Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:59, курсовая работа
Кластерное развитие как фактор повышения национальной и региональной конкурентоспособности является характерным признаком современной инновационной экономики. Взаимообусловленность и взаимосвязь между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности – это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития.
1. Вступление.
Кластерное развитие как фактор повышения национальной и региональной конкурентоспособности является характерным признаком современной инновационной экономики. Взаимообусловленность и взаимосвязь между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности и ускорения инновационной деятельности – это новый экономический феномен, который позволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечать требованиям национального и регионального развития.
Производственный кластер – это группа экономически связанных фирм и других юридических лиц и институтов, расположенных рядом, и содействующих друг другу в производстве конкурентоспособной продукции. Благодаря такому неформальному объединению все его участники получают ряд производственных преимуществ. В последние годы «кластерные стратегии» экономического развития приобрели широкую популярность в большинстве стран мира независимо от их политического строя. Реализуя такие стратегии, национальные и региональные власти активно содействуют проведению комплексных исследований по формированию кластеров с учётом местных условий.
Приступая к внедрению кластерной модели производства, очень важно осознать глубинный смысл и структуру такой модели, а также условия её формирования и дальнейшего развития. Необходимо освоить методику идентификации исторически сложившихся кластеров и определения их влияния на экономическое развитие региона. Очень важно своевременно поддерживать кластерные инициативы и эффективно использовать кластерный анализ в региональной политике и практике.
Кластеры в современных условиях усиления конкуренции на глобальных рынках представляют собой фундаментальную организационную основу для реализации ключевых принципов становления региональной экономики и соответствующей разработки стратегий экономического развития регионов.
Понимание конкурентных преимуществ новых производственных систем и активное формирование региональных инновационных кластеров открывает широкие перспективы динамичного экономического развития и успешного преодоления «вызовов» со стороны конкурентов. Чтобы подняться на такой уровень лидерам регионов следует выходить за рамки лишь проведения кластерных исследований. Анализ количественных и качественных показателей развития региона должен стать начальным этапом и основой для диалога с деловыми структурами, которые способны, объединившись, сформировать свои региональные кластеры. Этот диалог будет содействовать лидерам региона в освоении искусства разработки соответствующих стратегий экономического развития. Но, чтобы начать этот процесс, лидеры, их консультанты, ключевые представители предпринимательских кругов должны наилучшим образом понять на что способны кластеры, чего можно достичь в условиях жестокой глобальной конкуренции, основываясь в работе на преимуществах новой производственной системы взаимоотношений.
2. Роль кластеров в условиях конкуренции.
Кластер – это новый эффективный способ и система взаимодействия, постоянного делового общения территориально и экономически родственных участников производственного процесса с целью получения каждым из них суммарного синергетического коммерческого результата.
Конец ХХ-го и начало ХХI-го столетий отмечены взрывом интереса к производственным кластерам.
Внедрение кластерной концепции производства позволило достаточно большому количеству стран значительно улучшить репродуктивность своей экономики. В свою очередь, повышенный интерес к ней учёных-экономистов привёл к началу проведения большого количества разработок, результатом которых стал не только значительный рост разного рода политических и социально-экономических экспериментов и инноваций, но и формирование десятков тысяч кластеров во всём мире.
Одной из ключевых проблем освоения кластерной модели является определение и выделение из многих разновидностей кластерных связей конкретной схемы производственных отношений данного сетевого формирования, включающих территориальную близость, социальные различия, особенности технологии, направленияпроизводственных потоков и пр. Именно степень близости членов кластера по перечисленным составляющим определяет крепость и эффективность мотивированного функционирования данной конкретной кластерной производственной системы. Кластеризация – это реальное воплощение предвиденного логикой вывода о том, что объединение усилий по вышеуказанным признакам производства даёт участникам преимущество перед теми бизнес – структурами, которые работают разобщённо.
