Экономика Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:18, реферат

Краткое описание

В течение длительного исторического периода Япония развивалась, испытывая культурное влияние таких стран-соседей, как Китай и Корея, и поддерживала связи только с ними. В ХV – ХVI вв. в Японию проникли португальские и испанские миссионеры, благодаря которым страна впервые соприкоснулась с христианством и западной европейской цивилизацией. Однако в начале ХVII в. сёгунат Токугава, превративший страну в единое государство, стал опасаться, что европейские страны, которые проводили в Азии и других частях света политику колонизации, предпримут те же действия и в отношении Японии. Сёгунат издал ряд указов о так называемом закрытии страны. Христианство, любые контакты и торговля с другими странами за исключением Голландии и Китая были полностью запрещены. Самоизоляция Японии продолжалась более 200 лет.

Оглавление

Введение. Визитная карточка. Цифры и факты 3
Глава 1. 5
1. Особенности экономики Японии. 5
1.1. Исторические предпосылки экономического подъема 5
1.2. Социальная структура и трудовые отношения 8
1.3. Особенности организации предпринимательства 9
1.4. Банковская система 10
1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет. 11
Глава 2. 13
2. Внешние экономические связи Японии. 13
2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики 13
2.2. Япония в современной мировой экономической системе 18
Глава 3. 20
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии. 20
3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией 20
3.2. Японцев не пускают на родные Курилы 26
Выводы 28
Литература 33

Файлы: 1 файл

Экономика японии.DOC

— 140.00 Кб (Скачать)

Источник: Российско-Японские экономические отношения: реалии и возможности А.Горохов, 2000 г.

      Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота России с  Японией к 1999 г. по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г. происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию. В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к доллару (в 1998 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% по сравнению с предыдущим годом, в то время как «иеновый» — всего на 16,7%).

   В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 0,5%, чтo ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности.

  Структура отечественного экспорта в Японию продолжает сохранять «колониальный» характер. В 1998 г. на цветные и драгоценные металлы приходилось 36,7% общего объема российских поставок в эту страну, на рыбу и морепродукты — 29,8%, на лес и лесоматериалы — 15,8%, минеральное сырье — 8,8%. Доля машин и оборудования, как и в предыдущие годы, не превышала 0,5%. 
В импорте из Японии преобладает машинотехническая продукция: транспортные средства, электробытовые изделия, металлообрабатывающее и погрузочное оборудование, средства связи.

     Проблема  расширения российского импорта  из Японии и повышения его «отдачи» для отечественной экономики  во многом связана со своевременным  и эффективным использованием двух так называемых пакетов японского  финансового содействия Российской Федерации на общую сумму в 4,3 млрд. долл. Сюда включаются кредиты Экспортно-импортного банка Японии на сумму в 1,1 млрд. долл., средства из лимита государственного страхования (2,9 млрд. долл.) и безвозмездная помощь в размере 320 млн. долл. Часть этих средств была использована на закупку машин и оборудования в Японии в рамках реализации конкретных проектов. Однако значительная доля выделенных ресурсов все еще остается неиспользованной, главным образом ввиду последствий кризиса 1997—1998 гг. и сложного финансового положения ряда российских предприятий, являющихся участниками совместных проектов.

     В числе наиболее важных нерешенных вопросов развития отечественного экспорта в  Японию — крайне низкая степень  переработки поставляемого сырья  и продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов — основной статьи японского продовольственного импорта. Россия ежегодно недополучает сотни миллионов долларов из-за отсутствия соответствующих мощностей на российском Дальнем Востоке и невозможности экспорта в Японию готовой продукции.

     В то же время в Японию из Китая  и других стран Восточной Азии поступают рыба и морепродукты на сумму, в 1,5—2 раза превышающую размер российских поставок этого вида продукции. Установлено, что значительная часть  ввоза в Японию продукции морского промысла из азиатских государств представляет собой реэкспорт российских товаров данной группы, проходящих обработку на предприятиях указанных стран и в дальнейшем поступающих на японский рынок. За счет осуществления подобной практики доля переработанной продукции в китайском «рыбном» экспорте в Японию постоянно возрастает, а в российском — остается практически неизменной.

     Более того, в 1996—1999 гг. физический объем  поставок морепродукции из России в  Японию увеличился со 180 до 190 тыс. т (на 5,5%), между тем как стоимостный объем экспорта уменьшился с 1088 млн. до 794 млн. долл. (на 23,1%). Отчасти такое положение было обусловлено ухудшением структуры экспорта, т.е. повышением в нем доли дешевых и низкокачественных видов продукции. Но главная причина создавшейся ситуации заключалась в появлении на японском рынке большого количества мелких и средних российских экспортеров, которые не придерживаются единой торговой политики и нередко идут на существенное снижение цен ради получения краткосрочной прибыли. В конечном итоге такие действия в условиях крайнего ослабления экспортного контроля оборачиваются установлением диктата покупателя, т.е. японских импортеров, развалом рынка и недополучением Россией значительных средств в валюте. Кроме того, данного рода демпинг является объектом справедливых нареканий со стороны рыболовных компаний Китая, Республики Корея, Таиланда, что приводит к общему ухудшению торгового климата в отношениях с этими странами.

