Экономика труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:45, доклад

Краткое описание

Введение
Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.
В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы.
Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда.

Файлы: 1 файл

экономика труда.doc

— 24.50 Кб (Скачать)


                                         

 

Экономика труда

Введение
Объектом  изучения  экономики труда  является труд, т.е. целесообразная  деятельность  людей, направленная на создание  материальных благ и оказание услуг.
В реальной жизни  проблемы экономики труда  глубоко социализированы.
Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только  чисто трудовые экономические, но и социально-экономические  отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу  использования труда.

 

1.      Значение  труда в развитии  человека
Труд — вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Труд предполагает определенную общественную форму (человек — существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека — это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.
Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. 
Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

2.     
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда"
Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.
В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:
• творческий и репродуктивный (стереотипный), 
• физический и умственный, 
• простой и сложный, 
• исполнительный и организаторский (управленческий), 
• самоорганизованный и регламентированный.
Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.
В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата.
Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе.
Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении.
Во всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено в те или иные профессии, различающиеся функциями и используемыми при этом орудиями труда. 
Простой - это труд работника, не имеющего квалификации, т.е. неквалифицированный труд.
Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию т.е. квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником.
Каждый из этих видов трудов является  востребованным в  экономике любого государства. Существует  тесная взаимосвязь  между  видом труда, который  осуществляет человек  и уровнем его интеллектуального развития, если  это  касается  профессиональной деятельности человека. Как  правило, люди  с высоким уровнем  интеллекта  занимаются квалифицированным, сложным, творческим   трудом. Эти  люди  обладают  большим  объемом человеческого капитала, нежели  те  люди, которые занимаются  простым физическим  трудом. Хотя  мы все знаем, что  труд  шахтера или строителя  является не мене  важным  труда хирурга или  академика. 
Процесс накопления знаний, умений и навыков  является  процессом  накопления человеческого капитала. А  объем  этого  капитала  можно  считать критерием развития  человека. Получение знаний и навыков  является  большим трудом, который  человек осуществляет на протяжении всей своей жизни, поэтому можно сказать, что  человек развивается вся  свою жизнь. 
Даже  самые  незначительные достижения в любой сфере деятельности человека  происходят  как следствие  труда  людей.
На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить  эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем видоизменяются и совершенствуются сами.

 

 

Библиографический список
 1. Дворецкая Г.В., Экономика труда. - К., Высшая школа, 2003.
2. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 2004.

 



Информация о работе Экономика труда