Коммерческие риски их анализ и оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:20, реферат

Краткое описание

В явлении "риск" можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:
- возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
- вероятность достижения желаемого результата;
- отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
- возможность материальных, нравственных и др. потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и основные причины возникновения
коммерческих рисков……………………………………………………………..4
2. Классификация коммерческих рисков………………………………………5
3. Анализ коммерческих рисков……………………………………………….7
4. Страхование коммерческих рисков…………………………………………8
Заключение ………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………11

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 Введение………………………………………………………………………….3                                                                 

1.  Понятие и основные причины возникновения      

коммерческих рисков……………………………………………………………..4

2.    Классификация коммерческих рисков………………………………………5                   

3.    Анализ коммерческих рисков……………………………………………….7                                 

4.    Страхование коммерческих рисков…………………………………………8                       

Заключение ………………………………………………………………………10                                                              Список использованной литературы……………………………………………11                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В общем случае под  риском понимают возможность наступления  некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

В предпринимательской  деятельности под "риском" принято  понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления  дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

Или риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в  процессе которой имеется возможность  количественно и качественно  оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

В явлении "риск" можно  выделить следующие элементы, взаимосвязь  которых и составляет его сущность:

- возможность отклонения  от предполагаемой цели, ради  которой осуществлялась выбранная альтернатива;

- вероятность достижения  желаемого результата;

- отсутствие уверенности  в достижении поставленной цели;

- возможность материальных, нравственных и др. потерь, связанных  с осуществлением выбранной в  условиях неопределенности альтернативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Понятие и основные  причины  возникновения  коммерческих  рисков

 

Коммерческий риск - это  риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных  или купленных предпринимателем.

Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:

- снижение объемов  реализации в результате падения  спроса или потребности на  товар, реализуемый предпринимательской  фирмой, вытеснение его конкурирующими  товарами, введение ограничений  на продажу; 

- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

- непредвиденное снижение  объемов закупок в сравнении  с намеченными, что уменьшает  масштаб всей операции и увеличивает  расходы на единицу объема  реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

- потери товара;

- потери качества товара  в процессе обращения (транспортировки,  хранения), что приводит к снижению  его цены;

- повышение издержек  обращения в сравнении с намеченными  в результате выплаты штрафов,  непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

- риск, связанный с  реализацией товара (услуг) на  рынке; 

- риск, связанный с  транспортировкой товара (транспортный);

- риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

- риск, связанный с  платежеспособностью покупателя;

- риск форс-мажорных  обстоятельств. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Классификация коммерческих рисков

 

 

  По структурному признаку коммерческие риски делятся на:

- имущественный; 

- производственный;

-торговый;

- маркетинговый; 

- деловой; 

- финансовый.

Имущественные риски - это риски, связанные  с вероятностью потерь имущества  предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.

Производственные риски - риски, связанные  с вероятностью (возможностью) невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкpoтства.

В производственной деятельности промышленного  предприятия можно выделить следующие  риски:

- риск полной остановки предприятия  из-за невозможности заключения  договоров на поставку необходимых  при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

- риск недополучения исходных  материалов из-за срыва заключенных  договоров о поставке, а также  риск невозврата денежных средств,  перечисленных поставщику в виде  предоплат; 

- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

- риск нелолучения или несвоевременного  получения денежных средств за  отгруженную на реализацию продукцию; 

- риск отказа покупателя от  полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

- риск срыва заключенных соглашений  о предоставлении займов, инвестиций  или кредитов;

- ценовой риск, связанный с определением  цены на реализуемую предприятием  продукцию и услуги, а также  риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);

- риск банкротства как деловых  партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого  предприятия.

 Торговые риски представляют  собой риски, связанные с убытком  по причине задержки платежей, отказа от платежа в период  транспортировки товара, недоставки  товара и т.п. 

Маркетинговые риски связаны с  возможностью получения убытка по причине  снижения конкурентоспособности продукции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.

Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический  потенциал предприятия, эффективность  производственной и инновационной  деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.

Финансовые риски связаны с  вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). Особенностью финансовых рисков является вероятность наступления ущерба в результате проведения какой-либо операции, которая осуществляется в финансово-кредитных или биржевых сферах.

 

 

3. Анализ коммерческих рисков

 

Основная задача анализа коммерческих рисков - это сведение к разумному минимуму влияния негативных факторов на результаты деятельности компании.

