отраслей права с целью должного регулирования ими общественных отношений и совершенствования законодательства.

Оглавление

Введение 3
1. История становления российского коммерческого права 5
2. Понятие и предмет коммерческого права. Метод правового регулирования....7
4. Принципы коммерческого права 17
Заключение 21
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

2682(коммерческое право - к.р.)-19.95.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     В советский период представления  о торговом праве кардинально  изменились. Поскольку частноправовые начала были заменены принципами публичного права, то о частном праве, а тем  более о его дуализме вообще не приходилось говорить. Разумеется, ни политическая, ни правовая идеология не могли остановить реальную жизнь, в которой социально-экономические закономерности (хотя и в изуродованном виде) все же проявляли себя с необходимостью. Товарно-денежные отношения игнорировать невозможно. Многочисленные экономические реформы в России (начиная с нэпа и кончая нынешней) — это не столько желание политиков, сколько неизбежная необходимость, определяемая объективными законами развития общества.

     С учетом этих обстоятельств в новейшем российском законодательстве и в  юридической науке происходит возврат к делению права на публичное и частное. Что касается частного права, то здесь ситуация пока неоднозначна. Современный период развития зарубежного законодательства характеризуется постепенным отказом от дуализма частного права. Так, в ряде стран, и в частности в Италии — родине дуализма частного права, отказались от его деления на гражданское и торговое и приняли единые гражданские кодексы. В других странах пока по-прежнему наряду с гражданскими кодексами действуют торговые кодексы.

     Российское  коммерческое законодательство в настоящее  время развивается таким образом, что особенности правового регулирования  коммерческой деятельности находят  выражение в едином Гражданском  кодексе РФ и ряде специальных  нормативных правовых актов2.

     Характеризуя  современное состояние науки  коммерческого права, к сожалению, следует констатировать, что глубоких, фундаментальных научных работ, которые всесторонне обосновывали бы особенности правового регулирования  коммерческих отношений, пока еще мало. В целях обзора современная научная и учебная литература по коммерческому (хозяйственному) праву может быть сгруппирована в зависимости от концептуального подхода к понятию коммерческого (хозяйственного) права и его места в системе права.

     Первую  группу составляют работы, в которых отражена позиция сторонников цивилистическои концепции, которые не рассматривают коммерческое (предпринимательское, хозяйственное) право в качестве самостоятельной отрасли права.

     Коммерческое (предпринимательское) право - это частное право, составная (хотя и специальная) часть гражданского права. Необходимость регламентированного публично-правового вмешательства в сферу частных отношений, сама по себе не вызывающая возражений, не требует оформления специальной правовой отрасли, поскольку соответствующие нормы права имеют разноотраслевой характер. Они могут быть объединены в комплексном нормативном акте (в том числе торговом, предпринимательском или хозяйственном кодексе), но лишь как в специальном по отношению к ГК законе.

     Являясь составной частью предмета гражданско-правового регулирования, предпринимательские отношения регулируются не только специальными, но и общими нормами гражданского права. Специальные нормы гражданского права имеют приоритет перед общими и подлежат применению к коммерческим отношениям в первую очередь. Общие нормы гражданского права действуют субсидиарно, т.е. применяются лишь при отсутствии надлежащих специальных норм. Возможность субсидиарного применения общих норм гражданского права в процессе регулирования коммерческих отношений, свидетельствующая о единстве частноправового регулирования, — одно из главных отличий коммерческого законодательства от прошлого советского хозяйственного законодательства.

     Вторая  группа — это работы сторонников  хозяйственно-правовой концепции и их последователей, ратующих за коммерческое (хозяйственное) право как самостоятельную отрасль в системе права. В нарушение принципа единства частноправового регулирования они стремятся изъять нормы гражданского права, регулирующие коммерческие отношения, из ГК, поместить их в проектируемый ими хозяйственный (предпринимательский) кодекс и тем самым исключить возможность субсидиарного применения норм гражданского права к коммерческим отношениям. Именно это позволило бы сторонникам хозяйственно-правовой концепции, как им представляется, объявить о формальном закреплении хозяйственного права как самостоятельной отрасли в системе права.

     Так, В.В. Лаптев считает, что необходимо принять хозяйственный (предпринимательский) кодекс, который будет являться "реализацией хозяйственно-правовой идеи о необходимости специального регулирования хозяйственных отношений", которые "детально исследованы и вполне "предметно" определены в литературе по хозяйственному праву". И далее: "в современных условиях хозяйственная деятельность — это предпринимательская деятельность, отношения — отношения между, предпринимателями. Другой вид отношений, которые также составляют предмет хозяйственного права, — отношения по вертикали"; "с переходом к рыночной экономике основным в хозяйственном праве становится метод автономных решений (метод согласования)", а не метод обязательных предписаний. В его учебнике по хозяйственному праву в структуру предмета хозяйственного права включаются помимо предпринимательских отношений также некоммерческие отношения и отношения по государственному регулированию экономики. Однако "определенное единство" названных отношений, о котором пишет автор, еще не есть единство предмета правового регулирования. Эти отношения составляют предметы разных отраслей права — частного и публичного. Взаимосвязь в реальной жизни этих отношений ведет к взаимодействию норм частного и публичного права в регулировании этих отношений, но ни природное различие этих отношений, ни различие норм, их регламентирующих, тем самым не регулируется. То, что характеризуется в учебнике как хозяйственное право, есть на самом деле хозяйственное законодательство, нормативные акты которого, являясь комплексными, включают в себя нормы частного и публичного права, регулирующие связанные в реальной жизни, но разные по своей природе отношения: предпринимательские — суть частные, и управленческие — публичные.