Наиболее ощутимо чётко характеристика кластера проявляется на фоне местных отношений «покупатель – поставщик». Большинство фирм покупает необходимое им сырьё, компоненты, услуги у других местных фирм. Иметь общую сеть поставщиков и покупателей – это большое преимущество для фирм-участниц кластера в подобных производственных условиях. Существенной частью кластерных взаимосвязей является функционирование сформированной кластером «цепочки прибавочной стоимости». Её воздействие позволяет убедиться в том, что конкурентные преимущества фирм зависят от активности их совместной деятельности, начиная от разработки проекта, закупки материалов, изготовления продукции, и, наконец,- логистики их продажи и обслуживания.
Поскольку многие перечисленные операции требуют широкого взаимодействия между фирмами – поставщиками, профессиональными сервисными фирмами, дистрибьюторами, покупателями и другими структурами – географическое размещение компаний является действительно очень важным для стратегии развития каждого звена цепочки прибавочной стоимости.
Важность прямых связей – «Покупатель – Поставщик» ещё больше возрастает в случае перехода от вертикальной интеграции, когда одна ключевая компания сама выполняет все финишные этапы производственного процесса, к горизонтальной интеграции, когда каждая компания специализируется на отдельных операциях совместного производственного процесса и координирует свою деятельность с работой других фирм-участниц.
Кластеры играют роль конструктивных блоков в продуктивной, инновационной экономике. В широком понимании кластер, как агломерация фирм и их поставщиков, позволяет создавать локально-сконцентрированные рынки труда. Кластеризация фирм в регионах позволяет усиливать процессы специализации и разделения труда между фирмами, предлагая отдельным фирмам более широкий масштаб операций. Привлекая покупателей и продавцов к системному взаимодействию, удаётся снизить стоимость единицы продукции, изготовленной благодаря совместной деятельности. Возникает также возможность снизить стоимость единицы технической услуги, оказанной членам кластера.
Работая в тесной близости одна с другой, фирмы могут предлагать и проводить субконтрактацию (даже с привлечением конкурентов!!!) по заказам, исполнение которых усложняется из-за отсутствия своих производственных мощностей. Географическая близость фирм создаёт им больше возможностей за счёт использования потенциала всех контракторов. Такие возможности позволяют фирмам устойчиво сохранять круг постоянных заказчиков.
Кластеризация экономики даёт возможность усиливать межфирменные потоки знаний, идей и информации. Такие потоки, как правило, осуществляются формально и неформально путём обмена идеями между сотрудничающими фирмами при выполнении совместной работы, в рамках контактов с общими поставщиками, через социальные межфирменные связи. Более того, такому обмену содействует совместное членство компаний в коммерческих, ремесленно-кустарных или иных деловых ассоциациях, профсоюзных организациях, различных структурах и институтах, возникших на коммунальном уровне. Одной из главных задач таких ассоциаций является расширение потока информации, создание социальной основы для снижения стоимости трансакций и прочих непрямых затрат участников кластера.
3. Принципы кластерной политики.
Глубина и широта сфер экономической деятельности, охваченныхкластерными структурами, особенно возросла в последние годы с развитием процессов глобализации, усилением конкурентной борьбы и осложнением ситуации на мировых рынках. С увеличением объёмов информации и знаний в области рисков в глобальной экономике значительно изменилась и продолжает изменяться роль кластеров в конкурентной борьбе. Возможность путём кластеризации формировать необходимую критическую массу в определённых сферах деятельности позволяет кластерам презентовать миру как свою уникальность, так и трудоспособность любой национальной, региональной или территориальной экономики, её способность выдерживать натиск со стороны конкурентов.
Успехи такой формы производственной деятельности как кластер следует рассматривать в тесной связи с современными законами конкурентной борьбы и с учётом специфики территориально-регионального аспекта в глобальной экономике.
