Экономика социального и пенсионного обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в США в 30-х годах и постепенно распространилась в западной социологии для обозначения мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца .
Актуальность темы обусловлена тем, что процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты населения.

Оглавление

Введение 3
1.Пути преобразования системы социальной защиты населения России 4
1.1 Понятие и состояние системы социальной защиты населения в России 4
1.2 Пути совершенствования социальной защиты населения России 7
2. Экономика социального и пенсионного обеспечения 13
2.1 Экономические основы социального обеспечения 13
2.2 Экономические механизмы пенсионного обеспечения в России 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

экономика труда Пути преобразования системы социальной защиты населения России..doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Важнейшим элементом социальной защиты населения является пенсионное обеспечение граждан, которое является объектом острых дискуссий. Идет поиск решения проблем, связанных с повышением крайне низкого уровня пенсий, размером замещения утраченного заработка, несбалансированностью доходов и расходов внебюджетных социальных фондов, отсутствием гарантий сохранности накопительного компонента пенсий и т.д.

В настоящее время начался новый этап пенсионной реформы, которая отражает структурные преобразования в социальной политике государства. Реформирование пенсионной системы направлено на приведение системы социальной защиты граждан в соответствие с вызовами времени. Цель реформы – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Трехуровневая модель пенсионного обеспечения включает государственную трудовую пенсию, корпоративную часть и частные пенсионные накопления по инициативе и выбору самого работника.

Пенсионная реформа затронула интересы всего населения страны, включая молодежь. Правительство определило меры по развитию пенсионного страхования, которые стали результатом долгого поиска в области пенсионного возраста, увеличения трудового стажа, эффективности пенсионных накоплений, интенсивного развития корпоративных программ, направленных на рост благосостояния работающих, социальной ответственности бизнеса и т.д.

Планы Правительства на ближайшую перспективу не связаны с повышением пенсионного возраста, что является результатом острых дискуссий, основанных на показателе продолжительности жизни россиян.

Большое значение придается корпоративной пенсии, которая сегодня охватывает около 7 миллионов человек, а в перспективе должна стать доступной для большинства категорий населения общей численностью не менее 25 млн. работников. Организации разных форм собственности, имеющие такую возможность, уже реализовали корпоративную поддержку по медицинским и пенсионным программам. Наиболее успешно они используются в отраслях, связанных с добычей углеводородов, в металлургической промышленности  и банковской сфере, на железнодорожном транспорте. В компаниях работники при наступлении пенсионного возраста получают корпоративную пенсию, размер которой может составлять 40-60 % от государственной пенсии.

Социальная и экономическая справедливость корпоративной поддержки – отдельная тема для дискуссии. С одной стороны, корпоративная пенсия улучшает качество жизни получателей, поэтому данное направление пенсионной реформы можно признать правильным. Однако почти 40 % населения лишены такой возможности, и в первую очередь работники бюджетных учреждений. Природа экономических возможностей организаций, осуществляющих корпоративные выплаты, заключается в предоставлении ресурсов или оказании услуг, которые так или иначе были связаны с государственной собственностью, тогда как вновь создаваемые предприятия должны обеспечивать финансовые источники самостоятельно.

 Таким образом, рассмотренные изменения в социальной защите населения России отвечают ведущему вектору трансформации – сохранению солидарной системы при взаимной ответственности государства, работодателей и работников за благополучие в случае наступления социальных рисков. Страховой накопительно-инвестиционный механизм способен обеспечить достойную жизнь и старость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономика социального  и пенсионного обеспечения

2.1 Экономические основы  социального  обеспечения

 

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

«Как экономическая категория социальное обеспечение — это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан»2.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества, независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Ряд авторов конструируют понятие социального обеспечения в широком смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие социальное обеспечение и социальное страхование рассматривают как однопорядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в узком смысле, к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно отвечает статье 39 Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, образование, пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными делами и т.д.

С позиции широкого толкования понятия социального обеспечения в нею следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Но ведь каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией, мероприятиями и средствами. Так, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца обеспечивается различными формами социального обеспечения.

« Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т. е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Иначе говоря, различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и фонды денежных средств. Следовательно, для более широкого толкования социального обеспечения достаточных оснований не имеется»3.

Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию — мероприятия за счет средств фонда социального страхования.

В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета — военнослужащие начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.

Таким образом, нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.

Экономические источники социального обеспечения. Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают прибавочный продукт, другие связывают общественные фонды потребления с необходимым продуктом.

«Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат — предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы» 4. Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, свыше 37 млн. чел.

 

2.2 Экономические механизмы  пенсионного обеспечения в России

 

Одним из элементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями.  Пенсионная система России является составной частью государственного социального обеспечения. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», « Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №, «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.01 №173, Положении о Пенсионном фонде РФ. Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняют государственный бюджет и пенсионный фонд.

Известно две модели пенсионного обеспечения. Первая, когда пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений - работающих граждан и нетрудоспособной части населения. Система пенсионного обеспечения, которая характеризуется зависимостью демографической и экономической ситуациями в стране, является распределительной. Другая модель основывается на накопительном принципе: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную пенсионную компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Такая модель является накопительной.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системы, был сделан в 1991 году, когда был создан Пенсионный фонд Российской Федерации. ПФ является государственным социальным внебюджетным фондом.

Пенсионный фонд представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система ПФ включает центральный аппарат, региональные отделения и пункты уполномоченных.

Первоочередной задачей ПФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Это означает создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого ПФ выполняет следующие функции:

-собирает страховые взносы от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами;

-взыскивает с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

-капитализирует свои средства;

-контролирует с налоговыми органами своевременное и полное поступление страховых взносов;

-проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников;

-финансирует выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по случаю потери кормильца.

В настоящее время средства ПФ формируются за счет следующих источников:

-страховые взносы ,

-средства ФБ, направленные через ПФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий (например, пенсии военнослужащим);

-средства государственного фонда социального страхования.

Страховые взносы поступают от плательщиков: работодателей и самозанятого населения. Федеральный бюджет направляет средства на выплату пенсий военнослужащим, гражданам, пострадавшим вследствие радиационных аварий, социальных пенсий, надбавок к пенсиям участников ВОВ, на покрытие расходов по доставке и пересылке пенсий. Фонд социального страхования перечисляет средства на выплату пенсий вследствие трудового увечья. Государственные службы занятости населения направляют средства на выплату

пенсий тем безработным гражданам, которые имеют право оформить пенсию по старости раньше установленного возраста.

Назначением пенсий до недавнего времени занимались органы социальной защиты населения, а в настоящее время - отделы назначения и выплаты пенсий входят в структуру региональных отделений ПФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальная защита населения - это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения   всех членов общества

Новая социальная политика в РФ означает отказ от патернализма, жесткого регулирования поведения человека в социальной сфере, переход к страховой форме социальной защиты населения, предполагающей непосредственное участие в формировании финансовой базы социального обеспечения не только государства, но и работодателей, работников, повышение их ответственности за решение социальных проблем.

Как экономическая категория социальное обеспечение — это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации - это государственный внебюджетный фонд, находящийся в собственности Российской Федерации, образованный в целях пенсионного обеспечения населения.

Информация о работе Экономика социального и пенсионного обеспечения