Экономика и управление народным хозяйством

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:46, методичка

Краткое описание

Данное издание содержит программу вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (региональная экономика), вопросы для подготовки к вступительному экзамену, примерную структуру экзаменационного билета, методические рекомендации по написанию вступительного реферата, их примерную тематику и список рекомендуемой для подготовки к экзамену литературы.

Файлы: 1 файл

Программа вступительного экзамена новый вариант.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Проблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность  государственного управления в территориальном  аспекте.

Показатели экономического роста в регионе и их взаимосвязь с системой социальных индикаторов. Показатели, отражающие воспроизводственный подход к управлению: валовой региональный продукт, чистая продукция региона, использованный национальный доход, конечная продукция региона, необходимый и прибавочный продукт, показатели эффективности регионального воспроизводственного процесса.

Основные факторы, определяющие экономический  рост: количество и качество природных  ресурсов, количество и качество трудовых ресурсов, объем основного капитала, уровень технологий (факторы предложения), степень полноты и использования ресурсов, рациональное распределение ресурсов с целью получения максимального экономического эффекта (факторы спроса).

Измерители экономического роста  на региональном уровне: темпы роста или прироста реального валового регионального продукта (ВРП) - аналога ВВП.

Степень корреляции экономических  и социальных показателей.

3.4.Экономические  зоны и районы России

Территориальная структура национальной экономики, ее природная и историческая обусловленность. Отраслевые и территориальные пропорции экономики, тенденции их изменения. Социально-экономическая характеристика главных экономических зон: Западной (европейская часть страны, включая Урал), Восточной (Сибирь и Дальний Восток), зоны Российского Севера. Экономические макрорегионы: Центральная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Урало-Поволжье, Сибирь, Дальний Восток, их природные и социально-экономические особенности.

Комплексная социально-экономическая  характеристика крупных экономических районов России: Северного, Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного, Северо-Кавказского, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного и Калининградской области (роль в экономике страны, население и расселение, региональная демографическая ситуация, природно-ресурсный потенциал, территориально-хозяйственный комплекс, отрасли рыночной специализации, внешнеэкономические связи, экология, внутренние территориальные различия).

