Классические виды ценных бумаг и их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:21, контрольная работа

Краткое описание

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:
• I класс - основные ценные бумаги;
• II класс - производные ценные бумаги.

Оглавление

Классические виды ценных бумаг и их характеристика
Содержание
1. КЛАССИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 3
АКЦИИ 7
ОБЛИГАЦИИ 9
ЦЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БУМАГИ 11
2. ТЕСТ 15
1. Классические виды ценных бумаг и их харак

Файлы: 1 файл

Классические виды ценных бумаг и их характеристика.docx

— 31.99 Кб (Скачать)

 Классические виды  ценных бумаг и их характеристика  
Содержание  
1. КЛАССИЧЕСКИЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 3  
АКЦИИ 7  
ОБЛИГАЦИИ 9  
ЦЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БУМАГИ 11  
2. ТЕСТ 15  
1. Классические виды ценных бумаг и их характеристика  
 
Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:  
• I класс - основные ценные бумаги;  
• II класс - производные ценные бумаги.  
Основные ценные бумаги - это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.  
Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.  
Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.  
Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги:  
варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.  
Производная ценная бумага - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива.  
Если несколько упростить это определение и сделать его менее строгим, то можно было бы сказать, что производная ценная бумага -это ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (обычно, биржевых товаров: зерна, мяса, нефти, золота и т.п.); на цены основных ценных бумаг (обычно, на индексы акций, на облигации); на цены кредитного рынка (процентные ставки); на цены валютного рынка (валютные курсы) и т.п.  
К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы.  
Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.  
Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг.1  
Классификации ценных бумаг - это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи.  
Классификации видов ценных бумаг - это группировки ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. В свою очередь, подвиды могут в ряде случаев делиться еще дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классификации. Например, акция - один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосной или многоголосной, с номиналом или без номинала и т.п.  
Ценная бумага, как уже указывалось, обладает определенным набором характеристик (признаков). 

Временные характеристики:  
* срок существования ценной бумаги: когда выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно;  
* происхождение: ведет ли начало ценная бумага от своей первичной основы (товар, деньги) или от других ценных бумаг. Пространственные характеристики:  
* форма существования: бумажная, или, выражаясь юридически, документарная форма или безбумажная, бездокументарная форма;  
* национальная принадлежность: ценная бумага отечественная или другого государства, т.е. иностранная;  
* территориальная принадлежность: в каком регионе страны выпущена данная ценная бумага.  
Рыночные характеристики:  
* тип актива, лежащего в основе ценной бумаги, или ее исходная основа (товары, деньги, совокупные активы фирмы и др.);  
* порядок владения: ценная бумага на предъявителя или на конкретное лицо (юридическое, физическое);  
* форма выпуска: эмиссионная, т.е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или неэмиссионная (индивидуальная);  
* форма собственности и вид эмитента, т.е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу: государство, корпорации, частные лица;  
* характер обращаемости: свободно обращается на рынке или есть ограничения;  
* экономическая сущность с точки зрения вида прав, которые предоставляет ценная бумага;  
* уровень риска: высокий, низкий и т.п.;  
* наличие дохода: выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет;  
* форма вложения средств: инвестируются деньги в долг или для приобретения прав собственности.2  
В соответствии с перечисленными характеристиками (признаками) ценной бумаги можно составить следующую классификацию.  
Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются:  
АКЦИЯ - единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами;  
 
Таблица 1.  
Классификационный признак Виды ценных бумаг  
Срок существования Срочные Бессрочные Происхождение Первичные Вторичные Форма существования  
Бумажные, или документарные Безбумажные, или бездокументарные Национальная принадлежность Отечественные  
Иностранные Тип использования  
Инвестиционные (капитальные)  
Неинвестиционные  
Порядок владения  
Предъявительские Именные Форма выпуска  
Эмиссионные Неэмиссионные Форма собственности  
Государственные ценные бумаги Негосударственные ценные бумаги Характер обращаемости Рыночные или свободнообращающиеся Нерыночные Уровень риска  
Безрисковые и малорисковые Рисковые Наличие дохода  
Доходные Бездоходные Форма вложения средств Долговые Владельческие долевые Экономическая сущность (вид прав)  
Акции Облигации Векселя и др.  
ОБЛИГАЦИЯ - единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода;  
БАНКОВСКИЙ СЕРТИФИКАТ - свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок; 

