Кейнсианская теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:18, курсовая работа

Краткое описание

«Общая теория» Дж.М. Кейнса во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой, и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 42.37 Кб (Скачать)

Y = Y + Y ? MPC + Y ? MPC2 + Y ? MPC3 + … (1.2.2.)

Мы имеем убывающую геометрическую прогрессию, сумма которой определяется следующим образом:

(1.2.3.)

Таким образом, формула мультипликатора  будет выглядеть следующим образом:

(1.2.4.)

Эффект мультипликатора означает, что относительно небольшие изменения  в величинах C или I могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. С другой стороны, практическая значимость мультипликатора заключается в том, что он позволяет установить необходимую величину прироста автономных расходов (например, инвестиций или государственных закупок), чтобы получить заданный прирост национального дохода. [2, с. 299; 5, с. 362]

Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что эффект мультипликатора может оказать дестабилизирующее влияние на экономику при условии роста сбережений. Согласно выведенному Дж. М. Кейнсом основному психологическому закону с ростом доходов увеличивается доля сбережений в доходе. В результате может наблюдаться «парадокс бережливости». Суть его заключается в том, что стремление людей сберегать может опережать стремление предпринимателей инвестировать. В результате прирост дохода сокращается, поскольку увеличение сбережений означает сокращение потребительских расходов, которое в силу эффекта мультипликатора увеличится по сравнению с первоначальным приростом сбережений.

Проиллюстрируем данный эффект графически.

Рис. 1.2 - Парадокс бережливости

Допустим, экономика находится  в точке А (см. рис. 1.2.). Домашние хозяйства по каким-либо причинам стремятся больше сберегать, график сбережений перемещается от S до S'. При этом инвестиции остаются на том же уровне I. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1. Так как совокупный доход снизился, то и сбережения снижаются и оказываются в точке B такими же, как и в точке A, но при значительно меньшем объеме совокупного дохода (ВВП).

Если одновременно с ростом сбережений от S до S' возрастут и запланированные инвестиции от I до I', то равновесный уровень выпуска останется неизменным и спад производства не возникнет. Напротив, в этом случае в структуре производства будут преобладать инвестиционные товары, что создаст хорошие условия для экономического роста, но может в определенной степени ограничить уровень текущего потребления населения.

Таким образом, «парадокс бережливости»  обнаруживается в том, что в увеличение сбережений может привести к сокращению личного потребления и ВВП. При  этом следует осознавать, что парадокс бережливости определяется в рамках простой линейной модели без участия  государства, без учета функционирования банковской системы, а также применительно  к закрытой экономике. Одновременное  выполнение всех этих условий на сегодняшний  день сложно считать реальным. [1, с. 100, 2, с. 300]

1.3 Инфляционный и рецессионный разрывы в кейнсианской модели

Выше мы показали, что при достижении макроэкономического равновесия планируемые совокупные расходы экономических субъектов совпадают с фактическими, то есть все, что производится в экономике, то и реализуется. Однако согласно кейнсианской теории при этом в экономике обычно не достигается полная занятость. Отсутствие равновесия между реальным и потенциальным уровнем выпуска может привести экономику к двум отрицательным для нее эффектам - инфляционному и рецессионному (дефляционному) разрывам.

Инфляционный разрыв - это ситуация в экономике, при которой планируемые  расходы превышают потенциальный  уровень совокупного выпуска, или (если рассматривать равновесие в  системе «инвестиции -сбережения») планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие ситуации полной занятости. Иными словами предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей предприятий. [7, с. 81]

Рис. 1.3. Инфляционный разрыв в кейнсианской модели

В этой ситуации в экономике нет  возможности увеличивать инвестиции, следовательно, нет возможности  увеличивать производство, то есть и совокупное предложение. Население  будет направлять большую часть  дохода на потребление, увеличивая спрос  на рынках товаров и услуг. Следствием этого станет рост цен, который будет  увеличиваться в силу эффекта  мультипликатора. Таким образом, экономика  самостоятельно не сможет прийти в  состояние равновесия, а инфляционный разрыв будет увеличиваться.

