Классификация и методы оценки. Эффективности хозяйственных решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Требования к хозяйственным решениям.
Виды хозяйственных решений.
Эффективность управленческих решений.
Принципы оценки управленческих решений.

Файлы: 1 файл

Классификация и методы оценки.docx

— 27.89 Кб (Скачать)

Классификация и  методы оценки

Эффективности хозяйственных

решений

План

  1. Требования к хозяйственным решениям.
  2. Виды хозяйственных решений.
  3. Эффективность управленческих решений.
  4. Принципы оценки управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие составляющие как проблемы, цели, альтернативы и решения.

К хозяйственным решениям предъявляются  следующие требования:

1. Соответствие действующему  законодательству и уставным  документам предприятия.

2. Своевременность – нельзя  спешить или опаздывать с решениями.

3. Наличие четкой целевой  направленности и адресности – исполнитель должны понимать, на что направлено решение и какие средства будут использованы для его достижения.

4. Отсутствие в тексте  хозяйственного решения разногласий  самому себе или ранее реализованным  решениям.

5. Организационная выполняемость  хозяйственного решения.

6. Наличие параметров  для внешнего и внутреннего  контроля за выполнением хозяйственного решения.

7. Учет возможных отрицательных  последствий в экономической,  социальной, экологической и других  сферах в случае реализации  решения.

8. Наличие у руководителей  соответствующих полномочий (прав  и обязанностей) для реализации  хозяйственных решений.

9. Наличие возможности  обоснования положительных результатов.

Условия достижения результатов  хозяйственных решений:

1. Знания и интуиция  руководителя.

2. Формирование и доведение  целей, сроков выполнения хозяйственного  решения до каждого работника.

3. Контроль со стороны  юриста, референта.

5. Вывод экспертов или  специалистов.

6. Составление рабочих  документов.

7. Вывод внешних экспертов.

8. Внедрение должностных  инструкций и положений об  отделах и службах.

9. Ряд расчетов и предложений.

Хозяйственное решение должно быть оптимальным, эффективным и  результативным. Оптимальное хозяйственное  решение – это наилучшее решение  в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности.

Эффективным является решение, которое приводит к нужным и действенным результатам. Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к окончательным результатам.

 Виды хозяйственных  решений

За степенью неопределенности:

 — принятые в условиях  определенности;

— принятые в условиях неопределенности;

— принятые в условиях риска.

За степенью уникальности:

 — рутинные;

— нетворческие;

— уникальные (творческие).

По типу применяемых критериев  и времени (скорости) решения заданий:

 — автоматические (принятые мгновенно: вопрос — ответ);

— блиц-решение (принятые за несколько минут);

— экспресс-решение —  принимаются в течение нескольких часов;

— лонгирование — выработка решений на протяжении недель и месяцев.

За стадией жизненного цикла товара:

 — решение на стадии  НДДКР;

— решение на стадии производства;

— и тому подобное.

За функциональной направленности:

 — розработка для осуществления плановых мероприятий в компании, подразделе;

— направленные на решение  организационных проблем функционирования предприятия;

— разрабатывали за разными  аспектами деятельности работников предприятия;

— координационные (необходимые  для согласования переменчивых условий  внутренней и внешней среды, которые  имеют целью гармонизацию деятельности предприятия);

— контрольные (служат для  оценки результата тех или других действий подчиненных и направленные на обеспечение своевременного выполнения планов и намеченных целей);

— информативные (направленные на благоустройство информационного  поля для работников компании и предоставления им необходимой информации);

— регулировочные (чаще всего  приказывают способ осуществления  в определенных ситуациях тех  или других действий и выражаются у разного рода правилах, распорядках, графике, нормах, нормативах и тому подобное).

За сферой действия:

 — технические (принимаются  по поводу объективных факторов  деятельности — использования  оборудования, технологий, и тому  подобное);

— экономические (связанные  с расходами предприятия и  предопределенные ими);

— социальные (принимаются  относительно условий труда персонала, ее оплаты, льгот, гарантий).

За целью

 — коммерческие;

— некоммерческие.

За уровнем управления:

 — принятые на высшем уровне;

— принятые на среднем уровне;

— принятые на низшем уровне.

За масштабностью:

 — комплексные;

— частичные .

За организацией разработки:

 — коллегиальные;

— корпоративные;

— индивидуальные;

— смешанные.

За сроком действия:

 — стратегические (разрабатываются  на длительный срок (5—10 лет) с  охватыванием ключевых элементов  предприятия (структура, производство));

— тактические (разрабатываются  на 1—3 года с охватыванием части  ключевых элементов компании);

— оперативные (краткосрочные  решения, которые разрабатываются  в случае возникновения ситуаций, что мешают реализации тактических  решений).

За степенью сложности:

 — стандартные;

— нестандартные.

За глубиной действия:

 — одноуровневые;

— многоуровневые.