Кластеры могут охватывать как небольшое (10-15 компаний), так и значительное количество предприятий и структур (6-7 тысяч компаний, как, скажем, в Индии или в Китае), а также могут формироваться как из крупных, так и из малых фирм в разнообразных видах объединений и соотношений. Кластером считают как географическую концентрацию компаний, которые работают в определённом виде бизнеса, так и конгломерацию больших и малых фирм, часть которых может быть собственностью иностранцев. Кластеры возникают как в традиционных отраслях, так и в high-tech области, как в производственно-коммерческом направлении, секторе услуг, так и в социальных сферах.
Нередко центром формирования кластеров выступают университеты или группы научно-исследовательских структур и учебных учреждений. Разные кластеры имеют неодинаковую степень взаимодействия между фирмами, входящими в такое объединение. Формы взаимодействия в кластере варьируются от сравнительно простых, сетевого типа ассоциаций, до сложных, многоуровневых кооперационно-конкурентных образований. Формирование кластеров возможно как в условиях многомасштабной, так и небольшой по объёмам экономики. Кластеры формируются не только в условиях промышленно развитых стран, но и в тех странах, которые ещё развиваются. Они возникают на национальном и на региональном, муниципальном уровнях. В некоторых кластерах наблюдается параллельное присутствие высоких технологий наряду со сравнительно невысокого технического уровня производствами и услугами.
Такой широкий диапазон форм и видов кластерных структур безусловно создаёт значительные сложности при формировании кластеров, требует проведения в этой сфере глубокой исследовательской работы. Кластер, как вид сложной многоцентровой организации, сегодня, в эпоху глобализации, представляет собой типичную рыночную структуру. Кластер в современной экономике – это больше чем звено отдельной отрасли промышленности, которая выпускает определённый вид продукции. Обращая внимание на функционирование и «здоровье» существующих во многих странах кластеров, можно сделать объективные выводы о возможностях и перспективах развития этих стран. Экономика знаний, которая формируется на современном этапе, ориентируется на приоритетность развития кластеров, которые признаны одной из эффективнейших производственных систем эпохи глобализации.
Мировой опыт демонстрирует такие преимущества производственных систем на основе кластерной модели:
- кластеры способны обеспечивать соединение в производстве конкуренции с кооперацией, они олицетворяют «коллективную эффективность», создают «гибкую специализацию»;
- кластеры строятся на использовании эффекта масштаба;
- кластеры – это точки роста, стимуляторы технического прогресса;
- кластеры представляют собой механизм повышения региональной и национальной конкурентоспособности.
Кластеры позволяют:
- усиливать процессы специализации и разделения труда между компаниями;
- шире привлекать клиентуру, создавая тесное взаимодействие покупателей и продавцов;
- снижать себестоимость единицы технической услуги и продукции, которая изготавливается на основе совместной деятельности;
- усиливать межфирменные потоки идей и информации;
- повышать инновационность;
- создавать новые рабочие места;
- эффективнее использовать местные природные ресурсы;
- создавать здоровый социальный капитал (всё осуществляется на взаимном доверии), обеспечивая социальную справедливость;
- обеспечивать баланс рыночной эффективности и социальной гармонии.
Все, кто занимаются предпринимательством в Украине, осознают, как много преград возникает на пути к успеху в этом сложном деле. Кластерная модель производства создаёт возможность быстро преодолевать большинство таких барьеров и преград.
Специалисты считают, что преимущества кластеров можно разделить на «жёсткие» и «мягкие». Более эффективные бизнес-трансакции, более благоприятные инвестиции, меньшие затраты на закупку материалов, услуг, а также другие показатели, которые порождают прибыль и создают рабочие места, относят к «жёстким» преимуществам кластеров.
«Мягкие» преимущества кластеров вытекают из их ориентации на организацию процессов обучения, бенчмаркинга, обмена опытом, который расширяет знания среди участников кластера и порождает инновации, имитацию и совершенствование производства. Во многих случаях «мягкие» преимущества кластеризации выступают как незаметный и слабо уловимый актив, который лишь косвенно трансформируется в баланс прибылей и убытков. Практика же свидетельствует о том, что «мягкие» преимущества потенциально имеют намного большее влияние на результат деятельности кластера, чем эффект действия «жёстких» преимуществ.
