Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:59, реферат
Цель: выявить особенности экономического устройства Индии в период феодальных отношений.
Задачи:
проанализировать имеющуюся литературу по истории и экономике феодальной Индии;
Введение 3
Зарождение Индийской цивилизации 5
Экономика раннефеодальных государств Индии. 7
Экономика Индии в период Делийского султаната (XI - XV вв.) 9
Экономика Индии в эпоху Монгольской империи (XVI - XVIII вв.) 12
Заключение 14
Список литературы: 15
Оглавление
Введение 3
Зарождение Индийской цивилизации 5
Экономика раннефеодальных государств Индии. 7
Экономика Индии в период Делийского султаната (XI - XV вв.) 9
Экономика Индии в эпоху Монгольской империи (XVI - XVIII вв.) 12
Заключение 14
Список литературы: 15
Переходя к анализу
экономического состояния Индии
в VI-XII веках, необходимо отметить, что
главным фактором, определявшим развитие
страны, была большая вместимость
экологической ниши. Обширные пространства
плодородных земель в сочетании
с исключительно продуктивной культурой
заливного риса обеспечивали возможность
для прокормления огромных масс населения.
В то же время, трудность освоения
тропических лесов до некоторой
степени оказывала существенное
влияние на формирование сплоченной
крестьянской общины. Другим важным фактором
индийской истории были вторжения
кочевников из Великой Степи. В результате
всего этого в Северной Индии
сформировалось сословное феодальное
общество с характерными для него
чертами раздробленности и
Темпы развития феодализма
в различных частях страны были неодинаковы,
поскольку племена и
Объектом исследования: феодальная экономика.
Предмет исследования: экономика феодальной Индии.
Цель: выявить особенности экономического устройства Индии в период феодальных отношений.
Задачи:
Индийская цивилизация сложилась в результате миграции обитавших на рубеже III–II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейских племен. Во II тысячелетии до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями. Высокий уровень материальной культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло – способствовали их успешному утверждению в долине Ганга.
Индоарии выше всего ценили собственную этническую общность. Религиозные нормы являлись для них чуть ли не единственным прочным связующим звеном. Итогом ужесточения этнической «стерильности» стало формирование системы варн (в переводе «вид», «разряд», «цвет»), а затем и каст. Три высшие варны – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшья), – генетически связанные с индоариями, считались почетными. Четвертая – шудр, – состоявшая из неимущих и неполноправных неариев была низшей варной. Сложившаяся система стала основой индийского общества, освященной непререкаемыми религиозными нормами, – человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит ей.
Арии, осевшие в Индии
и превратившиеся в оседлых земледельцев,
жили общинами, ставшими ячейкой индийского
общества. В общине долгое время
существовало коллективное землепользование.
Хотя пахотная земля делилась на наследственные
участки индивидуального
На свои средства община содержала нужных мастеров – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.п. Все работники получали за труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Подобное положение обеспечивало общине независимость, автономию, жизнеспособность. Община – это, по сути, административная самоуправляющаяся единица. При решении общинных дел голос имели лишь полноправные общинники–домохозяева, т.е. главы семейных групп. На общем собрании они выбирали руководство общины. Община своими силами разрешала внутренние споры и имела в распоряжении немалое количество санкций – от штрафа до изгнания из общины. Общинники обычно были сплочены в религиозно-культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность.
Для Древней Индии характерна
слабая политическая власть, неустойчивое
государство, аморфная политико-административная
структура, что объясняется, с одной
стороны, областным сепаратизмом и
отсутствием экономических
Вместе с тем государство обладало неписаным правом распоряжаться подчиненной территорией на правах собственника; индийские правители по своему усмотрению расходовали получаемые доходы – на собственные нужды, содержание воинов, чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов-брахманов.
Норма эксплуатации в Индии была сравнительно низкой – общины платили государству 1/6 урожая, такими же были и пошлины с городского населения, ремесленников и торговцев. Налоги государству община платила в целом, причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил продукты сельского хозяйства. Доля богатых при этом была большей. Налоги платили имущие, как в деревне, так и в городе.
Земледельцы выполняли ряд повинностей в пользу государства – содержали в сохранности мосты и дороги, обслуживали приезжавших в деревню должностных лиц, участвовали в строительных работах.[2]
Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год – хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами было просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшийся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей.
Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.
В эпоху раннефеодальных
государств система варн превратилась
в сложную, дробную и строго иерархически
организованную систему каст. Каста
(«джати», т.е. род) – это замкнутая
группа людей, обычно наследственно
занятых в определенной сфере
деятельности. Именно в касты консолидировались
мелкие специализированные группы внутри
старых варн, представители осевших
в Индии иноплеменников-
Принципиальным отличием каст было то, что они являлись корпорациями, т.е. имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, оказывала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и т.п. Кастовая система дожила до наших дней и продолжает существовать.
В IV–XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.
Для государства земля
– это территория, с населения
которой должна поступать определенная
сумма налогов. В Индии подавляющее
большинство пожалований носило
условный характер. Условные пожалования
предполагали уплату определенной суммы,
размер которой для каждой местности
определяли государственные чиновники.
В крестьянское распоряжение землей
индийский феодал не вмешивался. Поскольку
налог взимался только с обрабатываемой
площади, он стремился увеличить
пахотную землю, устанавливая в течение
ряда лет налоговые привилегии крестьянам,
поднимавшим целину, или поощряя
тех, кто засевал землю
Для землевладельца земля – это конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей, передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот участок земли он должен был вносить установленный налог–ренту государству или тому лицу, которому правитель передоверял право сбора налогов.[2]
С XI в. начинаются набеги на Индию турок-мусульман, сопровождающиеся грабежами сокровищ махараджей и храмов. В 1206 г. они захватили долины Джамны и Ганга.
В XIII в. на севере Индии утверждается
крупное мусульманское
Экономическое развитие Индии
в период султаната в значительной
мере продолжало тенденции предшествовавшей
эпохи. В XIII веке на севере страны продолжался
период первоначальной колонизации, для
этого времени характерны относительно
высокий уровень потребления
основной массы населения, рост населения,
рост посевных площадей, строительство
новых поселений, низкие цены на хлеб,
дороговизна рабочей силы, незначительное
развитие помещичьего землевладения,
аренды и ростовщичества, ограниченное
развитие городов и ремесел. Наиболее
характерным проявлением
Суть проведенных этим султаном реформ заключалась в попытке заменить индийские принципы землепользования на исламские. В фонд казны было конфисковано большое количество земель, воины были переведены на денежное и натуральное довольствие из казны, для чего цены на продукты питания под страхом суровых наказаний торговцев були строго регламентированы. Земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая, зерно свозилось в казенные амбары и в случае роста цен на рынке чиновники обязаны были из этих амбаров выбрасывать зерно на рынок.
Традиции исламского образа
жизни и экономики исламского
общества оказали существенное влияние
на Индию периода Делийского султаната.
Главными из них были: государственная
собственность на землю и абсолютная
слитность политического и
В период образования Делийского султаната была уничтожена собственность отдельных феодалов и вся земля передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась рента в форме государственного налога.
В привилегированном положении
оказалось мусульманское
Таким образом, принцип жесткой централизованной власти-собственности под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии.
С течением времени стала
усиливаться несовместимость
В стране постепенно начинают
развиваться торгово-денежные отношения.
В денежную форму была переведена
часть оброка. Но в основном товарно-денежные
отношения развивались в