Экономика России во второй половине XIX

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:41, реферат

Краткое описание

Становление капиталистической экономики в России началось после отмены крепостного права. Крымская война (1853–1856), на ведение которой было израсходовано 528 млн руб., показала, что основным тормозом экономического .и социально-политического развития является крепостное право. Государственный долг на январь 1862 г. составлял 2492,9 млн руб. по сравнению с 732,2 млн руб. на январь 1853 г. В таких непростых условиях начался переход экономики к капитализму.
19 февраля 1861 г. Александром II было подписано «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Оно включало 17 законодательных актов. По Манифесту крестьяне получали личную свободу и освобождались с

Файлы: 1 файл

Экономика России во второй половине XIX.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     После отмены крепостного права министром  финансов был назначен М.Х. Рейтерн (1862-1878). Им была подготовлена долгосрочная программа экономического развития России. Она основывалась на принципе смешанной экономики и предусматривала сочетание государственных и частных интересов под патронажем Министерства финансов и Государственного банка. Важное значение министр финансов придавал преодолению денежного кризиса и восстановлению ценности рубля. С этой целью Министерство финансов ограничило внешние заимствования, лимитировало вывоз капиталов за границу, уменьшило правительственные расходы, проводило операции по закупке золота и серебра. Особое внимание уделялось широкому привлечению иностранного капитала, поскольку дефицит свободных денежных средств сдерживал промышленное развитие. На это была направлена таможенная политика, обеспечивавшая защиту развивавшейся отечественной промышленности и способствовавшая притоку иностранного капитала. Правила о концессиях, разработанные министерством, позволили привлечь иностранный капитал к реализации российских проектов.

     Во  время кризиса начала 1880-х гг. Министерство финансов возглавил видный ученый-экономист, либеральный публицист Н.Х. Бунге (1881 — 1886). Став министром финансов, он сосредоточил усилия на создании необходимых предпосылок для нормализации денежного обращения. Однако дефицит государственного бюджета ему преодолеть не удалось. Как и раньше, покрытие осуществлялось за счет внешних и внутренних займов. На 1 января 1887 г. государственный долг достиг 6.5 млрд. руб. В конце 1886 г. Бунге оставил пост министра финансов. К этому времени в общей форме сложилась концепция будущей денежной реформы, сущность которой заключалась в девальвации рубля и переходе на золотую валюту.

     В 1887 г. министром финансов был назначен известный ученый, опытный биржевик и руководитель нескольких акционерных  обществ И.А. Вышнеградский (1887—1892). Программа нового министра финансов предусматривала расширение государственного вмешательства в экономику, рост косвенных налогов. Большое значение в обеспечении активного платежного баланса Вышнеградский придавал иностранному капиталу. В 1889—1891 гг. Министерство финансов осуществило пять займов на сумму 425,1 млн. золотых рублей. Эти меры позволили активизировать платежный баланс и ускорить накопление золотого запаса с 273,7 млн. руб. в 1888 г. до 581,5 млн. руб. в 1893 г. К 1891 г. Министерство финансов сочло возможным начать проведение денежной реформы. Однако неурожай 1891 — 1892 гг. отсрочил ее осуществление.

     В 1892 г. пост министра финансов занял  СЮ. Витте (1892-1903). Он продолжил претворение  в жизнь программ хозяйственного развития своих предшественников. Его экономическая программа была направлена на достижение Россией полной экономической независимости. Активная роль в этом процессе отводилась государству. По мнению Витте, поощрение отечественной промышленности и сельского хозяйства являлось важнейшей задачей государственных финансов и всей кредитной системы страны. В индустриализации Витте видел основу экономической и политической стабильности.

     Для достижения поставленных целей программа  предусматривала увеличение инвестиций в промышленность, расширение промышленного кредита, стимулирование частного предпринимательства, улучшение торгового и платежного балансов, развитие сети общего и профессионального образования и т.д. Учитывая, что внутренних источников финансирования индустриализации было недостаточно, программа предусматривала широкое привлечение иностранного капитала и обеспечение гарантий иностранным инвесторам.

     Узловым пунктом экономической программы  стало проведение денежной реформы. Добиться положительных результатов, по мнению Витте, можно было лишь в том случае, если денежная система будет обладать надежностью и стабильностью. Ее устойчивость должен был обеспечить монометаллизм — введение в обращение золота. Для увеличения золотого запаса были получены иностранные кредиты, введены высокие косвенные налоги на товары повседневного спроса, увеличен экспорт хлеба, подняты поземельный налог и гербовый сбор, доходы от которого составили около 1,5 млрд. руб. В 1895 г. была введена винная монополия. Ежегодные поступления в казну выросли на 340 млн. руб. В 1897 г. был принят Закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Россия перешла к системе золотого стандарта, которая существовала до Первой мировой войны.

