Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:28, курсовая работа
Таким образом, цель работы - изучение внешней торговли России и ее значение в развитии экономики страны.
Задачи:
Рассмотреть теоретический аспект развития внешней торговли.
Выявить особенности развития внешней торговли России
Проанализировать место России в мировой торговле.
ВВЕДЕНИЕ
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а других народов наоборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.
На протяжении столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлена развитием производительных сил, которые перерастая национальные рамки, подводит к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономики очень важное значение имеет внешняя торговля.
В настоящее время торгово-
Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта.
Выбранная мной тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Вхождение России в мировое хозяйство должно носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. Без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.
Таким образом, цель работы - изучение внешней торговли России и ее значение в развитии экономики страны.
Задачи:
Основной целью работы
является изучение как теории развивающих
принципы оптимального участия национальных
экономик в международном товарообмене,
так и объективных
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Классические теории заложили
основы анализа мирохозяйственных
связей. Выводы, содержащиеся в этих
теориях стали своего рода отправными
аксиомами для дальнейшего
- что лежит в основе международного труда?
- какая международная
специализация является
- какими факторами
Все эти вопросы актуальны и для России и в настоящее время. Поэтому, теории международной торговли представляют несомненный практический интерес.
Теория абсолютных преимуществ А.Смита гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, то есть имеется абсолютные преимущества.
Суть теории абсолютного преимущества- есть какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.
Внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результате особенностей в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т.д. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должны быть выше, чем на внутренняя цена на тот же товаров стране - экспортере. И ниже, чем в стране – импортере.
Выгода, получаемая странами от внешне торговли, будет заключаться в приросте потребления, которая может быть обусловлена специализацией производства.
Исходя из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.
Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо. Другой классик, Давид Рикардо, доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.
Теория сравнительных
преимуществ объясняет
Сущность теории сравнительного преимущества – если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет, взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится, в обоих случаях.
Принцип сравнительного преимущества, будучи распространен на любое число стран и любое число товаров, может иметь всеобщее значение.
Серьезным недостатком теории
сравнительного преимущества является
его статичность. Эта теория игнорирует
любые колебания цен и
В последнее десятилетие в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже сосуществующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций. Причины следующие:
Рассмотрим альтернативные теории мировой торговли.
Теория технологического разрыва. Одной из современных теорий мировой торговли является концепция «технологического разрыва», которую разработали американские экономисты Г. Хафбауэр и Р. Вернон.
Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшим, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Тем не менее, пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использованы новые технологии. Однако, как свидетельствует практика, торговля сохраняется и в случае выравнивания технологического потенциала двух стран.
Таким образом, концепция «технологического разрыва» основывается на том, что при равном обеспечении стран факторами производства, развитие торговли между странами инициирует технические изменения, возникающие в одной из отраслей торгующих стран2.
Теория жизненного цикла. С середины 60-х годов (Р. Вернон, Ч. Киндельберг, Л. Уэльс) активно развивают теорию жизненного цикла продукта.
Суть теории жизненного цикла продукта состоит в том, что развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от этапов жизни, т.е. периода времени, в течении которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни охватывает 4 стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок.
На стадии внедрения происходит разработка новой продукции в ответ на возникшую потребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих, и концентрируется в стране нововведения, а производитель занимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
На стадии роста спрос
на продукт и его производство
расширяется и постепенно распространяется
на другие развитые страны, продукт
становится более стандартизированным,
увеличивается конкуренция
Для стадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована на специализированных производственных процессах.
По мере того как жизненный
цикл продукта переходит в стадию
убытка, спрос, особенно в развитых
странах, сокращается, производство и
рынки сбыта концентрируются
преимущественно частным
Теория жизненного цикла утверждает, что многие изделия будут сначала производится в странах, где эти товары были изучены и разработаны, а затем перемещаются из страны в страну в зависимости от этапа жизненного цикла товара.
Теория эффекта масштаба. В начале 80-х годов П. Крюгман, Р. Дризе, Г. Хафбауэр и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Суть теории эффекта масштаба заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории многие страны (в частности, промышленно развитые страны) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этот эффект был массово реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Информация о работе Классические системы международной торговли