Китайская Народная Республика в мирохозяйственных связях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:08, реферат

Краткое описание

Мировая экономика — сложная, подвижная система, объединяющая свыше 200 стран и территорий, в которой за последнюю четверть века произошли крупные перемены. Изменился социально-экономический облик мирового хозяйства. Распалась мировая социалистическая система. Изменился состав развитых стран. Ряд территориально-хозяйственных образований (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) достиг уровня социально-экономического развития индустриальных стран Запада (новые индустриальные страны). Происшедшие изменения в облике мирового хозяйства нашли отражение в соотношении экономических сил между странами и подсистемами.

Оглавление

Введение
1. Основные направления экономического развития
2. Этапы развития китайского хозяйства
3. Основные черты хозяйственного механизма
4. Китайская Народная Республика в мирохозяйственных связях
5. Подведенные итоги экономики КНР за период 2009-2010 гг. и прогноз на 2011 год.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по мировой экономике.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Заметно увеличилось производство продукции основной химии, такой, как соляная кислота, кальцинированная и каустическая сода, химические удобрения, пестициды. Структура химической промышленности перестраивается: растет производство продукции органической химии.

Происшедшие изменения приблизили структуру промышленного производства к уровню ведущих индустриальных стран, который они имели несколько десятилетий назад. В ней большое место занимает текстильная промышленность (9% обрабатывающей промышленности по добавленной стоимости), черная металлургия (10,6%), промышленные химикаты (10%), керамика, фарфор (7,7%), а на все машиностроительные отрасли приходится 24,5%.

Значительными темпами росло производство сельскохозяйственной продукции (5,9 и 4,4% за 80-е и 90-е годы). В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, а животноводство занимает относительно скромное место — примерно 1/3 продукции. Производство зерна достигло 500 млн т, или 0,4 т на человека. Качественные изменения в структуре производства считаются важной составной частью совершенствования это сферы.

В целом в структуре китайского хозяйства произошли существенные перемены. Соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами изменилось в пользу последнего при одновременном высоком росте в каждом из них. Доля сферы услуг возросла до 1/3 ВВП, сельского хозяйства — сократилась до 17% (табл. 33.2). При этом к концу века в стране в основном решена продовольственная проблема и преодолен недостаток предметов первой необходимости. Доля обрабатывающей промышленности несколько снизилась. 

Таблица 2
Отраслевая структура китайского хозяйства (% ВВП, добавленная стоимость)

Отрасли

1980

1990

1999

Сельское хозяйство

30

27

17

Промышленность

49

42

50

Обрабатывающая промышленность

41

33

24

Сфера услуг

21

31

33


Положение в мировом хозяйстве. Экономический рост привел к изменению положения КНР в мировом хозяйстве. Ее доля в ВМП за 80— 90-е годы возросла в 2 раза, доля в мировой обрабатывающей промышленности — в четыре раза.

По абсолютным размерам 26 видов продукции, в основном низкой и средней технологии, страна входит в число 10 наиболее крупных производителей мира. КНР производит 1/4 мирового объема игрушек, обуви и одежды, 17% ковровых покрытий. Она занимает первое место в мире по производству продовольствия, хлопка, угля, стали, цемента, стекла, хлопчатобумажных тканей, фарфора, фаянса. Получили развитие, станкостроение, судостроение, производство конторского оборудования, атомная и аэрокосмическая промышленность.

По показателю ВВП на душу населения КНР уступает всем развивающимся странам в 1,6 раза и в 33 раза развитым странам. Она пока остается бедной страной, ее подушевой ВВП только в 1,2 раза выше показателя всей Африки.

Проблемы экономического развития. Экономическое развитие КНР отягощено целым комплексом проблем. В их число входят убыточность 1/3 бюджетных предприятий, низкая квалификация основной массы рабочей силы. Значительная часть трудоспособного населения неграмотна — 9% мужчин и 25% женщин. На образование государство выделяет только 2,3% ВВП, что значительно ниже среднего показателя стран с низким уровнем развития. Относительный показатель государственных расходов на образование в 90-е годы снизился, но в КНР осуществляется полный охват детей начальным и 70% средним образованием.

Значительны отставания в уровне технического развития хозяйства. Много предприятий с частично механизированным производством, что вызывает низкую эффективность хозяйства. В промышленности это проявляется в большой ресурсоемкости. На единицу валового продукта расходуется в три-четыре раза больше минерального сырья, чем в развитых странах. По насыщенности компьютерами страна отстает от среднемирового уровня в восемь раз, по насыщенности телефонами — в два раза.