Уделяя достойное внимание преимуществам и специфике кластерной модели, следует обязательно отметить дискуссию, которая ведётся сегодня относительно кластерной идеи. Причиной этому является многогранность кластеров и их уникальный характер, что создаёт проблемы для их теоретического и практического опознавания, а также для их методологического исследования. На самом деле, очень трудно распознавать эффекты кластеризации через анализ обычной экономической урбанизации или инфраструктурных преобразований.
Действительно, принципиальная разница между агломерацией структур и кластером не очень уловима или очевидна. Концепция кластера базируется на специфическом порядке максимально интенсивного производственного сплочения ради производства инновационной продукции. Естественно, можно утверждать, что город тоже фигурирует как объединение разных форм экономической деятельности, но всё-же такого рода активность в большинстве своем вовсе не содержит в себе какого-либо кластерного начала.
С другой стороны, хорошо развитой кластер может рассматриваться как агломерация, поскольку участники кластера активно взаимодействуют между собой в пространственной близости ради ожидаемых сверхприбылей, что и придаёт ему характер специализированной агломерации.
4. Перспективы развития пчеловодства на основе кластеров: Кластеры пчеловодства в развивающихся странах (Аргентина).
Аргентина.
На протяжении последнего десятилетия Аргентина продолжала сохранять 3-е место в мире по объёму производства мёда. В 2000г. объём производства мёда в Аргентине составил 95000 тонн (7,38% мирового производства). Эти объёмы обеспечили 16000 пчеловодов, которые содержали 2500000 ульев. В этом году на экспорт было поставлено 93000 тонн аргентинского мёда. В последние годы Аргентина продолжала сохранять за собой позиции одного из мировых лидеров по объёмам производства мёда, причём доля экспорта мёда в национальном производстве составила около 95%, а доля страны в мировом медовом экспорте – 25%. Для сохранения этих позиций Аргентина прилагает значительные усилия по формированию своих кластеров пчеловодства.
Первые кластеры пчеловодства возникли на северо-западе Аргентины, в провинциях Кордоба и Санта Фе в 2003г. Конкурентоспособный кластер медовой индустрии получил поддержку со стороны Научной и Технологической Программы Инновационного Конкурентоспособного Производства (SECTIP), а также со стороны провинциальных и национального правительства. Кластер ориентирован на поддержку со стороны Интеграционного Проекта Развития Апикультуры (PROAPI), который разрабатывает и генерирует новые технологии производства мёда.
Это кластерное объединение насчитывает 600 пчеловодов, которые обеспечивают функционирование более чем 80000 ульев.
Целью молодого кластера является всестороннее способствование росту производства мёда и обучению пчеловодов, внедрению системы управления качеством продукции с целью создания международно-сертифицированной продукции, поиску финансовых инструментов, облегчающих развитие индустрии мёда и побочных продуктов из мёда.
В Латинской Америке инициативу относительно развития кластеров активно подхватили Аргентина, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Гватемала, Никарагуа, Венесуэла, Ямайка, Гондурас. Чрезвычайно масштабной стала постоянная программа формирования кластеров в Бразилии, где свыше 5000 муниципалитетов в разных штатах страны приступили к ее реализации во второй половине 90-х годов. К числу наиболее успешных специалисты относят программу развития кластеров, которая финансируется Мировым банком (она имеет название «Тhе Рго Nоrth-Еаst Іnіtіative») и осуществляется в бразильских штатах Парнамбуко, Бахья и Сеара. Отдельное направление развития кластеров в Латинской Америке осуществляет ЮНИДО, международная организация, которая формирует из малых и средних предприятий сетевые системы и кластеры в Никарагуа (проект INPYME), Гватемале, Ямайке (проект JAMPRO), Гондурасе (проект NET). В последние годы ЮНИДО перенесла полученный в малых странах опыт создания кластеров в большие южноамериканские страны — Чили и Перу.