Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:11, реферат
С каждым годом интерес к проблемам экологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведь на данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а о выживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняют бездумно на мой взгляд, преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматься что жизнь и здоровье человека - показатель, характеризующий среду его обитания.
В работе рассматривается тема «Типы экономических стратеги природопользования».
Введение………………………………………………………………..…….3
1. Типы экономических стратегий природопользования……………...5
1.1 Принципы экономической стратегии природопользования…….…..5
1.2 Три типа экономических стратегий природопользования……….….7
2. Влияния выбора цели развития секторов/комплексов на формирование экономической стратегии природопользования……………………………………………………………9
2.1. Комбинирования типов экономических стратегий природопользования…………………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………….15
Библиографический список…………………….……………………….17
Из
сказанного выше логично вытекает второй
сформулированный принцип — невозможность
создания локального экономического механизма
природопользования, действующего только
на первых этапах природно-продуктовой
вертикали (цепочки) и в отрыве от механизмов,
регулирующих процессы дальнейшей переработки
природного вещества и получения готового
продукта. Таким образом, нужна единая
логика в формировании экономического
механизма для всей природно-продуктовой
вертикали, соединяющей первичные природные
ресурсы с конечной продукцией или услугами,
получаемыми на основе этих ресурсов.
2.1 Комбинирования типов экономических стратегий природопользования
Механизм
природопользования (в узком смысле)
должен стать частью общего механизма,
регулирующего функционирование отдельных
производств в природно-
Принимая во внимание возможность сопряженности механизмов природопользования для различных комплексов, можно использовать возможности комбинирования этих типов. Например, формирующийся экономический механизм природопользования в топливно-энергетическом комплексе сейчас можно охарактеризовать как компенсирующий. Между тем учет реалий развития агропромышленного комплекса позволяет сделать этот механизм гораздо более жестким, подавляющим.
В настоящее время возможно значительное уменьшение экологической нагрузки в регионах, где добываются энергетические ресурсы, за счет изменения экспортной политики. С позиций снижения экологической нагрузки и экономической выгоды гораздо эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширять добычу топливно-энергетических ресурсов для вынужденного экспорта в целях стабилизации внутреннего рынка продовольствия. Такая добыча требует всевозрастающих затрат и приводит к тяжелым экологическим деформациям.
В этих целях необходимо предусмотреть существенное изменение общих экономических механизмов как в отдельных комплексах, так и между ними. В частности, с помощью рыночных инструментов, государственного регулирования и поддержки возможна определенная стабилизация развития топливно-энергетического комплекса при одновременном стимулировании развития инфраструктуры и перерабатывающей промышленности в агропромышленном комплексе, что позволит резко уменьшить потери продовольствия. Такое ресурсосберегающее изменение структуры экономики позволит уменьшить объемы экспорта топливно-энергетических ресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.
Таким образом, и экономический механизм природопользования в топливно-энергетическом комплексе может стать гораздо более жестким в экологическом отношении. Одновременно развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности позволяет сделать более жестким и экономический механизм природопользования в агропромышленном комплексе, ориентировать его на сокращение использования земельных и водных ресурсов.
На этом примере хорошо видно, как развитие инфраструктуры и перерабатывающей промышленности дает, с одной стороны, большой внутренний экономический и экологический эффект в агропромышленном комплексе, а с другой - значительный положительный внешний, экстернальный эффект с точки зрения уменьшения общественных издержек на охрану природы и издержек в топливно-энергетическом комплексе.
В
данном случае хорошо видно значение
учета регионального фактора
в экономическом механизме
В этих условиях представляются малоэффективными попытки создания чисто региональных программ по выходу из экологических кризисов для отдельных территорий, распыление финансовых и материальных ресурсов. Преодоление экологических кризисов требует изменения развития как различных комплексов/секторов, так и регионов, а также согласованных эколого-экономических программ, ориентированных на экологическую стабилизацию и устойчивое развитие, что соответственно требует и сопряженных, связанных между собой экономических механизмов природопользования.
В качестве примера включения экономической стратегии природопользования в общий механизм, охватывающий всю природно-продуктовую вертикаль, его согласования с «послеприродными» механизмами и ориентацией на конечные результаты можно привести возможное построение системы налогов для природно-продуктовой вертикали для жесткого механизма природопользования.
Налоговая
система должна быть устроена таким
образом, чтобы на первых этапах природно-продуктовой
вертикали налоги были максимальными
(для «подавления» природоэксплуатирующей
деятельности), и они должны убывать по
мере приближения к стадии конечной продукции
(для стимулирования высокотехнологичных,
инфраструктурных, перерабатывающих и
обрабатывающих отраслей).
Заключение
Эффективная
концепция рационализации природопользования
и соответствующих
В общем, виде можно выделить три типа экономических стратегий природопользования:
1) компенсирующий (либеральный в экологическом отношении);
2) стимулирующий (либеральный в экологическом отношении);
3)
жесткий, подавляющий и
Экономическая стратегия природопользования должна быть встроена в экономическую систему, а не представлять собой разрозненный набор мер и инструментов, направленных на решение тех или иных экологических проблем. Рыночный характер этой стратегии предполагает регулирующую роль государства, в функции которого входит установление основных направлений, параметров и порядка его применения. Среди основных элементов формирующегося сегодня механизма природопользования можно выделить разработку системы экономических и организационных инструментов природоохранной деятельности, введение платности природопользования и создание рынка природных ресурсов, изменение финансирования природоохранных мероприятий, создание алгоритма реализации крупных государственных и региональных экологических программ.
В заключении необходимо отметить, что все эти направления с различной степенью разработанности применяются в настоящее время в экономике России. Однако целостной экономической стратегии природопользования пока не существует.
Библиографический список