     В августе 1903 г. Витте был назначен председателем Комитета министров, а министром финансов — В.Н. Коковцев (1904—1914). После убийства Столыпина (1911) Коковцев совмещал должность министра финансов с постом председателя Совета министров.

     Экономическая политика этого периода включала: традиционное покровительство промышленности; меры по развитию сельского хозяйства для расширения внутреннего рынка; ограничение государственного сектора экономики и поощрение частного предпринимательства; достижение бездефицитного бюджета и обеспечение стабильности финансовой системы; привлечение иностранных капиталов; развитие внешнеторговой деятельности.

     Максимум  усилий Коковцев прилагал для сохранения устойчивости финансов в условиях политической нестабильности. Русско-японская война (1904—1905) и революция (1905—1907) негативно  отразились на состоянии всей экономики, но созданный ранее экономический потенциал и деятельность министра финансов Коковцева позволили не допустить девальвации и стабилизировать систему денежного обращения. Придерживаясь жесткой эмиссионной политики, правительство обеспечивало устойчивый курс русских ценных бумаг, что вызывало доверие иностранных инвесторов. Такая политика способствовала мощному притоку иностранного капитала в российскую экономику как в форме займов для поддержания золотого обращения, так и в акционерной форме.

     Итоги. За 1861 —1913 гг. Россия достаточно быстро прошла этап индустриального развития, заняв достойное место в пятерке  экономически развитых стран мира. При этом необходимо иметь в виду, что только 35 лет экономика России развивалась в условиях, обеспечивающих нормальный воспроизводственный процесс. Остальное же время пришлось на войны, кризис и революционные потрясения.

     Развитие  капитализма в России имело свои особенности. Она позже других стран  вступила на путь капиталистического развития. Однако для нее характерны более высокие темпы и уровень концентрации промышленного производства. Немаловажным являлось использование Россией технологии и опыта высокоразвитых индустриальных стран и иностранных инвестиций. Особенность России состояла в том, что в ней в большей степени, чем в других странах, проводилось государственное регулирование экономической жизни. В пореформенный период шли процессы не только «развития капитализма снизу», но и «насаждения капитализма сверху». Она имела возможность развиваться «вширь», т.е. распространяться на слабо освоенные окраины. Данное обстоятельство сдерживало процесс «развития капитализма вглубь» на уже освоенной территории, но в перспективе создавало более широкую базу для его дальнейшего роста. Темпы и степень развития и роста в различных отраслях экономики были неодинаковыми. Выше они были в промышленности, ниже — в сельском хозяйстве, где продолжали сохраняться докапиталистические и даже патриархальные формы. Да и в промышленной сфере можно говорить о становлении капитализма лишь применительно к крупному и среднему производству. Сохранялись различные виды докапиталистической промышленности — мелкое товарное производство, домашние промыслы, ремесла. Таким образом, экономика России оставалась многоукладной, т.е. наряду с современными формами капитализма в ней существовало как мелкотоварное, так и патриархальное производство.

     Экономика России накануне и  в условиях Первой мировой войны

     С начала XX в. оформляются новые экономические  тенденции, выразившиеся в монополизации хозяйственной жизни. В России перед Первой мировой войной насчитывалось до 150—200 монополистических объединений, 52% всех банковских капиталов сосредоточивалось в семи крупнейших банках страны, 54% всего промышленного пролетариата было занято на крупных предприятиях с количеством рабочих более 500 человек, а таких предприятий было всего 5% от общего количества существовавших в стране. Формировавшаяся монополистическая буржуазия стремилась использовать силу государства для наиболее полной реализации своих экономических интересов. В этот период началось активное сближение государства и монополий, что привело накануне мировой войны к появлению государственного монополизма, или государственно-монополистического капитализма. Вступление в Первую мировую войну предопределило направленность его дальнейшего развития и коренные изменения в хозяйственном механизме в целом.

     Если  к 1914 г. государственное регулирование  приобрело определенность в отраслях, где влияние государства было традиционно велико (сахарное производство, железнодорожное строительство, транспортное машиностроение, военное судостроение), то в условиях натурализации хозяйства (сокращения сферы товарно-денежных отношений) неизбежным стало углубление государственного регулирования и расширение участия в нем монополистического капитала. Таким образом, государственное хозяйствование при сближении его с крупным бизнесом превратилось в прогрессирующую тенденцию дальнейшего экономического развития российского общества.

     Первая  мировая война для России имела далеко идущие экономические и социально-политические последствия. Война потребовала концентрации всех сил страны для победы. Военные расходы были чрезвычайно велики. Каждый день войны в 1914г. обходился в среднем в 10 млн. руб., в 1915 г. — примерно в 24 млн., в 1916 г. — приблизительно в 40 млн., а в 1917 г. -в 50—65 млн. руб.