     По  официальным российским статистическим данным, экспорт морепродукции из России в Японию в 1999 г. снизился до 82,5 тыс. т (196,5 млн. долл.). Японская статистика привела цифры в 215,9 тыс. т и 1162 млн. долл. Исправление ситуации, очевидно, потребует немалых организационных усилий, особенно если учесть прямую заинтересованность японских покупателей в «пиратских» поставках продукции морского промысла из России по низким ценам.

     Нельзя  не отметить, что другие товары традиционного  российского экспорта сталкиваются со все большими трудностями при  поставках на японский рынок. Так, объем продаж российских коксующихся и энергетических углей за 1996—1998 гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение экспортных поставок в основном связано с падением базисных цен коксующегося угля на японском рынке в среднем на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем производства стали в стране снизился со 120 до 90 млн. т. Одновременно происходили разработка и внедрение новых технологий, позволяющих использовать для производства стали более дешевые слабококсующиеся угли из Китая, Австралии и Канады.

     Уменьшение  в последние годы размеров экспорта в Японию некоторых других российских товаров во многом объяснялось конъюнктурными причинами. Это относится, в частности, к лесоматериалам, спрос на которые в Японии резко сократился в условиях экономического спада.

     Сокращение  объемов взаимных поставок в рамках «большой» торговли сопровождается свертыванием прибрежной торговли. Резко понизился, например, уровень покупок в приморских городах Японии автомобилей, бытовой техники и других товаров российскими моряками и туристами. По сведениям корпорации «Транс Сибериа», к середине 90-х годов 70% автомобильного парка Владивостока приходилось на японские автомобили. В Японии появились десятки небольших компаний, специализировавшихся на продаже подержанных автомобилей российским клиентам.

     После кризиса 1997—1998 гг. и девальвации  рубля поток этих товаров из Японии в Россию ощутимо сократился. Данные японской таможенной статистики о двух портах (Фусики и Ниигата), специализирующихся на торговле с Россией, показывают, что экспорт подержанных автомобилей в РФ уменьшился почти вдвое (с примерно 50 тыс. в 1997 г. до 25 тыс. в 1999 г.). Как полагают японские эксперты (по-моему, их мнение излишне категорично), возобновление прибыльных продаж автомобилей в Россию станет возможным лишь при росте курса рубля по крайней мере до уровня 10 руб. за 1 долл.

     Однако  даже при этом небольшим японским фирмам будет нелегко вернуть утраченные позиции, поскольку операции с подержанными автомобилями на российском рынке перешли под контроль предпринимателей из Пакистана и других стран Южной Азии. Кроме того, в январе 2000 г. Россия повысила ввозные пошлины на этот вид товаров4.

     Основные  надежды на расширение двусторонней торговли, и прежде всего на увеличение российского экспорта в Японию, связываются  с осуществлением совместных проектов в топливно-энергетической области. В перечне таких проектов одно из главных мест отводится энергомосту «Россия—Япония». Проектом предусматривается сооружение на Сахалине ТЭС мощностью в 4500 мВт с последующей переброской электроэнергии в размере 10—30 млрд. кВт-ч в год по подводному кабелю через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо. Станция будет использовать попутный газ с сахалинских шельфовых месторождений.

     Для осуществления проекта консорциум японских компаний готов выделить 9,6 млн. долл. Предполагаемые суммарные  инвестиции в проект оцениваются  в 10—12 млрд. долл. Считают, что на проектную мощность ТЭС сможет выйти к 2015 г. Срок ее окупаемости — 11 лет. Одним из условий проекта является выплата японской стороной российским рыболовецким хозяйствам 1 млн. долл. в порядке компенсации за возможный ущерб их рыбным угодьям. Для Японии данный проект безусловно экономически интересен, поскольку себестоимость производства 1 кВт-ч электроэнергии на Сахалине составит менее 5 центов, в то время как на Хоккайдо она превышает 7 центов. Во время визита президента В. Путина в Японию было подписано трехстороннее соглашение между РАО «ЕЭС России», администрацией Сахалинской области и японской компанией «Марубэни». К 2001 г. РАО «ЕЭС России» должно было представить базовое технико-экономическое обоснование проекта, а компания «Марубэни» взялась проработать вопросы финансирования технико-экономического обоснования и определения структуры компании, которая будет заниматься самим строительством.

