Как оптимизировать налоговую систему Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики

1.1. Основные понятия и сущность налогообложения

1.2. Классификация налогов

1.3. Налоговое администрирование в РБ

1.4. Упрощенная система налогообложения


II. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

2.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г

2.2. Пути реформирования налоговой системы РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

готовый курсач по экономике.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Белорусский национальный технический  университет 

Факультет технологий управления и гуманитаризации 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине «Макроэкономика» 

Тема: «Как оптимизировать налоговую систему

Республики  Беларусь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Исполнитель: студентка 2-го курса, гр. 108167

                                      Ярмолюк Виктория Александровна 

        Руководитель 

        проекта:          Кунделева Вероника Валерьевна 
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Минск 2008 г. 

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики

1.1. Основные понятия и сущность налогообложения

1.2. Классификация налогов

1.3. Налоговое администрирование в РБ

1.4. Упрощенная система налогообложения 

  • II. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

    2.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г

    2.2. Пути реформирования налоговой системы  РБ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     

         ВВЕДЕНИЕ

         Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм, которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

         Проблемы  налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения  А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

         Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

         Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой  системы и современного налогообложения  в Республике Беларусь.  Также  целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

         Для достижения этих целей определены следующие  задачи:

    • изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
    • изучение налогов, как экономической категории государства,
    • изучение структуры налогового администрирования,
    • изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,
    • анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,
    • формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

         Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование,  налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.

         Предметом изучения выступает современная  система налогообложения в Республике Беларусь.

         При проведении исследования применялись  аналитические, экономико-статистические методы и приемы. 

     

          I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

              • 1.1. Основные понятия и сущность налогообложения.

               Обширные  функции современного государства  в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.

               Основными элементами налогообложения являются:

               Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет,  установленные и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных потребностей. [15,c.116]

               Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

               Субъект налога (плательщик) -  это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

               Объект  налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

               Источник  налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

               Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате  учета всех льгот и изъятий и служащая  предметом непосредственного применения налоговой ставки.

               Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

               Налоговая нагрузка -  это общая величина налоговой суммы.

               Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не  уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

               Налоговая система государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

               Сущность  налогов выражается в отношениях  между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на  общегосударственные нужды.  Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое  распоряжение части доходов населения на условиях  безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее  движение средств в бюджет, а  приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[22,c.66]

               Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

          1. фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение  с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности  влиять на развитие экономики в нужном направлении,
          2. регулирующая -   состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения  общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны
          3. стимулирующая -  ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул.  Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический  прогресс общества.

               Принципы  и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое  включает в себя: Налоговый Кодекс  РБ;  Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства  РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие  вопросы налогообложения.

               Налоговая система  государства складывается в результате его  исторического  развития под влиянием множества  факторов. Характеристика налоговой системы, прежде всего, основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые  факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти. 

               1.2. Классификация налогов.

               Множество объектов налогообложения требует  классификации налогов по различным  признакам. Основными классификационными признаками являются:

          1. в зависимости от каналов поступления различают:
          2.      
          3. республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.
          4.      
          5.   местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.
          6. по видам плательщиков:
              1.  взимаемые  с юридических лиц,

              •  взимаемые  с физических лиц.
          1. по способу изъятия:

                  прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

                реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

          • земельный налог,
          • налог с объектов строений,
          • налог с владельцев транспортных средств,
          • сельскохозяйственный налог.

                личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

          • подоходный налог с населения,
          • налог на прибыль предприятий,
          • налог на прибыль  иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
          • налог на доходы.

                  косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

                акциз – налог с оборота, взимаемый со  стоимости товаров массового производства,

                  налог на добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,

                таможенная  пошлина – косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджета государства.

          1. по объекту обложения:

                платежи, уплачиваемые из выручки  от реализации:

                платежи, включаемые в себестоимость  продукции, работ, услуг:

                платежи, уплачиваемые из прибыли:

                сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат 

                    • 1.3. Налоговое администрирование в РБ.

                     Одно  из важнейших  условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечение устойчивого сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.

                     В РБ к числу государственных органов,  осуществляющих налоговое администрирование, относятся также  таможенные и иные государственные органы, обладающие  полномочиями налоговых органов (например, органы Комитета  государственного контроля РБ).

