Экономика Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:59, реферат

Краткое описание

Цель: выявить особенности экономического устройства Индии в период феодальных отношений.
Задачи:
проанализировать имеющуюся литературу по истории и экономике феодальной Индии;

Оглавление

Введение 3
Зарождение Индийской цивилизации 5
Экономика раннефеодальных государств Индии. 7
Экономика Индии в период Делийского султаната (XI - XV вв.) 9
Экономика Индии в эпоху Монгольской империи (XVI - XVIII вв.) 12
Заключение 14
Список литературы: 15

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.44 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение 3

Зарождение  Индийской цивилизации 5

Экономика раннефеодальных  государств Индии. 7

Экономика Индии  в период Делийского султаната (XI - XV вв.) 9

Экономика Индии  в эпоху Монгольской империи (XVI - XVIII вв.) 12

Заключение 14

Список литературы: 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переходя к анализу  экономического состояния Индии  в VI-XII веках, необходимо отметить, что  главным фактором, определявшим развитие страны, была большая вместимость  экологической ниши. Обширные пространства плодородных земель в сочетании  с исключительно продуктивной культурой  заливного риса обеспечивали возможность  для прокормления огромных масс населения. В то же время, трудность освоения тропических лесов до некоторой  степени оказывала существенное влияние на формирование сплоченной крестьянской общины. Другим важным фактором индийской истории были вторжения  кочевников из Великой Степи. В результате всего этого в Северной Индии  сформировалось сословное феодальное общество с характерными для него чертами раздробленности и феодальной анархии.

Темпы развития феодализма в различных частях страны были неодинаковы, поскольку племена и народности, населявшие Индию к VI в., находились на разных уровнях экономического развития и политическая власть на Севере и  Юге страны была неустойчива. Однако политическая неустойчивость страны никак  не нарушала устойчивого типа экономических  отношений. Это, прежде всего зависимость экономики от варново-кастовой системы, специфика индийской земледельческой общины и ее место в экономической структуре общества, специфика института власти. [1]

Объектом исследования: феодальная экономика.

Предмет исследования: экономика феодальной Индии.

Цель: выявить особенности экономического устройства Индии в период феодальных отношений.

Задачи:

  • проанализировать имеющуюся литературу по истории и экономике феодальной Индии;
  • проанализировать период зарождения Индийской цивилизации;
  • проанализировать экономическое положение Индии в период зарождения феодальных отношений;
  • проанализировать экономику Индии в XI – XV вв.;
  • проанализировать экономическое положение Индии в XVI – XVIII вв.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарождение Индийской цивилизации

 

Индийская цивилизация сложилась  в результате миграции обитавших  на рубеже III–II тысячелетий до н.э. в  районе Причерноморья и Прикаспия  индоевропейских племен. Во II тысячелетии  до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями. Высокий уровень материальной культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло – способствовали их успешному утверждению в долине Ганга.

Индоарии выше всего ценили собственную этническую общность. Религиозные  нормы являлись для них чуть ли не единственным прочным связующим  звеном. Итогом ужесточения этнической «стерильности» стало формирование системы варн (в переводе «вид», «разряд», «цвет»), а затем и каст. Три  высшие варны – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшья), – генетически связанные с  индоариями, считались почетными. Четвертая  – шудр, – состоявшая из неимущих и неполноправных неариев была низшей варной. Сложившаяся система стала  основой индийского общества, освященной непререкаемыми религиозными нормами, – человек рождается в своей  варне и навсегда принадлежит  ей.

Арии, осевшие в Индии  и превратившиеся в оседлых земледельцев, жили общинами, ставшими ячейкой индийского общества. В общине долгое время  существовало коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного  владения, все остальные угодья считались  коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы – очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог  или храмов, защита и охрана деревни  и ее имущества – выполнялись  совместно и считались делом  коллектива в целом.

На свои средства община содержала нужных мастеров – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.п. Все работники получали за труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Подобное положение обеспечивало общине независимость, автономию, жизнеспособность. Община – это, по сути, административная самоуправляющаяся единица. При решении общинных дел голос имели лишь полноправные общинники–домохозяева, т.е. главы семейных групп. На общем собрании они выбирали руководство общины. Община своими силами разрешала внутренние споры и имела в распоряжении немалое количество санкций – от штрафа до изгнания из общины. Общинники обычно были сплочены в религиозно-культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность.

Для Древней Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура, что объясняется, с одной  стороны, областным сепаратизмом и  отсутствием экономических связей между территориями, с другой –  кастовым строем, скреплявшим общину.

Вместе с тем государство  обладало неписаным правом распоряжаться  подчиненной территорией на правах собственника; индийские правители  по своему усмотрению расходовали получаемые доходы – на собственные нужды, содержание воинов, чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов-брахманов.

Норма эксплуатации в Индии  была сравнительно низкой – общины платили государству 1/6 урожая, такими же были и пошлины с городского населения, ремесленников и торговцев. Налоги государству община платила  в целом, причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил продукты сельского хозяйства. Доля богатых при этом была большей. Налоги платили имущие, как в деревне, так и в городе.

Земледельцы выполняли ряд  повинностей в пользу государства  – содержали в сохранности  мосты и дороги, обслуживали приезжавших  в деревню должностных лиц, участвовали  в строительных работах.[2]

Экономика раннефеодальных государств Индии.

Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год – хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых  местах на орошаемых землях можно  было собрать даже третий урожай. Основными  зерновыми культурами было просо  и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и  фруктов, сахарный тростник, масличные  культуры. Увеличилась запашка под  индиго, являвшийся самым распространенным красителем тканей, а также посадка  тутовых деревьев для питания  шелковичных червей.