ВЕКСЕЛЬ - письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством - вексельным правом;  
ЧЕК - письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополуча-телю указанную в нем сумму денег;  
КОНОСАМЕНТ - документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение;  
ВАРРАНТ - а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени по установленной цене;  
ОПЦИОН - договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определенного срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией;  
ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ - стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.  
Более подробно перечисленные виды ценных бумаг будут рассмотрены в сретветствующих разделах учебника.  
Срочные ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:  
• краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года;  
• среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5-10 лет;  
• долгосрочные, имеющие срок обращения до 20-30 лет.  
Бессрочные ценные бумаги - это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют "вечно" или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги.  
Классическая форма существования ценной бумаги - это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ценных бумаг требует перехода многих видов ценных бумаг, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.  
Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги - ценные бумаги, являющиеся объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.).  
Неинвестиционные ценные бумаги - ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты, на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты).  
Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя. Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре.  
Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной ценной бумагой.  
Государственные ценные бумаги - это обычно различные виды облигаций. Негосударственные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами. 

Основые виды ценных бумаг  являются рыночными, т.e. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение  ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие  бумаги являются нерыночными.  
С точки зрения доходности ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельцу.3  
Акции  
Под акцией обычно понимают ценную бумагу, которую выпускает акционерное общество при его создании (учреждении), при преобразовании предприятия или организации в акционерное общество, при слиянии (поглощении) двух или нескольких акционерных обществ, а также для мобилизации денежных средств при увеличении существующего уставного капитала. Поэтому акцию можно считать свидетельством о внесении определенной доли в уставный капитал акционерного общества. В Законе "О рынке ценных бумаг" акции дается следующее определение:  
"Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации".  
Держателей (акционеров) можно разделить на:  
• физических (частных, индивидуальных);  
• коллективных (институциональных);  
• корпоративных.  
Если в 60-70-е годы основную долю инвесторов за рубежом составляли частные инвесторы, то к 90-м годам их доля существенно сократилась. Например, в Великобритании в 60-х годах доля частных инвесторов, владеющих акциями акционерных обществ, составляла около 70%, а к 90-м годам она сократилась до 20%. Объясняется это тем, что частный инвестор, обладая небольшим пакетом акций, не может существенно повлиять на политику компании, поэтому свое несогласие с положением дел в акционерном обществе он выражает тем, что продает свои акции. Институциональный инвестор, напротив, может играть активную роль в управлении акционерным обществом, так как может обладать крупным пакетом акций. В зарубежной практике наиболее влиятельными коллективными инвесторами считают страховые компании, частные пенсионные фонды, паевые фонды (фонды взаимных вложений).  
В России пока трудно определить (из-за отсутствия статистических данных) преобладающую группу инвесторов. Можно предположить, что пока основная масса - это индивидуальные инвесторы, получившие акции при приватизации государственных предприятий.  
К выпуску акций эмитента привлекают следующие положения:  
• Акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал, вложенный в покупку акций. Покупка ими акций рассматривается как долгосрочное финансирование затрат эмитента держателями акций.  
Хотя Законом предусматриваются случаи, когда акционеры-владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Например, если они голосовали против решения о реорганизации акционерного общества, против совершения крупной сделки или не принимали участия в голосовании, а эти решения приняты.  
• Выплата дивидендов не гарантируется.  
• Размер дивидендов может устанавливаться произвольно независимо от прибыли. Даже если имеется чистая прибыль, акционерное общество может всю прибыль направить на развитие производства и не выплачивать дивидендов. 