Вопросы для подготовки к вступительному экзамену

  1. Исторические этапы развития региональной науки. Отечественная и зарубежные школы региональных исследований.
  2. Предмет, задачи и методы региональной экономики, ее место в системе экономических наук.
  3. Основные понятия и категории региональной экономики, дискуссионный характер их определения.
  4. Понятие экономического пространства, его качество. Регион как часть экономического пространства.
  5. Закономерности, принципы, факторы и основные теории размещения производительных сил.
  6. Современные направления развития теорий региональной экономики. Теория полюсов роста и др.
  7. Объективные предпосылки и факторы регионального развития.
  8. Природные ресурсы как фактор экономического роста. Экономическая оценка и проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала регионов России.
  9. Трудовые ресурсы как фактор регионального развития. Региональные рынки труда: порайонные различия в условиях их формирования и функционирования, проблемы развития.
  10. Инфраструктурный потенциал российских регионов, его сравнительный анализ и оценка. Региональная инфраструктура рынка.
  11. Роль инвестиционной деятельности в региональном развитии. Понятие инвестиционного климата региона. Инвестиционный потенциал России и её регионов. Структура инвестиций.
  12. Методы регионального анализа и моделирование региональной экономики.
  13. Статистическая база регионального анализа. Показатели оценки уровня социально-экономического развития региона.
  14. Комплексное развитие и рыночная специализация хозяйства экономических районов и регионов России. Показатели уровня отраслевой специализации.
  15. Единое экономическое пространство страны и проблемы его формирования. Неоднородность экономического пространства и пути ее преодоления.
  16. Формы пространственной организации экономики: особенности их формирования, функционирования и развития.
  17. Мониторинг экономического и социального развития регионов. Региональная диагностика, ее задачи и методы.
  18. Типологический подход в региональных исследованиях. Типология регионов России по уровню социально-экономического развития. Проблемные регионы.
  19. Региональная политика: её содержание, направления, объективные предпосылки и экономические инструменты реализации. Зарубежный опыт.
  20. Экономическое районирование как метод управления региональным развитием. Основные положения теории экономического районирования.
  21. Стратегическое планирование и прогнозирование регионального развития. Федеральные программы регионального развития, принципы их разработки и реализации.
  22. Территории с особым экономическим статусом как инструмент региональной экономической политики.
  23. Понятие регионального рынка, его экономическая сущность и значение в региональном воспроизводственном процессе. Система региональных рынков.
  24. Региональная социальная политика и ее эффективность. Показатели экономического роста и их влияние на уровень жизни населения в регионах. Инструменты государственного регулирования социальной сферы на региональном уровне.
  25. Отраслевые и территориальные пропорции национальной экономики, тенденции их изменения. Сравнительная характеристика Западной и Восточной экономических зон страны по основным макроэкономическим показателям.
  26. Современные тенденции и проблемы размещения и развития отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы.
  27. Северо-Западный федеральный округ (Северный и Северо-Западный экономические районы, Калининградская область): особенности и проблемы социально-экономического развития.
  28. Центральный федеральный округ (Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы): особенности и проблемы социально-экономического развития.
  29. Приволжский федеральный округ (Волго-Вятский и Поволжский экономические районы): особенности и проблемы социально-экономического развития.
  30. Южный федеральный округ (Северо-Кавказский экономический район): особенности и проблемы социально-экономического развития).
  31. Уральский федеральный округ (Уральский экономический район): особенности и проблемы социально-экономического развития.
  32. Сибирский федеральный округ: сравнительная социально-экономическая характеристика Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.
  33. Дальневосточный федеральный округ (Дальневосточный экономический район): особенности и проблемы социально-экономического развития.
  34. Экономическая зона Севера России: особенности организации хозяйственной деятельности и эколого-экономические проблемы развития.
  35. Территориальное разделение труда и межрегиональные хозяйственные связи. Роль транспорта в осуществлении внутри- и межрайонного обмена.

Примерная структура экзаменационного Билета

ФИНАКАДЕМИЯ

 

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.00.05

«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ» (РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

 

  1. Современные направления развития теорий региональной экономики.
  2. Единое экономическое пространство страны и проблемы его формирования. Неоднородность экономического пространства и пути ее преодоления.
  3. Уральский федеральный округ (Уральский экономический район): особенности и проблемы социально-экономического развития.

 

 

Зав. кафедрой «Региональная экономика»                           _____________

 

«____» ____________ 2009 г.

 

рекомендации по выбору темы вступительного реферата и кандидатской диссертации

Соискатель самостоятельно выбирает тему вступительного реферата, которая должна отражать направление будущего диссертационного исследования. План вступительного реферата должен содержать основную идею темы, структуру и логику изложения. Его составление определяет направленность работы, актуальность, проблемность, исследовательский характер.

Предложенные ниже (см. с. 18) темы вступительного реферата не являются обязательными и носят ориентировочный характер. Соискатель должен выполнить вступительный реферат по теме, раскрывающей суть его предстоящего диссертационного исследования в целом или его части. Вот почему тему вступительного реферата самостоятельно выбирает, формирует и реализует сам соискатель.

Выбор темы диссертации имеет исключительно важное значение. При выборе темы необходимо учитывать общий стаж работы в избранной области знания, наличие творческих идей, опыт выступления в научных кружках или на семинарах с научными сообщениями и т.п. При выборе темы диссертации целесообразно: 1) предварительно просмотреть в библиотеке каталог защищенных диссертаций (авторефератов) и ознакомиться с уже выполненными работами; 2) продумать возможность пересмотра известных научных решений с точки зрения современных методов познания, новых теоретических позиций, исследования новых, существенных факторов, потребностей теории и практики функционирования экономики.

Помощь в выборе темы может также оказать ознакомление с аналитическими обзорами и научными статьями в периодической печати; консультации со специалистами-учеными и практиками, в ходе которых можно выявить значимые проблемы и вопросы в области региональной экономики, еще не решенные и недостаточно изученные в теоретическом плане. 