     Имеются большие возможности расширения поставок в Японию нефти и природного газа. По мнению ряда экспертов, в ближайшем будущем весьма вероятным представляется пересмотр Японией планов развития национальной атомной энергетики, поскольку ориентация на первичные энергоносители может оказаться экономически более оправданной, чем строительство новых ядерных реакторов. Сейчас на долю атомной энергии приходится 36% энергопотребления в стране, а удельный вес углеводородного топлива составляет 55%.

     Расчеты показывают, что к 2015 г. в зависимости  от различных вариантов изменения  структуры энергобаланса импорт нефти в Японию может возрасти с нынешних 900 тыс. до 1,6 млн. баррелей в день (при предпочтении природного газа) или до 607,3 млн. баррелей в день (при предпочтении нефти)5. В любом случае перед Россией открываются дополнительные перспективы увеличения топливного экспорта в Японию, в первую очередь с сахалинских шельфовых месторождений.

     Использование перечисленных потенциальных источников роста отечественного экспорта в  Японию, как можно видеть, ни в  коей мере не решает проблему рационализации отраслевой структуры поставок. Даже в долгосрочной перспективе предполагается сохранение акцента на «первичные» отрасли, а доля продукции обрабатывающей промышленности будет, очевидно, все более приближаться к нулевой отметке. Перелом сложившейся тенденции явится, судя по всему, делом весьма отдаленного будущего.

 

3.2. Японцев не пускают  на родные Курилы

  Японские туристы, соблюдая во время поездок на курильские острова российские паспортно-визовые правила, тем самым признают суверенитет Москвы над Курилами. Больше не будут. Министерство иностранных дел ввело запрет на посещение Курильских островов, если речь идет о туристической поездке. Как решили японские дипломаты, подчиняясь правилам российского паспортно-визового режима, японцы косвенным образом признают суверенитетом России на то, что японцы считают своими северными территориями. Как передает дальневосточное агентство «Дейта.Ru», запрет в первую очередь касается самого крупного острова Курильской гряды – Кунашира. Туристические фирмы каждую неделю отправляют туда группы, в которые, как правило, входят пенсионеры, в свое время жившие на Южных Курилах. Японцы не только совершают экскурсии, но помогают нынешним жителям материально. Например, открыли госпиталь. Благодаря японским парламентариям на Кунашире появился «Дом дружбы». Путешествуют японцы и на Южный Сахалин, который тоже когда-то был японским. Пока запрет на Сахалин не распространяется. Только что оттуда вернулся огромный 9-палубный теплоход с 400 японскими экскурсантами. Эту группу возглавлял мэр города Касивадзаки господин Масадзуми. Японцы любовались Южно-Сахалинском и ловили рыбу. Все остались очень довольны. Разумеется, запрет на туризм будет восприниматься в контексте последних скандалов вокруг Курильских островов, о котором «Газета.Ru» не раз писала. В начале года был отправлен в отставку министр иностранных дел, который ввязался в конфликт с парламентом. Министр обвинял депутатов в том, что они готовы отдать России только два из четырех спорных островов. Вместе с министром выгнали депутата Судзуки, который был едва ли не самым важным человеком, с помощью которого Россия и Япония сотрудничали на Курилах. Выяснилось, что, покровительствуя Курилам, он наживал деньги и славу. Так, «Дом дружбы» на Кунашире стал называться «Домом Мунэо Судзуки». В июне токийская прокуратура выдвинула против него обвинения в махинациях при распределении заказов на оказание гуманитарной помощи Южным Курилам. Депутата Судзуки арестовали, а программа оказания финансовой помощи была заморожена. Теперь жители Курил не только не увидят государственной японской помощи, но и от туристов ничего не смогут получить. Все эти неприятности во многом связаны с новым министром иностранных дел – госпожой Йорико Кавагути. До Курил она занималась проблемами окружающей среды и в начале года даже не могла понять, о чем ей говорить с коллегой Игорем Ивановым. Однако госпожа министр быстро освоилась и заняла жесткую позицию в территориальном споре. В прошлую пятницу она наглядно продемонстрировала эту позицию, совершив осмотр Курильской гряды на вертолете. Это такая традиция у японских властей. Обычно оглядывание островов осуществляется с помощью бинокля или с вертолета, который летит по кромке японской зоны контроля. Такие акции должны символизировать, что Япония не отказывается от территориальных претензий к России. В апреле прошлого года вдоль Курил пролетел тогдашний премьер-министр Иосиро Мори. Его преемник Дзюнъитиро Коидзуми пока еще не сделал этого. Но наверняка сделает накануне своей следующей встречи с Владимиром Путиным. Предполагается, что она может состояться в октябре. Впрочем, японцы вряд ли чего-то ждут от этих переговоров. После вертолетного облета госпожи Кавагути российские информагентства немедленно распространили сообщение со ссылкой на Кремль: «Российская официальная позиция неизменна. Курилы – это наша территория. Слухи о том, что кто-нибудь что-нибудь будет кому-то передавать – это только слухи, не более того». 

Информация о работе Экономика Японии