                     Специфика вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание их деятельности и функции. Функции налоговых органов, их права и обязанности, права и  обязанности должностных лиц налоговых органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой  инспекции Республики Беларусь».

                     Следует иметь в виду, что выполнение главной  задачи  налогового администрирования  – обеспечение «собираемости» налогов  – зависит не только и не сколько  от эффективности работы  налоговых  администраций, сколько определяется,  прежде всего,  возможностями самой экономики.

                     В настоящее время налоговые органы Республики Беларусь (далее - Беларусь) включают центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, территориальные  инспекции по областям, районам, городам  и районам в городах. Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.

                     В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов  и других платежей в бюджет. В  зависимости от выполняемых функций  и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:

                     1) налоги и отчисления, уплачиваемые  из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:

                     - налог на добавленную стоимость;

                     - акциз;

                     -в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;

                     - целевые сборы в местные целевые  бюджетные фонды стабилизации  экономики производителей сельскохозяйственной  продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;

                     2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:

                     - налог на прибыль;

                     - налог на дивиденды и приравненные  к ним доходы;

                     - подоходный налог с физических лиц;

                     -налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

                     - налоги на доходы, полученные  в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог  на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);

                     3) налог на недвижимость;

                     4) налог на приобретение автотранспортных  средств и местные налоги и  сборы (кроме налогов с продаж  и сборов за услуги, включаемых в выручку), за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;

                     5) налоги, сборы и отчисления, относимые  субъектами предпринимательства  на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:

                     - чрезвычайный налог и обязательные  отчисления в Государственный  фонд содействия занятости, уплачиваемые  единым платежом от фонда заработной  платы;

                     - земельный налог;

                     - экологический налог;

                     - плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);

                     - плата за проезд по автомобильным  дорогам общего пользования тяжеловесных  и крупногабаритных транспортных  средств;

                     - плата за размещение отходов  производства и потребления в  окружающей среде;

                     - плата, взимаемая за древесину,  отпускаемую на корню;

                     6) единый налог для производителей  сельскохозяйственной продукции  и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему  налогообложения;

                     7) прочие сборы.  

                     1.4. Упрощенная система налогообложения

                     В настоящее время в Республике Беларусь к некоторым категориям налогоплательщиков применяется упрощенная система уплаты налогов.

                     Применение  упрощенной системы налогообложения  предполагает замену уплаты совокупности республиканских и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты акцизов, налога на доходы, таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, сверхлимитного экологического налога. Плательщиками являются малые предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) и предприниматели. Они имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 минимальных заработных плат, установленных законодательством Беларуси. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения: предприятия и предприниматели, производящие подакцизные товары; банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; предприятия и предприниматели, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; предприятия и предприниматели - участники договора о совместной деятельности; предприятия и предприниматели, занятые организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий; профессиональные участники рынка ценных бумаг.

                       Объектом  налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. В настоящее время применяются две упрощенные системы налогообложения, заменяющие уплату целого ряда вышеперечисленных налогов и других платежей в бюджет. Для субъектов малого предпринимательства - это налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а для сельскохозяйственных предприятий - единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации).

                       Субъекты  хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% валовой выручки, которая определяется как сумма  средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.

                       Производители сельскохозяйственной продукции имеют  право перейти на уплату единого  налога в размере 5% от валовой выручки. 

                II. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

                     2.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г.

                     Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной  продукции. Ситуацию в реальном секторе  усугубляет  существование  значительного  числа  косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере  не решают  задачу  формирования  доходной части бюджета и финансирования программ социального развития.

                     В течение последних лет  происходило  снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему  остается самой  высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.

                     Таблица 3.1.

                     Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику  РБ в 1995-2003г.г. 

                Показатели 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
                Темпы роста ВВП, % 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 106 104,1 104,7 105,6
                Реальная  налоговая нагрузка на экономику (без  учета ФСЗ), % 32,1 28,5 31,2 30,4 32,0 31,8 30,2 28,2 29,4
                Реальная  налоговая нагрузка на экономику (с  учетом ФСЗ), % 42,6 39,2 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5 39,7 40,7
                Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП 4,6 7,6 1,3 0,5 0,3 0,5 0,8 0,9 1,5
                Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с  учетом ФСЗ), % 47,2 46,9 43,1 41,6 42,7 42,7 42,3 40,6 42,2

                       Основная  доля налоговых изъятий приходиться  на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной  негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения. 