Получив денежные средства за счет размещения выпущенных акций, эмитент имеет возможность использовать их для формирования производственных и непроизводственных основных и  оборотных фондов.  
Инвестора в акциях привлекает следующее:  
1. Право голоса в обмен на вложенный в акции капитал. Акционер получает возможность принять участие в управлении.  
2. Право на доход, т.е. на получение части чистой прибыли акционерного общества в форме дивидендов.  
3. Прирост капитала, связанный с возможным ростом цены акций на рынке. По существу, это является основным мотивом приобретения акций, особенно в России в настоящее время.  
4. Дополнительные льготы, которые может предоставить акционерное общество своим акционерам. Они принимают форму скидок при приобретении продукции, производимой акционерным обществом, или пользовании услугами (льготный проезд, льготные цены за проживание в гостинице и т.д.).  
5. Право преимущественного приобретения новых выпусков акций.  
6. Право на часть имущества акционерного общества, остающегося после его ликвидации и расчетов со всеми иными кредиторами. Акции обладают следующими свойствами:  
• акция - это титул собственности, т.е. держатель акции является совладельцем акционерного общества с вытекающими из этого правами;  
• она не имеет срока существования, т.е. права держателя акции сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;  
• для нее характерна ограниченная ответственность, так как акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества. Поэтому при банкротстве инвестор не потеряет больше того, что вложил в акцию;  
• для акции характерна неделимость, т.е.- совместное владение акций не связано с делением прав между собственниками, все они вместе выступают как одно лицо;  
• акции могут расщепляться и консолидироваться.  
При расщеплении одна акция превращается в несколько. Эмитентом это свойство акций может быть использовано для уменьшения предложения акций данного вида. При расщеплении не изменяется величина уставного капитала.  
При номинальной стоимости в 1000 руб. выпускаются 4 новых, поэтому номинальная стоимость новых акций становится равной 250 руб. У акционеров изымаются старые сертификаты и выдаются новые, в которых указывается, что они владеют большим числом акций.  
При консолидации число акций уменьшается, что может привести к росту их рыночной цены. Но минимальная стоимость возрастает, а размер уставного капитала остается прежним. Владельцы акций также получают новые сертификаты взамен изымаемых, в которых будет указано меньшее число новых акций.  
Акция - это формальный документ, поэтому согласно определению ценной бумаги должна иметь обязательные реквизиты. Согласно существующим нормативным документам бланки акций должны содержать следующие реквизиты:  
 
Облигации  
Еще одним важным объектом торговли на рынке ценных бумаг являются облигации. Облигация - ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпу^ стившим ее (заемщиком).  
Действующее российское законодательство определяет облигацию как "эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента"'. 

Таким образом, облигация - это  долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:  
• обязательство эмитента вернуть держателю облигации по истечении оговоренного срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;  
• обязательство эмитента выплачивать держателю облигации фиксированный доход в виде процента от номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.  
Принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем. Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Кроме того, в отличие от акций облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся. Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев; в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам. Если акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, то облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.  
Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.4  
Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако облигационные займы компаний следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковских кредитов. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпуска облигаций компании покрывают далеко не всю потребность в заемных средствах. Поскольку облигационный займ выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.  
Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". В соответствии с названным Законом при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть соблюдены следующие дополнительные условия':  
• номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;  
• выпуск облигаций допускается после полной оплаты уставного капитала;  
• выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;  
• общество не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.  
Резюмируя сказанное выше об облигации, мы можем рассматривать облигацию как: 

• долговое обязательство  эмитента;  
• источник финансирования расходов бюджетов, превышающих доходы;  
• источник финансирования инвестиций акционерных обществ;  
• форму сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.  
 
Поскольку существует большое разнообразие облигаций, для описания их различных видов классифицируем облигации по ряду признаков. Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, используем не только пока еще небольшой опыт функционирования российского облигационного рынка, но и богатый зарубежный опыт организации облигационных займов.  
 
Ценные государственные бумаги  
 
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство  
Наименование ГЦБ. Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги, на практике каждая самостоятельная ГЦБ получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "займ" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых ГЦБ.5  
Функции ГЦБ. Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:  
• финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение, в широком смысле, или в следующих случаях, а именно: когда расходы бюджета на определенную календарную дату превышают имеющиеся в его распоряжении средства на эту же дату (кассовый дефицит); поступление доходов за месяц или квартал оказывается меньше, чем средства, необходимые в этом же периоде для финансирования расходов бюджета (сезонный дефицит); по итогам года доходы бюджета меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году (годовой дефицит);  
• финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;  
• регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.  
Преимущества ГЦБ. Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.  
Размещение ГЦБ. Обычно осуществляется:  
• через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются:  
население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;  
• в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме;  
• разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д. 

