Классификация государственных ценных бумаг. Ценные бумаги России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 02:50, контрольная работа

Краткое описание

После распада СССР и образования Российской Федерации новые власти страны приступили к ускоренным радикальным рыночным преобразованиям. Одним из важных их направлений стало создание фондового рынка - специального механизма, обеспечивающего размещение и вторичное обращение эмитируемых ценных бумаг. Наличие такого рынка является необходимым атрибутом всякой рыночной экономики. И с переходом к рыночной экономике в нашей стране стал возрождаться рынок ценных бумаг. Появились акционерные общества, брокерские компании, фондовые биржи

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная работа.doc

— 78.50 Кб (Скачать)


 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине  БИРЖЕВОЕ ДЕЛО                                                             

 

Тема № 17. Классификация государственных ценных бумаг. Ценные бумаги России.

 

Выполнил (а) студент (ка) Романова Екатерина Борисовна

 

 

Учебная группа 10 ВКМ      шифр  014

 

 

 

 

Контрольная работа

сдана___________________________

                         (дата сдачи)

 

Контрольную работу                                                                 Допущена к защите

проверил        Макарова Г.К. ______

                 (Ф.И.О. преподавателя)                                         (дата и подпись преподавателя)

 

Контрольная работа

зачтена__________________________

            (дата и подпись преподавателя) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2012

 


                                      Введение

 

Основой любого цивилизованного рынка является фондовый рынок или его основная часть - рынок ценных бумаг.

После распада СССР и образования Российской Федерации новые власти страны приступили к ускоренным радикальным рыночным преобразованиям. Одним из важных их направлений стало создание фондового рынка - специального механизма, обеспечивающего размещение и вторичное обращение эмитируемых ценных бумаг. Наличие такого рынка является необходимым атрибутом всякой рыночной экономики. И с переходом к рыночной экономике в нашей стране стал возрождаться рынок ценных бумаг. Появились акционерные общества, брокерские компании, фондовые биржи. С развитием процесса приватизации государственной собственности большое число людей станут владельцами акций, откроются более широкие возможности торговли ценными бумагами.

Становление в России рыночных отношений привело не только к трансформации существовавших ранее форм и методов управления, изменению технологий функционирования товарных и финансовых рынков, модернизации всех сфер экономики. Свое второе рождение получили некоторые виды экономической деятельности, которые не требовались в условиях административной экономики, частности фондовый рынок.

Фондовый рынок – это самостоятельная сфера экономики, которая требует высокого уровня профессионализма. В то же время основы знаний в этой области необходимы каждому предпринимателю и в целом всем лицам, которые рассчитывают стать владельцами акций или иных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции и классификация государственных ценных бумаг

Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.

На мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и другие. Все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение задач государственного значения (покрытие постоянного дефицита государственного бюджета, покрытие целевых расходов правительства и др.).

Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.

Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам.

По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

1) Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).

2) Среднесрочные казначейские векселя; казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.

3) Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.

По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные.

Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.

Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени.

Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.

Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.

Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.

Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для расчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.

В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, они по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространятся на нерыночной основе.

Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти (например, в советской экономике широкое распространение получили беспроцентные товарные облигационные займы).

Таким образом, займы можно классифицировать:

►в зависимости от эмитента;

►от характера выплаты доходов:

►выигрышные;

►целевые;

►беспроцентные;

►с фиксированным и плавающим процентом;

►с единовременной суммой выплаты и по частям;

►бескупонные, где доход равен разнице цены покупки и погашения;

по предназначению:

►для населения;

►для юридических лиц;

►по характеру оформления:

►государственные ценные бумаги (бумажная форма / безбумажная);

►договором (для внешних займов);

►ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынке и займы нерыночного характера.

2. Эволюция государственных ценных бумаг в России

 

Рынок ценных бумаг в России начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался в течение 200 лет, наращивая оборот капитала. Исторической точкой отсчета возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. На российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809г.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. Увеличение оборотов с ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и котировали эти акции на крупных рынках.

Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и на предъявителя. Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах.

Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале ХХ века стали самыми распространенными. А так как устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.

Таким образом, преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между бумагами того и другого типа. В некоторых случаях уставы предусматривали, например, что в первые десять лет существования общества акции должны быть именными, а по истечении этого срока - и именными, и предъявительскими; в другом случае две трети всех акций должны были быть именными, а остальные - предъявительскими.

 

3.Современное состояние рынка ценных бумаг России

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

–        создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

–        необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

–        ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

–        создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

–        гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

–        создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

–        государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

–        приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

–        перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

–        срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

Информация о работе Классификация государственных ценных бумаг. Ценные бумаги России