                     2.2. Пути реформирования налогообложения в РБ.

                     Применяемая в республике налоговая  система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе  вызывает необходимость реформирования  национальной налоговой системы.

                     Формирование  равной  налоговой нагрузки в  пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого  налогового пространства, обеспечивающим  свободу движения товаров, труда  и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

                     Основное  направление совершенствования  налоговой  системы республики и  приближения ее к уровню налогообложения  на территории единого экономического  пространства – снижение налоговой  нагрузки.

                     Несмотря  на то, что определенные подвижки в  области отчислений в бюджетные  фонды происходят, проблема их существования  в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов  не должно идти вразрез  с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы  каждого платежа,  последствий их введения и применения как на  национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,  применении льгот и санкций. Также должна быть определена  программа, предусматривающая наряду с налоговой  политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]

                     Поэтому упорядочение бюджетных  отношений  в части функционирования государственных  целевых  фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизить общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики,  выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики  налоговой гармонизации.

                     Один  из вариантов налогового реформирования предполагает:

                • Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога  по нулевой ставке,
                • Сокращение отдельных  видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
                • Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
                • Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]

                     Предложенные  изменения отразятся следующим  образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:  

                     Таблица 3.4.

                     Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей  налоговой системы  и предлагаемого  варианта реформирования 

                Показатели в % к ВВП при  действующей налоговой системе в % к ВВП при  варианте реформирования отклонение
                 
                НДС
                8,5 5,4 -3,1
                 
                Акцизы
                2,3 2,0 -0,3
                Отчисления  в целевые фонды 6,5 - -6,5
                 
                ФСЗ
                11,4 8,3 -3,1
                 
                Налог на прибыль
                4,0 4,2 +0,2
                 
                  Подоходный налог
                3,4 3,5 +0,1
                 
                Прочие
                3,6 5,0 +1,4
                Общая сумма всех платежей 39,7 28,4 -11,3
                 

                     Основной  целью корректировок налоговой  системы является достижение баланса  интересов государства (по сбору  налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития).

                     Таким образом, в качестве основных направлений  реформирования  налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее  актуальных для реального сектора экономики задач:

                • Сокращение до минимума, а, впоследствии, и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
                • Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,
                • Уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их  администрирование,
                • Снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы  налогообложения,
                • Максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.

                       Согласимся  с аксиомой: смерть и налоги неизбежны. Полезно иметь в виду еще несколько  очевидных вещей. Люди не любят платить  налоги. Государство обожает собирать налоги. Чем больше, тем лучше  – для них, чиновников. Они любят  тратить налоги, т. е. чужие деньги. Чем запутанней налоговое законодательство, тем лучше чиновникам и контролерам, тем хуже предпринимателям и, в первую очередь, малому бизнесу.

                       Бизнес, номенклатура, государственное и  в большинстве своем независимое  экспертное сообщество в Беларуси пребывает в «клетке» идеологии европейской налоговой системы. Варианты, основанные на здравом смысле и императивах А. Смита (простота, прозрачность, низкие ставки, нейтральность), практически не рассматриваются. Издержки выполнения налогового законодательства – это не доход государства, а чистые потери ресурсов экономических субъектов, выброшенная на свалку добавлена стоимость, а также время, нервы, внимание и творческий потенциал.

                       Попытки исправить существующее налоговое  законодательство внесением поправок обречены. Если в нормативную базу по НДС добавить еще 39 «проясняющих» суть расчета и уплаты документа, или изменить нормы амортизации, или модифицировать нормы затрат, или убрать два - три мелких республиканских или местных платежа, или консолидировать два - три местных налога, или «усовершенствовать» порядок уплаты экологического налога или налога на недвижимость, или принять «мужественное» решение снизить общую налоговую нагрузку до 45% ВВП – от этого суть существующей налоговой системы не изменится. Беларусь по-прежнему останется страной с одной из самых сложных налоговых систем в мире.