Преодоление инфляционного разрыва  предполагает сдерживание совокупного  спроса и «перемещение» равновесия из точки A в точку B. На графике (рис. 1.3.) инфляционный разрыв соответствует величине отрезка BK и представляет собой ту величину, на которую должен сократиться совокупный спрос, чтобы снизить равновесный совокупный выпуск до неинфляционного уровня полной занятости. [1, с. 99]

Рецессионный (или дефляционный) разрыв представляет собой ситуацию в экономике, при которой планируемые совокупные расходы меньше потенциального уровня совокупного выпуска или планируемые инвестиции меньше сбережений, соответствующих ситуации полной занятости. В этих условиях население будет сберегать будет большую часть дохода, спрос уменьшится, что вызовет перепроизводство, снижение уровня цен, а как следствие - спад производства и увольнение работников. Сокращение дохода в экономике и сокращение занятости будут продолжаться до тех пор, пока не закончится действие эффекта мультипликатора. Таким образом, рецессионный разрыв будет постепенно сокращаться, экономика придет самостоятельно в состояние равновесия, однако это будет сопровождаться спадом производства и безработицей. Для преодоления рецессионного разрыва и обеспечения полной занятости ресурсов необходимо простимулировать совокупный спрос и переместить равновесие из точки A в точку B. На графике (рис. 1.4.) рецессионный разрыв соответствует величине отрезка BK и представляет собой ту величину, на которую должен увеличиться совокупный спрос, чтобы повысить совокупный выпуск до неинфляционной величины полной занятости.

[1, с. 98; 7, с. 82]

Рис. 1.4. Рецессионный разрыв в кейнсианской модели

2. Практическое приложение  кейнсианской теории

2.1 Регулирование спроса  посредством дискреционной фискальной  политики

Для предотвращения или сокращения негативных последствий со стороны  инфляционного и рецессионного разрывов, для обеспечения достижения экономикой равновесия на уровне, максимально приближенном к уровню полной занятости, Дж. М. Кейнс предложил меры по государственному регулированию экономики. При этом согласно его теории, наиболее эффективной представляется бюджетно-налоговая политика. Основным фактором, на который должно осуществляться воздействие, кейнсианская теория считает эффективный спрос.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это разновидность экономической  политики государства, представляющая собой изменение доходов и  расходов государственного бюджета  для достижения макроэкономического  равновесия. Фискальная политика может  быть дискреционной и недискреционной.

Дискреционная налогово-бюджетная  политика - это изменение доходов  и расходов государственного бюджета, проводимое по решению правительства  для преодоления последствий  неблагоприятной экономической  конъюнктуры.

Задачей государственной политики в период спада является преодоление  рецессионного разрыва, для чего необходимо добиться увеличения выпуска до полной занятости путем увеличения совокупного спроса. Правительство для этого может осуществлять следующие меры:

1) увеличение государственных закупок  товаров и услуг, в том числе  увеличение государственных инвестиций;

2) снижение налогов.

В результате снижения налогов увеличивается  располагаемый доход домохозяйств, в результате чего функция совокупного  спроса сдвигается вверх (рис. 2.1, а). Аналогичный  эффект приносит увеличение государственных  закупок товаров и услуг. Величина эффективного спроса при этом растет, а точка равновесия смещается  из положения E в положение F.

Рис. 2.1. Равновесие в реальном секторе  экономики при полной занятости  ресурсов как результат стимулирующей  фискальной политики

Предприятия реагируют на рост совокупного  спроса увеличением объемов производства до размеров потенциального выпуска  с Ye до Yf (рис. 2.1, б). Из рисунка 2.1. видно, что выпуск и реальный доход увеличиваются на большую величину, чем размер увеличения, например, государственных закупок. Как было показано выше, это происходит из-за эффекта мультипликатора. Рост совокупного выпуска должен привести к увеличению занятости и ликвидации вынужденной безработицы. [8, с. 215-216]

Ярким примером такой политики являлся  «новый курс» президента Рузвельта  в США. Частью курса Рузвельта  была организация больших государственных  работ, на которые было ассигновано  свыше 3 млрд. долл., -- строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в сфере инфраструктуры. Для организации этих работ были построены палаточные лагеря, куда собирали безработных. Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары. Кроме того для самих работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя товаров, и это рассасывало кризис. Эти мероприятия и представляли собой увеличение государственных расходов, которое приводило к увеличению совокупного спроса и занятости, хотя и проводились еще до обнародования теории Дж. М. Кейнса. [6, с. 328]

Следует отметить, что применение такой политики неизбежно ведет  к росту расходов и снижению доходов  государственного бюджета, и, вероятнее  всего, к образованию и (или) увеличению дефицита государственного бюджета. Очевидно, что в период спада такая налогово-бюджетная  политика будет иметь тем больший  эффект, чем большим бюджетным  дефицитом она будет сопровождаться.