В 80— 90-е годы усилилось социальное расслоение населения. Коэффициент Джини возрос с 0,20 в конце 70-х годов до 0,40 в конце 90-х годов. В 1998 г. 10% беднейшего населения получали 2,4% всех доходов, в то время как 10% богатейшего населения — 30,4%, т.е. разрыв достигал почти 13 раз. Абсолютно бедное население составляло 22% (по национальной статистике — 8,4%). Огромный массив бедного населения сужает спрос на предметы длительного пользования.

Существуют большие разрывы в территориальной структуре доходов. Так, в Гуйджоу доход на душу населения в 3,5 раза ниже, чем в ряде районов северо-восточного побережья (в 1950 г. разрыв составлял 11 раз). Несмотря на улучшение структуры потребления населения, на долю продовольственных товаров приходится 45% расходов домашних хозяйств (в сельской местности — 53%). В развитых странах этот показатель не превышает 20%.

Экономическую обстановку в стране отягощает относительное перенаселение в сельской местности — до 200 млн человек. В сельской местности живет 69% населения. Его потребление в 3,2 раза ниже городского. Ежегодно сельское хозяйство покидает 8—10 млн человек. Городская безработица составляет 16— 18 млн человек, или более 3% рабочей силы. В этих условиях основным внутренним приоритетом является поддержание социальной стабильности и высокого экономического роста.

2. Этапы развития китайского хозяйства

В хозяйственном развитии КНР выделяются несколько периодов, характеризующихся разными режимами воспроизводства, которые в свою очередь подразделяются на подпериоды.

Первый период (50— 70-е годы) характеризовался политикой индустриализации на основе централизованного планирования, второй период (80— 90-е годы) — развитием индустриализации на основе рыночных отношений и преобразования методов регулирования и производственной деятельности государства.

Первый период делится на два подпериода — 50-е и 60— 70-е годы. В 50-е годы индустриализация проводилась на основе государственной собственности и централизованного распределения производственных средств. Были национализированы предприятия, принадлежащие иностранному капиталу и компрадорской буржуазии, проведены аграрные реформы. В то время возникли новые отрасли промышленности, в создании которых оказал помощь Советский Союз.

В конце 50-х годов в руководстве компартии и государства возобладали взгляды о возможности в короткий срок догнать по объему производства ведущие западные страны — теории «большого скачка», народных коммун. Стимулировалось развитие кустарной промышленности, включая производства тяжелых отраслей. В сельском хозяйстве была проведена быстрая коллективизация с обобществлением сельхозугодий и организацией производства по фабричному принципу. Оно ограничило имущественное неравенство в сельской местности, создало предпосылки для накопления капитала, развития инфраструктуры, обеспечило существование огромного растущего сельского населения, но не привело к росту производительности труда и повышению жизненного уровня.

Китайское хозяйство пережило скачки неравномерности — пик подъема в 1958 г. (21,3%) и пик падения в 1961 г. (27,3%).

Таблица 3
Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год

 

 

1952—

1957

1958—

1965

1966—

1978

1952—

1978

1979—

1997

Население

2,4

1,5

2,2

2,0

1,3

ВВП

9,2

3,8

6,2

6,1

9,8

Сырьевые отрасли

3,8

0,4

2,4

2,1

5,0

Промышленность и

строительство

19,7

8,1

10,3

11,0

11,9

Сельское хозяйство

4,5

1,2

4,0

2,7

6,6

Услуги

9,6

3,7

5,0

5,5

10,6

ВВП на душу населения

6,2

3,0

5,7

4,0

8,4

Экспорт

15,0

1,8

7,8

10,0

16,7


 Второй период экономического развития КНР характеризуется переходом от централизованно планируемой экономики к рыночным отношениям. Этот переход рассматривается в КНР в качестве сложной и масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени. Он непосредственно связан с изменением социальной структуры хозяйства и общества. В основу стратегии преобразований были положены трактовка социализма как «планового товарного хозяйства», использование разнообразных форм собственности и форм хозяйствования и строгий государственный контроль.