При проведении анализа  коммерческих рисков в обязательном порядке анализируются следующие  риски:

- риск признания сделки недействительной;

- риск неисполнения  компанией своих обязательств;

- риск неверного определения  цены сделки вследствие наличия  скрытых обязательств (налоговых,  договорных и пр.), а также вероятного  их возникновения; 

- риск утраты активов  после заключения сделки и т. п.

Анализ коммерческих рисков включает:  

- анализ активов компании (включая инвентаризацию), ее доходов,  финансовых показателей и системы  финансового контроля и планирования;

- анализ правового  статуса активов, планируемых  к приобретению;

- анализ правовых рисков  незаконного использования интеллектуальной  собственности и аналогичных  активов; 

- анализ финансового  состояния компании, где особое  внимание уделяется изучению  доходности и сомнительных сделок, активов и пассивов баланса;

- анализ исполнения  налоговых обязательств компании  и разработку управленческих  решений, направленных на устранение  негативных налоговых последствий; 

- проверку состава  и полноты отражения дебиторской  задолженности (использование скидок, возврат товара и сомнительные долги); размер товарооборота (оценка, обороты, управленческая практика);

- анализ условий расчетов  с поставщиками и подрядчиками (произведенные выплаты, предоставленные  услуги, сомнительные сделки, неучтенные  обязательства, договора и контракты);

- анализ бюджета и  планирования компании, включая  сравнительный анализ предыдущих  лет и методики, используемые  в процессе планирования бюджета; 

- проверку управления  исполнением долговых обязательств  и их сроков, а также движения  денежных потоков.

Срок проведения анализа  финансовых и коммерческих рисков составляет, как правило, 5-7 рабочих дней для  малого бизнеса и 10-14 рабочих дней для компаний среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

4. Страхование коммерческих рисков

 

Не зря считается, что  страхование коммерческих рисков – это один из наиболее сложных видов страхования. Дело в том, что данный вид страхования призван возместить страхователю коммерческие риски в случае, если оговоренные в договоре страхования операции за четко установленный период не дадут той окупаемости, которая определена заранее в договоре.

Обычно договор страхования  коммерческих рисков учитывает следующие  риски:

- неблагоприятные изменения  конъюнктуры рынка;

- невыполнение контрактов  деловыми партнерами, заказчиками,  клиентами страховщика;

- различные непредвиденные  обстоятельства (форс-мажор).

Страховая сумма –  это существенная сторона сделки страхования коммерческих рисков. Она  определяется страхователем при  участии и согласии страховой  компании. При этом возможно определение  страховой суммы исходя из:

- капитальных вложений  страхователя в инвестируемые  проекты. В этом случае страховая  сумма будет равна сумме капитальных  вложений;

- капитальных вложений  и заложенной нормы прибыли.  В этом случае страховая сумма  будет равна сумме затрат на инвестируемый проект плюс прибыль от его реализации. Поэтому в данном случае такое страхование называют страхованием прибыли.

В качестве срока страхования  сторонами договора предусматривается  срок окупаемости капитальных вложений предпринимателя в определенный бизнес проект.

Страхователь старается  максимально сократить срок окупаемости, это связано увеличением доходности его деловых операций. Страховщик же, напротив, стремится этот срок увеличить, ведь в данном случае его риски, вытекающие в уплату страховой суммы страхователю, сводятся к минимуму.

Поэтому в данном случае стороны руководствуются не только общими сведениями о бизнес проекте  и расчетами номинальных сроков окупаемости, но и личными мотивами, в основе которых лежит сокращение возможных убытков.

Есть у страхования  коммерческих рисков и свои особые ограничения. В частности, не страхуется посредническая деятельность, а также  вложения в азартные игры. Обычно ограничивается и максимальная сумма возмещения страхователю, это снижает риски страховщика.

Страхование коммерческих рисков в России это достаточно новый  страховой продукт. Однако этот вид  страхования очень перспективен, поскольку отечественные предприниматели, вслед за зарубежными коллегами, начинают ценить свое спокойствие и  стабильное финансовое положение.

Заключение

Слово риск имеет два  оттенка. В первом случае, рисковать  значит пускаться наудачу, отважиться, отдать себя на волю случая, надеясь  на счастье (отсюда - рискнем!).  Во втором варианте, рисковать - подвергаться известной опасности, превратности, неудаче.

И конечно же  с рисками  сталкиваются не только предприятия, компании, фирмы и т.д., но и мы с вами в  повседневной жизни подвергаемся им каждый день, каждую минуту и даже каждую секунду.

Информация о работе Коммерческие риски их анализ и оценка