Требования к содержанию и оформлению вступительного реферата

Поступающие в аспирантуру представляют реферат: а) на одну из тем, содержащихся в рекомендательном перечне (см. с. 18); б) или по самостоятельно выбранной теме, согласованной с кафедрой и по тематике, отвечающей профилю специальности.

Вместо вступительного реферата могут  быть представлены публикации автора. Эти публикации должны содержать  разработку научных положений в  области проблемы, относящейся к  профилю специальности. Могут быть представлены одна или несколько  публикаций в любых изданиях, включая статьи в журналах и сборников научных трудов вузов и НИИ. Если представляется несколько публикаций, то хотя бы одна из них ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть выполнена без соавторов. Учебные или методические работы в качестве вступительных рефератов принимаются только в том случае, если они имеют грифы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Автор должен показать свои знания по избранной теме, как по сути рассматриваемой проблемы, так и по методологии ее разработки. Одновременно следует отразить свой собственный опыт, полученный в процессе работы в государственных, муниципальных, коммерческих организациях, а также желательно отразить зарубежный опыт в данной области исследования и практики. Главным при оценке реферата является его научный уровень, эрудиция автора в исследуемой проблеме, умение обобщать и анализировать литературные источники, статистический материал, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Объем реферата  от 25 до 30 страниц  текста 14 шрифтом через 1,5 интервала, поля – 2 см. Сверх этого объема  представляется список использованной литературы и приложения.

В реферате выделяются: введение, три  раздела: 1 - общетеоретический, 2 - анализ имеющегося опыта в области, связанной  с темой реферата, 3 - выводы и предложения, заключение. В конце реферата указывается список использованной литературы, а при необходимости включается и приложение.


Во введении отражается актуальность темы исследования, цели и задачи работы, основные вопросы рассматриваемой проблемы.

В первом разделе дается краткая характеристика теоретических и методологических аспектов темы реферата, указываются объекты исследования, источники информации, дается критический разбор трактовок, имеющихся в научной литературе, определяется позиция автора реферата.

Во втором разделе освещаются практические аспекты проблемы управления, связанной с темой реферата, выделяются позитивные и негативные аспекты отечественной и зарубежной практики. Второй раздел должен выявить способности и навыки автора в части самостоятельной научной деятельности. Он должен по объему составлять до 2/3 всего реферата.

В третьем разделе (объемом до 5 стр.) формулируются предложения  вытекающие из второго раздела. Анализируются  сложившиеся тенденции, разрабатываются  прогнозы.

В заключении обобщаются и излагаются в краткой форме выводы, следующие из анализа исследуемых в работе проблем. В заключении не должно содержаться новых моментов, не рассмотренных в основной части работы. Объем заключения – 2-3 стр.

Список литературы, используемый при  подготовке реферата, должен включать не менее 10-15 источников и располагаться в следующем порядке:

 1)Законы Российской Федерации (в очередности от последнего года к предыдущему). 2). Указы Президента Российской Федерации (в той же последовательности). 3). Постановления Правительства Российской Федерации (в той же очередности). 4). Нормативные акты, инструкции, методические рекомендации. 5). Научные монографии, статьи и учебная литература. 6) Ресурсы Интернета.

Рецензент представляет в отдел  аспирантуры письменное заключение по реферату (в 2-х экземплярах с оценкой реферата по четырех балльной системе) и делает выводы о возможности допуска автора к поступлению в аспирантуру. Объем заключения до 2 страниц машинописного текста. Рецензент отмечает: уровень общетеоретических и специальных знаний автора по проблемам специальности; элементы новизны в тексте реферата (особенно в 3-ем разделе); степень самостоятельности автора в обобщении, анализе, в вы работке рекомендаций; полноту использования информации; обоснованность выводов и предложений; уровень оформления реферата, стиль изложения. Отрицательные заключения должны иметь детальную обоснованную мотивировку с указанием конкретных недостатков.

Реферат, оцененный положительно, защищается автором перед комиссией, назначаемой ректоратом. Публикации рецензируются и защищаются также как и вступительный реферат. При защите устанавливается степень самостоятельности написания реферата статьи или статей автором, уровень владения изложенным материалом; могут задаваться вопросы по использованной автором литературе.