Первый подпериод преобразований в режиме воспроизводства охватывал 80-е годы. Его характерной чертой было совершенствование сложившейся к тому времени системы планового хозяйствования с целью создания социалистической товарной экономики. Реформа хозяйственного механизма вплоть до 1993 г. была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, которые получили права реализации внеплановой продукции (затем и плановой), изменения цен, выбора поставщиков и потребителей. Все крупные и средние государственные предприятия были переведены на подрядную форму хозяйственной ответственности, которая предусматривала заключение договора с вышестоящей организацией на определенный объем производства и сумму отчислений в государственный бюджет. Важной составляющей экономического реформирования была передача отдельных правомочий собственности от высшего к низшему административному звену и хозяйственным субъектам.

Таким образом, в 80-е годы проводилась перестройка государственного сектора, создавалась система предприятий, ориентированных на принципы коммерческой деятельности. Государство устанавливало порядок функционирования хозяйствующих субъектов и требовало соблюдения ими не только корпоративных, но и общегосударственных интересов, не проводило передачу госпредприятий в частную собственность. Основным направлением реформирования стало расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и районов без кардинальных изменений в системе собственности.

Была изменена система ценообразования. В 1990 г. рыночные цены распространились на половину розничного товарооборота, 30% его осуществлялось на основе твердых государственных цен и около 20% контролировалось по верхнему пределу. Становление рыночных отношений сталкивалось с межрегиональными «войнами» за сырье и другие средства производства.

В начале 90-х годов начался второй этап преобразований социально-экономической структуры хозяйства — период «углубления реформ», включающий широкое внедрение в хозяйство товарно-денежных отношений, постепенную демократизацию общественной жизни, но без посягательства как на приоритет общественной собственности, так и на решающую политическую и экономическую роль государства и коммунистической партии. Эти черты определили понятие «социализм с китайской спецификой».

С 1997 г. усилился процесс разгосударствления промышленных предприятий. Мелкие и средние предприятия могли свободно выбирать форму хозяйствования: акционирование, аренда, перевод на положение коллективной организации или продажа в частные руки. Еще раньше была осуществлена широкая либерализация ценообразования. В стране сложился рынок ценных бумаг.

3. Основные черты хозяйственного механизма

Происшедшие изменения в социальной структуре китайского хозяйства, включение в состав КНР Сянгана и Макао привели к образованию неоднородного хозяйственного механизма, включающего различные формы собственности и разнородные производительные силы.

Своеобразна размерная структура промышленных предприятий. Быстрое развитие получили малые и средние предприятия, которые выпускают около половины промышленной продукции, обеспечивают 40% прибыли.

Ведущее место в воспроизводственном процессе занимает государственный сектор, на долю которого приходится 40% ВВП. Он сократился. Наиболее низка его доля в легкой и пищевой промышленности. До конца 90-х годов государство занимало почти монопольное положение в сфере связи, банковском деле. Определенная доля государственных предприятий функционирует на основе плановых поставок.

Значительное место занимает коллективный сектор. Его доля поднялась до 39%, еще выше его доля в занятости.

Индивидуальные и совместные предприятия (частный сектор) обеспечивают 19% производства. Наиболее значима доля частного сектора в сфере услуг — 37%. Формирующийся негосударственный сектор не замещает, а в основном дополняет существующие государственные предприятия, оказывая на них стимулирующее конкурентное давление на рынке.

Определенную разорванность хозяйственному механизму придают образованные экономические районы (5), открытые приморские города (13), открытые экономические зоны в приморских районах. Цель их создания — привлечение иностранного капитала и увеличение экспорта. Ряд этих образований в меньшей степени связан с внутренним рынком, чем с внешним. Отдельные хозяйственные территории представляют Сянган и Макао.

Поддержание определенного единства функционирования национальной хозяйственной системы выдвигает необходимость поддержания на должном уровне регулирующих функций государства. Оно должно обеспечивать необходимую пропорциональность производства. Поэтому государство прилагает усилия по регулированию иностранного капитала, направлению его во внутренние провинции, снижая льготный компонент в прибрежных районах.

Развитие товарных отношений, частного сектора меняет положение рабочей силы. Произошли изменения в трудовом законодательстве: сняты ограничения на рост заработной платы, на работу по совместительству, одновременно расширились права предпринимателей по набору рабочей силы, по применению штрафных санкций. Осуществляются комплексные мероприятия в сфере социального обеспечения. Их целью является создание слаженного механизма социальной защищенности различных социальных групп с тем, чтобы смягчить негативные последствия реформ и процессы социальной дифференциации.

Информация о работе Китайская Народная Республика в мирохозяйственных связях