Калининградская область

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Калининградская область - самый западный субъект Российской Федерации. Область включена в структуру Северо-Западного федерального округа России. Территория области составляет 15,1 тыс. кв. километров, Население — 937,9 тыс. чел. Плотность населения: 62,1 чел/км², удельный вес городского населения: 76,4 % (на январь 2010 года).

Оглавление

1. Общие сведения…………………………………………………………3

2. Промышленность ………………………………………………………6

3. Сельское хозяйство……………………………………………………..7

4. Топливно-энергетический комплекс………………………………..…8

5. Туризм …………………………………………………………….…….8

6. Малый и средний бизнес. …………………………………………….9

7. Внешнеэкономическая деятельность………………………………..11

8. Инвестиции……………………………………………………………13

9. Стратегия развития Калининградской области – стратегия сочетания интересов.…………………………………………………………………16

10. Особая экономическая зона в Калининградской области…………19

Заключение………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

калиниградская область.docx

— 82.13 Кб (Скачать)

    Стратегия развития Калининградской  области – 

    стратегия сочетания интересов.

    В основу стратегии развития региона  сотрудничества должна быть положена взаимная выгода. В этой связи при  разработке стратегии следует учитывать  и формировать эффективный баланс следующих групп интересов:

  • отечественных (общефедеральных и региональных) и международных (Европейского Союза, прилегающих государств, других стран);
  • экономических субъектов хозяйствования и различных социальных групп;
  • органов власти, населения и различных неправительственных организаций;
  • традиционных направлений деятельности и новых отраслей экономики.

    Экономическое значение области для Российской Федерации состоит в использовании  выгод ее географического положения  и, только отчасти, природно-ресурсного потенциала. Пока это значение недостаточно проявлено и обосновано для того, чтобы Калининградская область  была признана на федеральном уровне регионом приоритетного развития. Поэтому  важным и необходимым является выделение  региональных проектов, нацеленных на удовлетворение именно общероссийских интересов. Такие проекты – например, в сфере использования портов, переработки янтаря, производства отдельных  видов сельскохозяйственной продукции, развития курортов на морском побережье, формирования опирающегося на региональный (и общероссийский) научно-технический  потенциал российско-иностранного технополиса с комплексом экспортоориентированных предприятий – должны быть проработаны с позиций их экономической эффективности, в том числе по сравнению с вариантами реализации аналогичных проектов в других регионах страны. Это позволит по-иному решать проблемы регионального развития во властных структурах федерального уровня.

    Стратегия сочетания интересов позволяет опираться не только на развитие новых производств или исключительно на восстановление имеющегося потенциала, а эффективно сочетать оба подхода. Она позволяет предприятиям области ориентироваться на различные рынки – региональный, российский, зарубежный. В рамках стратегии сочетания интересов можно ожидать более интенсивного притока инвестиций – как отечественных, так и зарубежных, и реализации не пассивного (исходящего из макроэкономических тенденций), а активного сценария регионального развития.

      Цели и компоненты социально-экономической политики

    Целью государственной политики в отношении  Калининградской области является обеспечение устойчивого социально-экономического роста темпами, позволяющими сокращать  разрыв уровня жизни населения с  сопредельными странами. Это позволит обеспечить стабильность социально-политической ситуации, включая сохранение области  как органичной части России в  условиях расширения ЕС.

    Достижение  этой цели предполагает продвижение  в ряде взаимосвязанных направлений.

    Первое. Обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста, позволяющее  сократить разрыв между уровнем  экономического развития Калининградской  области и сопредельных государств (прежде всего Литвы и Польши). Соответствующие изменения должны происходить и в уровне благосостояния населения области. Это достаточно амбициозная задача. По существующим оценкам она предполагает рост порядка 7–8% ВРП в год на протяжении десяти лет при ежегодном приросте инвестиций порядка 14%. Однако при всей сложности  достижения таких ориентиров они  не являются нереализуемыми или беспрецедентными для посткоммунистической России –  уровень экономического развития, достигнутый  в Москве, уже в настоящее время  является сопоставимым с тем, о котором  здесь идет речь.

