Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа
Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
1.1. Основные понятия и сущность налогообложения
1.2. Классификация налогов
1.3. Налоговое администрирование в РБ
1.4. Упрощенная система налогообложения
II. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
2.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г
2.2. Пути реформирования налоговой системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белорусский
национальный технический
университет
Факультет
технологий управления
и гуманитаризации
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Макроэкономика»
Тема: «Как оптимизировать налоговую систему
Республики
Беларусь»
Исполнитель: студентка 2-го курса, гр. 108167
Руководитель
проекта:
Кунделева Вероника Валерьевна
Минск
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики
1.1. Основные понятия и сущность налогообложения
1.2. Классификация налогов
1.3. Налоговое администрирование в РБ
1.4. Упрощенная система
налогообложения
II. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
2.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г
2.2. Пути реформирования налоговой системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.
Проблемы
налогообложения постоянно
Система
налогообложения
Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целей определены следующие задачи:
Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.
Предметом
изучения выступает современная
система налогообложения в
При
проведении исследования применялись
аналитические, экономико-статистические
методы и приемы.
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.
Основными элементами налогообложения являются:
Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [15,c.116]
Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Субъект налога (плательщик) - это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.
Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.
Налоговая нагрузка - это общая величина налоговой суммы.
Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[22,c.66]
Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая
система государства складывается
в результате его исторического
развития под влиянием множества
факторов. Характеристика налоговой системы,
прежде всего, основывается на таких экономических
показателях, как налоговое бремя (налоговый
гнет), соотношение и структура прямых
и косвенных налогов. В то же время определяющее
значение имеют политико-правовые
факторы, определяющие распределение
хозяйственно-экономических функций
и степень контроля центральных и местных
органов государственной власти.
1.2. Классификация налогов.
Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:
прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:
реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:
косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз – налог с оборота, взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
таможенная пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.
платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:
платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
платежи, уплачиваемые из прибыли:
сборы,
относимые юридическими
лицами на финансовый
результат
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В РБ к числу государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции. Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».
Следует иметь в виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение «собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности работы налоговых администраций, сколько определяется, прежде всего, возможностями самой экономики.
В
настоящее время налоговые
В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:
1)
налоги и отчисления, уплачиваемые
из выручки от реализации
- налог на добавленную стоимость;
- акциз;
-в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
-
целевые сборы в местные
2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:
- налог на прибыль;
-
налог на дивиденды и
- подоходный налог с физических лиц;
-налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
-
налоги на доходы, полученные
в отдельных сферах
3) налог на недвижимость;
4)
налог на приобретение
5)
налоги, сборы и отчисления, относимые
субъектами
-
чрезвычайный налог и
- земельный налог;
- экологический налог;
-
плата за проезд по
-
плата за проезд по
- плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;
-
плата, взимаемая за древесину,
6)
единый налог для
7)
прочие сборы.
1.4. Упрощенная система налогообложения
В настоящее время в Республике Беларусь к некоторым категориям налогоплательщиков применяется упрощенная система уплаты налогов.
Применение
упрощенной системы налогообложения
предполагает замену уплаты совокупности
республиканских и местных
Объектом
налогообложения при упрощенной
системе налогообложения
Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Производители
сельскохозяйственной продукции имеют
право перейти на уплату единого
налога в размере 5% от валовой выручки.
II. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
2.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г.
Высокая
налоговая нагрузка – одна из причин
низкой конкурентоспособности
В течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Сравнительный
анализ экономического роста и уровня
налоговой нагрузки на экономику
РБ в 1995-2003г.г.
Показатели | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Темпы роста ВВП, % | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 106 | 104,1 | 104,7 | 105,6 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % | 32,1 | 28,5 | 31,2 | 30,4 | 32,0 | 31,8 | 30,2 | 28,2 | 29,4 |
Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | 42,6 | 39,2 | 41,9 | 41,1 | 42,4 | 42,2 | 41,5 | 39,7 | 40,7 |
Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП | 4,6 | 7,6 | 1,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 0,9 | 1,5 |
Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % | 47,2 | 46,9 | 43,1 | 41,6 | 42,7 | 42,7 | 42,3 | 40,6 | 42,2 |
Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.
2.2. Пути реформирования налогообложения в РБ.
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.
Основное направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического пространства – снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их введения и применения как на национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа, предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]
Поэтому упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизить общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантов налогового реформирования предполагает:
Предложенные
изменения отразятся следующим
образом на структуре налоговых
платежей и общей величине налоговой нагрузки:
Таблица 3.4.
Уровень
изъятия и отчислений
в условиях действующей
налоговой системы
и предлагаемого
варианта реформирования
Показатели | в % к ВВП при действующей налоговой системе | в % к ВВП при варианте реформирования | отклонение |
НДС |
8,5 | 5,4 | -3,1 |
Акцизы |
2,3 | 2,0 | -0,3 |
Отчисления в целевые фонды | 6,5 | - | -6,5 |
ФСЗ |
11,4 | 8,3 | -3,1 |
Налог на прибыль |
4,0 | 4,2 | +0,2 |
Подоходный налог |
3,4 | 3,5 | +0,1 |
Прочие |
3,6 | 5,0 | +1,4 |
Общая сумма всех платежей | 39,7 | 28,4 | -11,3 |
Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).