По результатам защиты реферата (статьи/ей) выставляется комплексная оценка, которая сообщается автору реферата.

Реферат (статья/и) оценивается по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Критерием оценки являются: степень глубины разработки проблемы, степень самостоятельности сделанных выводов и предложений, уровень научно-исследовательского подхода к решению проблемы, широта использования литературных и практических материалов, редакционное оформление.

Небрежно оформленный реферат, содержащий неисправленные опечатки и  ошибки, плохо отредактированный, оценивается  как неудовлетворительный, независимо от содержания и уровня раскрытия темы.

Примерный перечень тем вступительного реферата

  1. Развитие теории региональной науки, методы и инструментарии региональных исследований.
  2. Оценка природно-ресурсного потенциала России, его региональные особенности и проблемы рационального использования.
  3. Инфраструктурный фактор размещения производительных сил. Состав и проблемы развития инфраструктурного комплекса страны и регионов.
  4. Роль экологического фактора размещения производительных сил. Региональные эколого-экономические проблемы.
  5. Демографическая ситуация в России и регионах, проблемы воспроизводства и миграции населения.
  6. Экономически активное население и особенности его размещения. Проблемы формирования региональных рынков труда.
  7. Динамика геополитического и экономико-географического положения России и регионов, их влияние на миграционные и социально-экономические процессы.
  8. Современные проблемы совершенствования природопользования в регионах Российской Федерации.
  9. Природное и культурное наследие как фактор развития рационального природопользования и устойчивого хозяйствования в регионе.
  10. Рекреационная деятельность и особые рекреационно-туристские зоны как фактор регионального развития.
  11. Территориальная организация, особенности и проблемы развития отраслей промышленности и сельского хозяйства России (по выбору).
  12. Территориальные пропорции экономики России. Региональные сдвиги в развитии и трансформация хозяйства страны в условиях глобализации.
  13. Роль транспортного фактора в развитии и размещении производительных сил. Актуальные проблемы развития транспортного комплекса России и ее регионов.
  14. Региональные особенности и проблемы развития интеллектуальной инфраструктуры России.
  15. Особенности и проблемы развития рынка услуг (сервисных, финансовых, рекреационных, туристских и других) в России и регионах.
  16. Эволюция хозяйственно-культурных территориальных комплексов регионов.
  17. Развитие территориальной структуры хозяйства региона (города, промышленного узла, территориально-производственного комплекса).
  18. Актуальные проблемы формирования территориальных производственных кластеров.
  19. Актуальные проблемы региональной политики и экономического районирования России: отечественный и зарубежный опыт.
  20. Проблемы совершенствования экономического механизма и инструментов региональной политики.
  21. Типология регионов страны по уровню социально-экономического развития (регионы – развитые и депрессивные, «доноры» и «реципиенты» и др.).
  22. Направления и проблемы инвестиционной деятельности в России и ее регионах. Оценка инвестиционной привлекательности региона. Государственно-частное партнерство в инвестиционной сфере.
  23. Специализация и комплексное развитие экономического района (региона).
  24. Социально-экономическая характеристика и проблемы развития промышленного узла (по выбору).
  25. Региональные проблемы формирования рыночного хозяйства восточных районов России.
  26. Минерально-сырьевые ресурсы Сибири и развитие на их основе территориально-промышленных комплексов.
  27. Социально-экономическая характеристика (диагностика) региона (по выбору).
  28. Территориально-производственные комплексы (ТПК): их специализация и проблемы развития.
  29. Социально-экономические проблемы регионального развития и конкурентоспособность экономики региона (по выбору).
  30. Проблемы формирования единого экономического пространства в России, процессы экономической интеграции и дезинтеграции и их следствия.
  31. Экономическая зона Севера России: особенности природы и хозяйства, социально-экономические проблемы освоения новых территорий.
  32. Внешнеэкономические связи России и ее регионов.
  33. Особые экономические зоны России: размещение, специализация и проблемы развития.
  34. Проблемы совершенствования управления региональным хозяйственным комплексом.
  35. Региональные рынки, их формирование, функционирование и взаимодействие.

Информация о работе Экономика и управление народным хозяйством