За компетентностью:

 — на основе здравого  смысла;

— профессиональные.

По времени действия:

 — длительного действия;

— разовые;

— непрерывного действия;

— для решения определенных заданий.

За прогнозируемой эффективностью:

 — ординарные — за которых эффективность расходов ресурсов на единицу полученного результата удовлетворяет нормам и нормативам, принятым для данной отрасли, напрямую деятельности;

— синергичные — за которых эффективность расходов ресурсов на единицу добытого эффекта резко растет (эффект имеет ярко выраженный характер непропорционального роста);

— асинергичные — приводят к непропорциональному снижению эффективности системы/операции.

За сложностью реализации:

 — простые (реализуются  для исполнения одного действия);

— процессные (реализуются  для выполнения некоторой совокупности взаимосвязанных действий).

По признаку учета или  неучета изменения условий реализации решения:

 — гибкие, алгоритмы  реализации которых уже во время принятия решений предусматривают разные варианты действий в зависимости от условий;

— жесткие (имеют единственный вариант реализации при любых  условиях или состояниях субъектов  или объектах).

По признаку управленческих функций:

 — решение функции  планирования;

— решение функции организационной  деятельности;

— решение функции мотивации  участников;

— решение функции контроля.

За количеством целей:

 — одноцелевые;

— многоцелевые.

За уровнем принятия:

 — решение организации  в целом;

— решение структурных  подразделений;

— решение функциональных служб;

— решение отдельных работников.

За направлением решения:

 — принимаются внутри  организации как системы;

— решения, которые выходят  за пределы организации.

По продолжительности  периода реализации :

 — долгосрочные (свыше 5 лет, прогнозные, предопределенные виденьем будущего, которое выплывает из условий и потребностей настоящего);

— среднесрочные (от одного года до 5-ти, отражаются в обязательных для выполнения планах и программах, согласно которым осуществляются практические конкретные мера);

— краткосрочные (до одного года, отображаются, как правило, в  устных или письменных приказах, распоряжениях; принимаются без предыдущей подготовки).

За степенью обязательности выполнения:

 — директивные (разрабатываются  высшими органами управления  в стабильных условиях; касаются  наиболее важных текущих и  перспективных проблем организации  и предназначенные для обязательного  выполнения на ее низших уровнях);

— рекомендательные (готовятся  органами совета (комитетами, комиссиями); их выполнение желается, но не обязательное, поскольку те, кого эти решения касаются, не являются подчиненными тех, кто их принимает);

— ориентационные (предназначенные  для низших уровней управления, которые  находятся под значительным влиянием центра).

По характеру принятия:

 — выборочные (касаются одного или нескольких близких аспектов рассмотренной проблемы);

— систематические (охватывают проблему в целом, во всем ее многообразии и взаимосвязях).

По способу принятия :

 — консультативное  (допускает, что лицо, которое  его принимает окончательно, советуется  с подчиненными или экспертами, а затем, с учетом выраженных  рекомендаций, делает собственный  выбор);

— общее (принимается в  результате взаимного согласия всех участников на основе консенсуса);

— парламентское (принимается в результате взаємної согласия большинства).

За широтой охватывания:

 — общие (касаются  одинаковых проблем всех (нескольких) подразделов организации (например, о времени начала и окончания  рабочего дня));

— специальные (касаются узких  проблем одного подраздела или группы работников).

С точки зрения обусловленности:

 — запрограммированные (принимаются в стандартных регулярно повторяемых ситуациях);

— незапрограммированные (принимаются  в неординарных обстоятельствах  и требуют индивидуального творческого  подхода, который интегрирует опыт, данные специальных исследований, искусство  и чувство менеджера).

С точки зрения принципиального  подхода к вариантности:

 — безальтернативное  (принимается в том случае, если  все понятно, и из положения,  которое сложилось, есть только  один выход (как правило, характерно  для несложных стандартных ситуаций  и проблем));

— бинарное (имеет в виду альтернативу);

— многовариантное (допускает возможность выбора из достаточно большого количества способов действия);

— инновационное (принимается на основе искусственного комбинирования отдельных наиболее пригодных и непротиворечивых друг другу характеристик тех решений, которые были в целом отклонены).

Эффективность управленческих решений - это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и  реализации управленческих решений  в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и  др. Можно сказать, что эффективность  управленческих решений обуславливается  как качеством самих решений, так и качеством их осуществления. Между тем, как свидетельствует  практика, далеко не все принимаемые  решения реализуются в заданные сроки. Кроме того, часть реализованных  решений не дает ожидаемого результата, т.е. оказывается недостаточно эффективной.

 Экспертные оценки самих руководителей свидетельствуют, что таких решений в их практике не менее 25%. Причины этого явления вполне очевидны - невыполнение условий качественной подготовки и реализации управленческих решений, определяемых основными факторами, влияющих на эффективность управленческих решений.

Информация о работе Классификация и методы оценки. Эффективности хозяйственных решений