                       Серый рынок продолжит процветать. Налоговые  инспектора и контролеры продолжат  наслаждаться полученной от государства  властью над бизнесом. Национальный бизнес будет прозябать с хроническим статусом «малый». Править балл в экономике будут крупные госмонополии и частные, формально иностранные компании, которые давно научились договариваться с «большим» государством. Такая система является неустойчивой, политически и экономически нестабильной, с высокими рисками пересмотра любых решений власти. Поэтому Беларуси нужна принципиально новая, справедливая налоговая система. Она должна быть основана на крепких институциональных фундаментах: индивидуальной свободе, презумпции налоговой невиновности, верховенстве закона и свободном рынке.

                Предлагаемая  налоговая система 

                ·         инновационна и учитывает встроенные дефекты существующей;

                ·         резко сокращает издержки государства на содержание налоговых и контрольных служб;

                ·         резко сокращает издержки бизнеса и физических лиц на налоговое администрирование;

                ·         ликвидирует дискриминационные практики и выравнивает условия работы на рынке для всех секторов и предприятий;

                ·         повышает конкурентоспособность национального бизнеса и авторитет государства;

                ·         стимулирует экспорт за счет чрезвычайно выгодного налогового статуса предприятий, которые не имеют розничной продажи товаров и услуг;

                ·         высвобождает время, творческий потенциал и ресурсы бизнеса и государства на выполнение других задач;

                ·         ликвидирует налоги, которые являются генераторами наибольшего количество проблем для экономических субъектов, а также коррупции для государства (НДС, налог на прибыль (CIT), подоходный налог на физических лиц);

                ·         соответствует качеству формальных и неформальных институтов Беларуси, в том числе отношению населения и бизнеса к уплате налогов;

                ·         обеспечивает справедливое распределение налоговой нагрузки, когда каждый человек платит налогов в соответствии с потребляемыми товарами и услугами;

                ·         позволяет людям больше сберегать и лучше планировать свои расходы, в том числе на образование и здравоохранение.  

                Выбор налоговой базы  

                В ЕС, США  и в странах ОЭСР в целом, впрочем, как и во всех 29 переходных странах самыми популярными базами для налогообложения являются:

                • выручка
                • прибыль
                • фонд оплаты труда (зарплата)
                • недвижимость
                • выручка производителей и импортеров отдельных товаров (акцизы)
                • инвойсная или индикативная стоимость импорта (экспорта)
                • розничный оборот товаров и/или услуг

                       Инновационность предлагаемой налоговой системы  в выборе базы для налогообложения  заключается в том, что она  должна быть максимально широкой  приближенной к конечному потребителю  недискриминационной  дешевой в обслуживании однозначной в трактовке легкой для контроля нейтральной по отношению к разным видам экономической деятельности защищенной от отраслевого лоббизма. Для справедливой налоговой системы будущего мы выбираем три главных элемента.

                       Налоговая основа 1. Налог с розничного оборота товаров и услуг

                       Одним из основных элементов инновационной  справедливой налоговой системы  Беларуси является розничный оборот товаров и услуг. При ставке 20% в 2007г. данный налог дал бы 34,2% всех налоговых поступлений, если бы они составляли 30% ВВП.            

                 Отметим,  что введение данного налога  происходит одновременно с отменой  налога на прибыль предприятий,  подоходного налога на физические  лица, а также других налогов,  которые сегодня платят юридические  лица с выручки или с прибыли. Такой подход резко снижает издержки администрирования и резко меняет систему мотивации бизнеса и суть всей налоговой системы Беларуси.

                Динамика  розничного оборота  товаров услуг 2002 – 2008 гг.

                Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 (прогноз) 2008 (прогноз)
                Розничный товарооборот, трлн. Br 11,9 15,17 19,45 25,23 31,06 37,8 44
                Розничный товарооборот, в USD 6,67 7,39 9 11,71 14,48 17,6 20,2
                Объем продаж услуг, трлн. Br 2,5 4,01 5,21 6,78 8,31 10,1 12,5
                Объем продаж услуг, в USD 1,4 1,95 2,4 3,15 3,87 4,7 5,2
                Объем розничного оборота  товаров и услуг, в USD 8,07 9,34 11,4 14,86 18,35 22,3 25,4
                Потребление домашних хозяйств,