В период бума, с целью ликвидации перегрева экономики государственная  политика должна быть противоположной - для снижения совокупного спроса необходимо снижать государственные  расходы и производить увеличение налогов. Такие меры приведут, соответственно, к росту доходов и снижению расходов государственного бюджета, то есть, к образованию профицита  бюджета (положительной разницы  между доходами и расходами). Можно  отметить, что во время экономического бума дискреционная фискальная политика будет тем более эффективной, чем большим бюджетным профицитом она будет сопровождаться. [8, с. 218]

2.2 Воздействие на экономику  недискреционными фискальными методами

В то время, как задачей дискреционной политики является устранение негативных последствий колебаний совокупного спроса и дохода, задачей недискреционной политики является сглаживание колебаний совокупного спроса, совокупного выпуска и занятости. Для этого у государства имеется такой инструмент, как «встроенный стабилизатор».

Встроенный стабилизатор - это экономический механизм, автоматически сглаживающий циклические колебания совокупного выпуска и занятости. Этот механизм реализуется через хозяйственное законодательство страны, действующее непрерывно и относительно постоянно. Типичным примером встроенного стабилизатора является система пособий по безработице. Во время спада, когда число безработных растет, объем трансфертов в виде пособий по безработице автоматически увеличивается и не дает совокупному спросу упасть до такого уровня, который был бы в случае отсутствия такого встроенного стабилизатора. Например, в США во время Великой депрессии, которая и привела к появлению пособий по безработице, безработные составляли четверть всей рабочей силы страны. Понятно, что объем пособий, выплачиваемых такому количеству людей, представлял собой значительную сумму и не мог не оказать влияние на совокупный спрос.

Напротив, во время экономического бума, когда занятость становится избыточной, а совокупный доход увеличивается  так, что превышает объем потенциального выпуска, сумма пособий по безработице  автоматически сокращается, что  воздействует на экономическую конъюнктуру  «охлаждающим» образом.

Другой широко известной разновидностью встроенных стабилизаторов является подоходное налогообложение домохозяйств. Для  налогообложения могут применяться  три вида налоговых ставок. Если ставка при любом значении дохода остается неизменной, то такой налог  называется пропорциональным. Если ставка налога увеличивается с ростом дохода, такой налог называется прогрессивным. Если же налоговая ставка по мере роста  дохода уменьшается, такой налог  называется регрессивным.

Стабилизирующее действие подоходного  налогообложения заключается в  следующем: в период депрессии, когда  выпуск и совокупный доход снижаются, налоговые отчисления в бюджет автоматически  сокращаются, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на совокупный спрос без вмешательства правительства. В период перегрева экономики, когда  совокупный выпуск растет, сумма налоговых  отчислений автоматически возрастает, оказывая сдерживающее на экономическую конъюнктуру.

Очевидно, что наиболее результативно  роль встроенного стабилизатора  будет играть прогрессивное налогообложение, поскольку в этом случае в условиях экономического спада и сокращения дохода налоговая ставка будет снижаться, в период подъема - повышаться. В  результате размах колебаний располагаемого дохода будет не таким сильным, как  размах колебаний совокупного реального  дохода.

Из экономического смысла фискальных инструментов очевидно, что при наличии встроенных стабилизаторов величина мультипликаторов (мультипликатора государственных расходов, налогового мультипликатора) будет снижаться. Встроенные стабилизаторы, по определению, ослабляют влияние шоковых изменений автономных расходов на объем совокупного выпуска и занятости. С другой стороны, поскольку любой мультипликатор по экономическому смыслу представляет собой отношение результата и затрат государственной политики, то есть отражает ее эффективность, постольку наличие встроенных стабилизаторов приводит к снижению эффективности дискреционной фискальной политики. [8, 219-221]

Таким образом, кейнсианская теория показала, что равновесное состояние рыночной экономики не совпадает с ситуацией  полной занятости факторов производства. Даже если экономика в состоянии  равновесия, в ней могут иметь  место такие негативные явления  как инфляционный или рецессионный разрыв. Самостоятельно экономика не может преодолеть такие разрывы, это может быть результатом целенаправленного регулирования со стороны государства. Методом регулирования должно являться воздействие на эффективный спрос посредством проведения налогово-бюджетной политики.

3. Достоинства и недостатки  кейнсианского подхода

К несомненным достоинствам кейнсианского  подхода следует отнести то, что  Дж. М. Кейнс предложил принципиально новый взгляд на экономику с учетом признания важности психологических факторов, признания неопределенности будущего и невозможности прогнозировать отдаленные последствия действий экономических субъектов. Дж. М. Кейнс предложил новый теоретический инструментарий, который гораздо более соответствовал современной ему экономической реальности, чем господствовавшие до того классические воззрения. [3, с. 503]

Информация о работе Кейнсианская теория