ГЦБ, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит, и на всем рынке ценных бумаг, поскольку  на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и  долгосрочные облигации, но по отдельным  странам имеется значительный разброс  показателей, характеризующих место  и структуру рынка ГЦБ.  
Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка ГЦБ, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т. д. По этой причине российский рынок ГЦБ вряд ли может быть устроен по образцу рынка какой-либо одной страны, будь то США, Великобритания или любая другая страна. Наверное, не является правильным и эклектический подход по типу того, чтобы брать "самое лучшее" из каждой страны, так как в экономике все взаимосвязано. Российские ГЦБ, с одной стороны, должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой - отражать общие для многих стран; проверенные временем, экономические основы функционирования рынка ГЦБ вообще и его современные новации.  
Основные проблемы российского рынка ГЦБ.  
• Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь в основном средне- и долгосрочный характер.  
• Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.  
• Налогообложение ГЦБ. Оно решается по-разному для различных видов ГЦБ. С выпуском каждого нового вида облигаций издаются соответствующие разъяснения по их налогообложению. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.  
• Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного (или полугосударственного) депозитарного обслуживания.  
• Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок ГЦБ.  
• Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны в конечном счете приобретет искомые источники инвестирования.  
• Гипертрофирование рынка ГЦБ в силу слабого развития рынка корпоративных ценных бумаг.  
Российский рынок ГЦБ имеет всего двух-трехлетнюю историю. Прежде выпускались государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время рынок ГЦБ представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты переходного этапа к рынку.  
В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок. По виду эмитента:  
• ценные бумаги центрального правительства;  
• муниципальные ценные бумаги;  
• ценные бумаги государственных учреждений;  
• ценные бумаги, которым придан статус государственных. По форме обращаемости:  
• рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;  
• нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту. По срокам обращения: 

• краткосрочные, выпускаемые  на срок обычно до 1 года;  
• среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5-10 лет;  
• долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10-15 лет. По способу выплаты (получения) доходов:  
• процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть: фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации;  
плавающей; ступенчатой).  
• дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;  
• индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;  
• выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;  
• комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.6  
2. Тест  
 
К какому виду рынка ценных бумаг относится фондовая биржа развитых западных стран:  
а) вторичный  
б) первичный  
в) вторичный и первичный  
 
в) вторичный и первичный.  
Фондовая биржа развитых западных стран - рынок (market), на котором продаются и покупаются ценные бумаги (securities), а цены на них определяются спросом и предложением. Развитие фондовых рынков шло рука об руку с развитием капитализма (capitalism) начиная с XVII в., а их значение и сложность постоянно возрастали. Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы дать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал (capital) путем продажи ценных бумаг инвестором. Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски (risks), связанные с инвестированием. В большинстве некоммунистических стран имеются фондовые рынки; главные международные фондовые биржи находятся в США, Японии и Великобритании. 
Литература  
1. Федеральный закон РФ от 22.04.1996г №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"  
2. Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ. Утв. Указом Президента РФ от 1 июля 1996г №1008  
3. Адекенов Т.Банки и фондовый рынок. М.: ФИД Деловой экспресс, 1997г.  
4. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова М.: Финансы и статистика, 1998  
5. Тьюлз Р. Фондовый рынок. - М.: ИНФРА, 1997  
1 Адекенов Т.Банки и фондовый рынок. М.: ФИД Деловой экспресс, 1997г. с.45-46  
2 Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова М.: Финансы и статистика, 1998 с.78-79  
3 Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова М.: Финансы и статистика, 1998 с.80-81  
4 Адекенов Т.Банки и фондовый рынок. М.: ФИД Деловой экспресс, 1997г. с.103-104  
5 Адекенов Т.Банки и фондовый рынок. М.: ФИД Деловой экспресс, 1997г. с.79-80  
6 Адекенов Т.Банки и фондовый рынок. М.: ФИД Деловой экспресс, 1997г. с.93-95  
??  
??  
??  
??  



Информация о работе Классические виды ценных бумаг и их характеристика