    Второе. Трансформация экономической структуры  региона в направлении ее экспортной ориентации. Это – коренная структурная  проблема Калининградской области. Вся предыдущая модель развития региона, фактически реализовывавшаяся на протяжении 90-х гг., была ориентирована на выживание  в неблагоприятных внешних условиях. Это приводило к усилению зависимости от импорта, к сдвигу экономической активности в направлении посреднических операций. Теперь же предстоит сделать структурный маневр, предполагающий изменения двоякого рода.

    Третье. Развитие области должно способствовать сближению России и Европейского Союза. По сути, стоит задача проектирования реального региона сотрудничества, совместное решение проблем которого станет одним из путей отработки  механизмов взаимодействия и взаимопроникновения  России и ЕС.

    К этим задачам можно также добавить и такие, как помощь региону в  преодолении трудностей, связанных  с его эксклавным положением и  выражающихся в повышенных транспортных издержках, в энергетической зависимости  области, достаточно низкой эффективности  функционирования режима Особой экономической  зоны и т. п. Однако решение подобных задач является уже производным  по отношению к перечисленным  выше проблемам. Действительно, обеспечение  устойчивого роста или гармонизация отношений с ЕС сами по себе являются факторами обеспечения энергетической безопасности и коренного улучшения  условий жизни населения и  функционирования бизнеса. 
 
 
 
 
 
 

    Особая  экономическая зона в Калининградской  области

    1 апреля 2006 года вступил в силу  Федеральный закон от 10.01.2006 года  №16-ФЗ «Об Особой экономической  зоне в Калининградской области  и о внесении изменений в  некоторые законодательные акты  Российской Федерации», призванный  обеспечить благоприятный инвестиционный  климат в регионе, повысить  конкурентоспособность производимых  товаров, создать эффективно работающий  механизм экономических отношений  в Калининградской области, обеспечивающий  развитие эксклава как региона  российско-европейской экономической  интеграции.

    К позитивным результатам действия режима ОЭЗ откосятся:

    - реструктуризация областной экономики;

    - адаптация предпринимателей к  эксклавному положению региона,  появление многочисленных новых  предприятий, освоение старыми  производствами современной конкурентоспособной  продукции;

    - наполнение потребительского рынка  региона, возникновение внутрирегиональной  конкуренции;

    - обеспечение занятости населения;  сохранение области в общероссийском  экономическом пространстве, освоение  региональной экономикой ниши  в территориальном разделении  труда.

    Негативные  аспекты включают:

    - высокую степень зависимости  экономики региона от режима  свободной таможенной зоны, преобладание  сборочных технологий в промышленности;

    - экспансию неформального сектора  экономики;

    - возникновение жесткой конкуренции с рядом отечественных товаропроизводителей из других регионов России, не располагающих таможенными преференциями. 
 
 

    Заключение

    Исходя  из сложившегося геополитического значения, локационного потенциала и имеющихся  реальных предпосылок, предпочтительное развитие Калининградской области  в течение предстоящего десятилетия  должно осуществляться по следующим  направлениям:

  • регион сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза в XXI в. (отработка механизмов интеграции и взаимодействия);
  • контактная территория России в Европе;
  • наиболее полное использование регионального природно-ресурсного и экономического потенциала;
  • обеспечение государственных военно-стратегических интересов (Калининградская область – место базирования Балтийского флота России).

    Эти направления являются взаимодействующими (см. рис. 1) и, как будет показано ниже, дополняющими и развивающими друг друга.

    Направления и векторы стратегического развития

    Калининградской области Российской Федерации

    В целом, Калининградская область – это «среднестатистический» по своим социально-экономическим показателям регион. Бытующее подчас мнение о «нищете» Калининградской области не имеет под собой оснований: значения валового регионального продукта на душу населения, денежных доходов жителей этого региона близки к среднероссийским показателям.

Информация о работе Калининградская область