                трлн. Br

                15,11 20,33 26,13 32,96 40,4 49,3 60
                Потребление домашних хозяйств, в USD 8,47 9,9 12,01 15,3 18,83 22,96 27,6
                ВВП, в  млрд. USD 14,65 17,82 23,14 30,21 36,95 43,5 48
                Налоговая нагрузка 30% ВВП, млрд. USD 4,4 5,35 6,94 9,06 11,09 13,05 14,4
                Поступления по налогу на оборот розничной торговли товарами и услуги по ставке 20% 1,61 1,87 2,28 2,97 3,67 4,46 5,08
                Доля  налога на розничный  оборот товарами и  услугами в налоговой  нагрузке равной 30% ВВП 36,6 35 32,9 32,8 33 34,2 35,3

                Источник: Минстат РБ «Социально-экономическое  положение Республики Беларусь

                Налоговая основа 2. Акциз на отдельные товары 

                Вторым  элементом инновационной налоговой системы для Беларуси являются налоги на производителей электроэнергии, газа, минеральных продуктов, ликероводочных товаров, табачных изделий (акцизы).

                 
                  Налоговая основа 3. Социальный налог  на фонд заработной платы.

                Товар 2002 2003 2004 2005 2006 2007 (п) 2008 (п)
                Заработная  плата и жалования работников и служащих, млрд. Br 9283 12399 16659 22414 28057 35000 40000
                Заработная  плата и жалования работников и служащих, USD 5203 6042 7713 10405 13080 16300 18365
                Поступления от налога по единой шкале 15%, в млн. USD 780 906 1157 1561 1962 2445 2755
                Доля  поступлений по социальному  налогу в налоговой  нагрузке равной 30% ВВП 17,7 16,9 16,7 17,2 17,7 18,7 19,1

                Доля  налога на розничный  оборот товаров и  услуг, социального  налога и акцизов на отдельные товары

                Доля  налога в налоговой нагрузке равной 30% ВВП 2002 2003 2004 2005 2006 2007 п 2008 п
                Налог на розничный оборот товарами и услугами 36,6 35 32,9 32,8 33 34,2 35,3
                Налог на производителей электроэнергии 4,5 4,5 4,6 3,9 3,9 4 4,7
                Налог на предприятия топливного сектора  10 10,2 12,2 13,9 14 12,4 12,4
                Налог на производителей алкоголя 1,7 1,5 1,6 1,4 1,3 1,5 1,6
                Налог на экспорт минеральных продуктов   8,4 10,9 12,5 13,8 11,5 9,7
                Налогу  на импорт минеральных продуктов   11,6 13,3 12,4 13,4 14 14,6
                Социальный  налог  17,7 16,9 16,7 17,2 17,7 18,7 19,1
                ИТОГО без социального налога   71,2 75,5 76,9 79,4 77,6 78,3
                ИТОГО по трем налогам   88,1 92,2 94,1 97,1 96,3 97,4
                 

                       При учете акцизов на табачные изделия, производимые в Беларуси, а также табачных изделий и ликероводочных изделий (в том числе пива), импортируемых в страну, доля данных трех налогов в формировании консолидированного бюджета (если его взять за 30% ВВП) составляет 100 – 103%.

                     Такова  инновационная, справедливая налоговая система для новой Беларуси. Заметим, что в ней нет таких вредных для налогоплательщика налогов, как НДС, налог на прибыль предприятий (CIT), подоходный налог на граждан (PIT), налога на недвижимость, таможенных пошлин на импорт (кроме акцизов на алкоголь, табак и топливные товары), экологических сборов, десятков мелких платежей, которые не играют большой роли в формировании доходов государства, но являются источником больших административных, временных и финансовых издержек для налогоплательщиков. 

                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                     Изучив  состояние современной системы  налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

                     Налоги -  необходимое звено  экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником  доходной части  бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.

                     Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и  во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые  в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

                     Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.

                     Главные недостатки налоговой системы РБ  можно свести к следующим:

                  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
                  • налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей,
                  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
                  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
                  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

                     Вместе  с тем серьезным недостатком  отечественной налоговой системы  является рассредоточение элементов  ее нормативно-правовой регламентации  по многочисленным законам и подзаконным  актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации.

                     Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления  достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения. 
                 

                 

                     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

                1. www.liberty-info.by
                2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004
                3. Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет  и анализ – 2004 - №12.
                4. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2004 –№2
                5. Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2004
                6. Иванова И. Налогообложение //Консультант – 2005 - №7
                7. О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004

    Информация о работе Как оптимизировать налоговую систему Республики Беларусь