Правители раннефеодальных  государств (Гупт, Харш) раздавали земли  в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в  аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство  не разрешало.

В эпоху раннефеодальных  государств система варн превратилась в сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста («джати», т.е. род) – это замкнутая  группа людей, обычно наследственно  занятых в определенной сфере  деятельности. Именно в касты консолидировались  мелкие специализированные группы внутри старых варн, представители осевших  в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. На смену  четырем древним варнам пришла система  из многих сотен и даже тысяч каст. Она предоставляла каждой касте  определенное строго фиксированное  место в общекастовой социальной иерархии. Только включение человека в ту или иную касту могло узаконить  его место в системе социально-сословных  связей.

Принципиальным отличием каст было то, что они являлись корпорациями, т.е. имели четкую внутреннюю организацию  – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, оказывала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и т.п. Кастовая система дожила до наших дней и продолжает существовать.

В IV–XII вв. при участии  государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной  собственности на землю.

Для государства земля  – это территория, с населения  которой должна поступать определенная сумма налогов. В Индии подавляющее  большинство пожалований носило условный характер. Условные пожалования  предполагали уплату определенной суммы, размер которой для каждой местности  определяли государственные чиновники. В крестьянское распоряжение землей индийский феодал не вмешивался. Поскольку  налог взимался только с обрабатываемой площади, он стремился увеличить  пахотную землю, устанавливая в течение  ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим целину, или поощряя  тех, кто засевал землю высокотоварными  или интенсивными культурами. Государственная  собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.

Для землевладельца земля  – это конкретное поле, которое  он обрабатывал, не теряя прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей, передавал  по наследству и мог отчуждать  путем продажи и дарения при  соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот участок  земли он должен был вносить установленный  налог–ренту государству или  тому лицу, которому правитель передоверял  право сбора налогов.[2]

Экономика Индии в период Делийского султаната (XI - XV вв.)

 

С XI в. начинаются набеги на Индию турок-мусульман, сопровождающиеся грабежами сокровищ махараджей и  храмов. В 1206 г. они захватили долины Джамны и Ганга.

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство  Делийские султанат со столицей Дели.

Экономическое развитие Индии  в период султаната в значительной мере продолжало тенденции предшествовавшей эпохи. В XIII веке на севере страны продолжался  период первоначальной колонизации, для  этого времени характерны относительно высокий уровень потребления  основной массы населения, рост населения, рост посевных площадей, строительство  новых поселений, низкие цены на хлеб, дороговизна рабочей силы, незначительное развитие помещичьего землевладения, аренды и ростовщичества, ограниченное развитие городов и ремесел. Наиболее характерным проявлением колонизации  была расчистка от лесов обширной области в районе Дели и в Доабе. В конце XIII века период колонизации  был прерван разрушительными  монгольскими вторжениями; монгольское  наступление побудило султана Ала  уд-дина к перениманию военной  и социальной организации своего могущественного противника. Реформы  Ала уд-дина являются классическим примером того, как военное давление порождает соответствующую социальную систему авторитарную этатистскую  монархию. В то же время нельзя не отметить эффективности этой социальной системы завоеватели полумира, монголы  были разгромлены и отброшены  от границ Индии.

Суть проведенных этим султаном реформ заключалась в попытке  заменить индийские принципы землепользования на исламские. В фонд казны было конфисковано большое количество земель, воины  были переведены на денежное и натуральное  довольствие из казны, для чего цены на продукты питания под страхом  суровых наказаний торговцев  були строго регламентированы. Земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая, зерно свозилось в казенные амбары и в случае роста цен на рынке чиновники обязаны были из этих амбаров выбрасывать зерно на рынок.

Традиции исламского образа жизни и экономики исламского общества оказали существенное влияние  на Индию периода Делийского султаната. Главными из них были: государственная  собственность на землю и абсолютная слитность политического и религиозного начал.

В период образования Делийского султаната была уничтожена собственность  отдельных феодалов и  вся земля  передана государству, и кому бы ни принадлежала земля, с нее взималась  рента в форме государственного налога.

В привилегированном положении  оказалось мусульманское духовенство: им были пожалованы наследственными  владения инамами. Все земли султана, называвшиеся ”хасс”, обрабатывались общинниками, платившими земельный  налог непосредственно в казну.

Таким образом, принцип жесткой  централизованной власти-собственности  под влиянием завоевателей постепенно утверждался в Индии.

С течением времени стала  усиливаться несовместимость принципов  индуизма и ислама, а также определяемых ими систем ценностей и жизненных  стандартов. Так, главный элемент  индийской жизниобщины продолжали жить по установленным обычаям и  традициям. Экономически они были самодостаточными мирками, главным принципом бытия  которых была кастовость. С образованием султаната изменения затронули  только размеры налогообложения: он вырос с 1/6 до 1/3, а иногда и до половины дохода. Более жестким стал контроль старосты за выплатой налогов, который  за выполнение этой функции освобождался от налогов.

В стране постепенно начинают развиваться торгово-денежные отношения. В денежную форму была переведена часть оброка. Но в основном товарно-денежные отношения развивались в крупных  городах. Такими были города-ставки, места  пребывания султана и наместников. Периодически ставки менялись, и с переездом двора в новый город старый погибал. Но до тех пор, пока в городе находилась ставка, он развивался и процветал. Чиновники были основными потребителями предметов роскоши, ювелирных изделий, прекрасных тканей.

Информация о работе Экономика Древней Индии