Таким образом, в качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:
Согласимся с аксиомой: смерть и налоги неизбежны. Полезно иметь в виду еще несколько очевидных вещей. Люди не любят платить налоги. Государство обожает собирать налоги. Чем больше, тем лучше – для них, чиновников. Они любят тратить налоги, т. е. чужие деньги. Чем запутанней налоговое законодательство, тем лучше чиновникам и контролерам, тем хуже предпринимателям и, в первую очередь, малому бизнесу.
Бизнес,
номенклатура, государственное и
в большинстве своем
Попытки исправить существующее налоговое законодательство внесением поправок обречены. Если в нормативную базу по НДС добавить еще 39 «проясняющих» суть расчета и уплаты документа, или изменить нормы амортизации, или модифицировать нормы затрат, или убрать два - три мелких республиканских или местных платежа, или консолидировать два - три местных налога, или «усовершенствовать» порядок уплаты экологического налога или налога на недвижимость, или принять «мужественное» решение снизить общую налоговую нагрузку до 45% ВВП – от этого суть существующей налоговой системы не изменится. Беларусь по-прежнему останется страной с одной из самых сложных налоговых систем в мире.
Серый рынок продолжит процветать. Налоговые инспектора и контролеры продолжат наслаждаться полученной от государства властью над бизнесом. Национальный бизнес будет прозябать с хроническим статусом «малый». Править балл в экономике будут крупные госмонополии и частные, формально иностранные компании, которые давно научились договариваться с «большим» государством. Такая система является неустойчивой, политически и экономически нестабильной, с высокими рисками пересмотра любых решений власти. Поэтому Беларуси нужна принципиально новая, справедливая налоговая система. Она должна быть основана на крепких институциональных фундаментах: индивидуальной свободе, презумпции налоговой невиновности, верховенстве закона и свободном рынке.
Предлагаемая налоговая система
· инновационна и учитывает встроенные дефекты существующей;
· резко сокращает издержки государства на содержание налоговых и контрольных служб;
· резко сокращает издержки бизнеса и физических лиц на налоговое администрирование;
· ликвидирует дискриминационные практики и выравнивает условия работы на рынке для всех секторов и предприятий;
· повышает конкурентоспособность национального бизнеса и авторитет государства;
· стимулирует экспорт за счет чрезвычайно выгодного налогового статуса предприятий, которые не имеют розничной продажи товаров и услуг;
· высвобождает время, творческий потенциал и ресурсы бизнеса и государства на выполнение других задач;
· ликвидирует налоги, которые являются генераторами наибольшего количество проблем для экономических субъектов, а также коррупции для государства (НДС, налог на прибыль (CIT), подоходный налог на физических лиц);
· соответствует качеству формальных и неформальных институтов Беларуси, в том числе отношению населения и бизнеса к уплате налогов;
· обеспечивает справедливое распределение налоговой нагрузки, когда каждый человек платит налогов в соответствии с потребляемыми товарами и услугами;
· позволяет людям больше сберегать и лучше планировать свои расходы, в том числе на образование и здравоохранение.
Выбор налоговой базы
В ЕС, США и в странах ОЭСР в целом, впрочем, как и во всех 29 переходных странах самыми популярными базами для налогообложения являются:
Инновационность предлагаемой налоговой системы в выборе базы для налогообложения заключается в том, что она должна быть максимально широкой приближенной к конечному потребителю недискриминационной дешевой в обслуживании однозначной в трактовке легкой для контроля нейтральной по отношению к разным видам экономической деятельности защищенной от отраслевого лоббизма. Для справедливой налоговой системы будущего мы выбираем три главных элемента.
Налоговая основа 1. Налог с розничного оборота товаров и услуг
Одним из основных элементов инновационной справедливой налоговой системы Беларуси является розничный оборот товаров и услуг. При ставке 20% в 2007г. данный налог дал бы 34,2% всех налоговых поступлений, если бы они составляли 30% ВВП.
Отметим,
что введение данного налога
происходит одновременно с
Динамика розничного оборота товаров услуг 2002 – 2008 гг.
|
Источник: Минстат РБ «Социально-экономическое положение Республики Беларусь
Налоговая основа 2. Акциз на отдельные товары
Вторым элементом инновационной налоговой системы для Беларуси являются налоги на производителей электроэнергии, газа, минеральных продуктов, ликероводочных товаров, табачных изделий (акцизы).
Налоговая основа 3.
Социальный налог
на фонд заработной
платы.
|
Доля налога на розничный оборот товаров и услуг, социального налога и акцизов на отдельные товары
|
При учете акцизов на табачные изделия, производимые в Беларуси, а также табачных изделий и ликероводочных изделий (в том числе пива), импортируемых в страну, доля данных трех налогов в формировании консолидированного бюджета (если его взять за 30% ВВП) составляет 100 – 103%.
Такова
инновационная, справедливая налоговая
система для новой Беларуси. Заметим, что
в ней нет таких вредных для налогоплательщика
налогов, как НДС, налог на прибыль предприятий
(CIT), подоходный налог на граждан (PIT), налога
на недвижимость, таможенных пошлин на
импорт (кроме акцизов на алкоголь, табак
и топливные товары), экологических сборов,
десятков мелких платежей, которые не
играют большой роли в формировании доходов
государства, но являются источником больших
административных, временных и финансовых
издержек для налогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
Вместе
с тем серьезным недостатком
отечественной налоговой
Тем
не менее, налоговая система Республики
Беларусь от начала своего становления
достигла сравнимо лучших результатов
в уровне налоговой нагрузки и организации
всего процесса налогообложения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Как оптимизировать налоговую систему Республики Беларусь