     К 1917 г. на нужды фронта работало (производило  вооружение) 2018 тыс. человек из 2443 тыс. рабочих промышленности, или 86%. Большинство  гражданских предприятий стало  производить военную продукцию и обслуживать нужды армии. Уже к концу 1914г. на военную службу было призвано 6,5 млн. человек, а через два года число мобилизованных достигло 16 млн. человек. В ходе боев погибло и умерло от ран около 1Л5 млн. солдат, около 2 млн. было ранено и почти 1 млн. оказался в плену.

     Вступление  России в военные действия означало смену экономических приоритетов, что нашло выражение в изменении  соотношения темпов развития отраслей и секторов хозяйства. Общий рост производства промышленной продукции обеспечивался за счет отраслей, работавших на оборону (1913 г. = 100%): 1914г. - 106, 1915 г. - 191, 1916 г. - 267,8 и 1917 г. - 168,8%. В прочих отраслях производство сокращалось (1913 г. = 100%): 1915г. - 94; 1916 г.- 84, 1917 г. - 53,8%.

     Главными  проблемами, определившими характер экономической политики, стали транспорт, топливо, продовольствие, трудовые ресурсы, финансы.

     По  железным дорогам перевозилась большая  часть грузов. С началом войны  железнодорожное строительство, не прекращавшееся со второй половины XIX в., еще более расширилось. В 1916 г. было сдано в эксплуатацию 4193 км железнодорожных путей, а всего за годы войны — около 10 тыс. км.

     Большие работы проводились по завершению строительства  Сибирской магистрали на европейской  части страны. Было сооружено несколько железных дорог на Урале, в Средней Азии; вошли в строй линии Петербург — Мурманск, Вологда — Архангельск.

     Тем не менее, транспорт представлял  собой узкое место в экономике  страны. Осложняло работу железных дорог несколько обстоятельств.

     Во-первых, западная часть страны с ее более  густой железнодорожной сетью была оккупирована, изменились направленность и объемы грузопотоков. Дороги, загруженные  военными перевозками, не справлялись  с подвозом из Сибири и других окраинных  районов продовольствия и сырья.

     Во-вторых, в условиях войны резко обострилась  проблема технического обеспечения  подвижным составом. Из бывших в 1914 г. 20 057 российских локомотивов в 1915 г., несмотря на ввод 800 новых, в рабочем  состоянии находилось только 16 500. Железной дороге не хватало, по меньшей мере, 2 тыс. паровозов и 80 тыс. вагонов. Россия почти полностью зависела от английских поставок паровозных двигателей, которые прекратились с началом войны. Ремонт же осложнялся нехваткой квалифицированных кадров, мобилизованных в действующую армию. Положение усугублялось недостатком топлива, взяточничеством на транспорте и бесхозяйственностью администрации железных дорог.

     Работа  транспорта оказалась неразрывно связана  с топливной проблемой.

     С декабря 1916 г. началось уменьшение добычи угля в Донбассе: за три месяца оно составило 17%. Но железные дорога не смогли обеспечить перевозку и добываемого угля. Так, общее выполнение нарядов на вывоз донецкого топлива составило во второй половине 1916 г. только 66,4% против 74,7% в первой половине того же года. В феврале 1917г. вывоз добытого угля составлял 53,7% (89,3 млн. пудов при норме 166,3 млн. пудов). Компенсировать нехватку угля в определенной степени могли «заменители» — торф (особенно в Центральном районе) и дрова. Но и здесь вставала проблема их транспортировки до железнодорожных магистралей либо до рек, но не хватало лошадей.

     В конце 1916 г. из-за недостатка угля и  нефти начали закрываться заводы. Многие предприятия работали не на полную мощность. В Петрограде из 73 предприятий, простаивавших в декабре 1916 г., 39 закрылись из-за отсутствия топлива и 11 — в связи с прекращением подачи электроэнергии, вызванным нехваткой топлива на электростанциях.

     Напряженное положение создалось с продовольственным  снабжением армии и промышленных центров.

     С хлебом в стране сложилась парадоксальная ситуация: происходило неуклонное нарастание продовольственного кризиса при  фактическом избытке ресурсов.

     Резкое  сокращение экспорта хлеба с началом  военных действий и уменьшение потребления (оккупация ряда районов и сокращение населения) сформировали резерв примерно в 1 млрд. пудов, что в немалой степени обнадеживало правительство. Избыток хлеба был и в Сибири, где за годы войны посевные площади возросли, и в черноземных губерниях Европейской России — более 0,5 млрд. пудов. Одновременно в нечерноземных губерниях недоставало около 270 млн. пудов.

Информация о работе Экономика России во второй половине XIX