     Таким образом, проанализированные точки  зрения сторонников хозяйственно-правовой концепции свидетельствуют о  том, что они не видят разницу  в правовой природе отношений и способов их регулирования (частноправовую и публично-правовую), по-прежнему пытаясь обосновывать самостоятельность отрасли хозяйственного права3. Третья группа работ отличается тем, что в них предмет регулирования коммерческого права необоснованно сводится только к отношениям оптовой и розничной торговли и связанной с ними инфраструктуры, либо даже только к договорным отношениям весьма ограниченного круга.

     Так, Б.И. Путинский и возглавляемый  им коллектив ученых, определяя коммерческое право как подотрасль гражданского права, выдвигает идею принятия торгового кодекса, в котором предлагается "сконцентрировать нормы о договорах, в которых никогда не участвуют граждане, а только организации... что позволило бы гораздо полнее и четче урегулировать эти обязательства". Наконец, выделяется еще одна группа работ по коммерческому праву, авторы которых не задаются целью определения природы коммерческого права, они в лучшем случае комментируют соответствующее законодательство, следуя в фарватере официальной политической и правовой идеологии.

     Под методом правового регулирования  понимается способ воздействия юридических  норм на общественные отношения. Различают  императивный и диспозитивный методы. Императивный метод — это способ властного воздействия на участника общественных отношений, урегулированных нормами права. Примером может служить административное или уголовное право. Метод правового регулирования в гражданском праве является диспозитивным. Диспозитивный метод — это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Он предоставляет им самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений, урегулированных нормами права. Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений: а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

     Метод правового регулирования коммерческих отношений совпадает с методом  правового регулирования гражданских  отношений. Это объясняется тем  обстоятельством, что коммерческое право в содержательном отношении  представляет собой подотрасль гражданского права4.

     Метод правового регулирования имущественных  отношений в гражданском праве:

       - равенство сторон (отсутствие власти и подчинения между участниками имущественных отношений). К имущественным отношениям, основанном на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом;  - автономия воли (способность участника, независимо от других формировать свою волю);

       - имущественная самостоятельность (способность распоряжаться свои имуществом).

     Таким образом, метод правового регулирования  в коммерческом праве совпадает  с методом правового регулирования  в гражданском праве, так как  коммерческое право является подотраслью  гражданского. Данный метод является диспозитивным и характеризуется  юридическим равенством сторон.

         

            

         

              3. Принципы коммерческого права

 

     Коммерческое  право содержит принципы Гражданского кодекса Российской Федерации. Под  правовыми принципами понимаются основные начала, наиболее общие руководящие положения права, имеющие в силу законодательного закрепления общеобязательный характер.

     1) Принцип недопустимости  произвольного вмешательства  в частные дела

     Принцип недопустимости характеризует гражданское  право как частное право. Он обращен  прежде всего к публичной власти и ее органам, прямое; непосредственное вмешательство которых в частные дела, в том числе в хозяйственную деятельность, участников имущественных отношений — товаровладельцев-собственников допустимо теперь только в случаях; прямо предусмотренных законом. В сфере личных неимущественных отношений данный принцип конкретизируется также в положениях о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан.

     Реализации  требований этого принципа содействуют  новые правила законодательства об имущественной ответственности органов публичной власти за незаконное вмешательства в гражданские правоотношения (ст. 16 ГК), а также о возможности признания судом недействительными актов публичной власти или их неприменения при разрешении спора.

     2) Принцип неприкосновенности  собственности

     Принцип неприкосновенности собственности, как  частной, так публичной, означает обеспечение  собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в  своих интересах, не опасаясь его  произвольного изъятия или запрета либо ограничений в использовании. Очевидно его фундаментальное значение для организации имущественного оборота, участники которого выступают как независимые товаровладельцы. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ), принятому на законных основаниях. Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией. Таким образом, этот принцип не исключает вовсе случаев изъятия имущества у собственника, но делает их необходимым и строго ограниченным исключением из общего правила.

     3) Принцип свободы  договора

     Этот  принцип предусматривает свободу  усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот. Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Так, не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Заключение публичного договора подчиняется специальным правилам5. Во-первых, коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.

     Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, ориентируя суды, указали, что в случае предъявления иска понуждении заключить публичный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги, возложено на коммерческую организацию. Во-вторых, цена товаров, а также иные условия публичного договора должны быть одинаковы для всех потребителей. В исключение из этого правила законом, иными правовыми актами для отдельных потребителей могут устанавливаться льготы.  В-третьих, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в заключении публичного договора. Изъятия могут быть предусмотрены законом, иным правовым актом для отдельных категорий потребителей. Например, Федеральным законом «О ветеранах" инвалидам Отечественной войны предоставлено преимущественное право на установку телефонного аппарата. В-четвертых, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения. При необоснованном отказе или уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора потребитель вправо предъявить в суд иск о понуждении коммерческой организации заключить договор. Потребитель также вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации.

Информация о работе Коммерческое право