Экономической положение Швейцарии в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 23:47, курсовая работа

Краткое описание

Швейцарская Конфедерация, государство в Центральной Европе. По государственному устройству — федеративная республика. Площадь страны 41,3 тыс. кв. км. На севере она граничит с Германией, на западе — с Францией, на юге — с Италией, на востоке — с Австрией и Лихтенштейном. Северная граница частично проходит по Боденскому озеру и Рейну, который начинается в центре Швейцарских Альп и образует часть восточной границы. Западная граница проходит по горам Юра, южная — по Итальянским Альпам и Женевскому озеру. Столица Швейцарии — Берн.

Оглавление

Глава I. Экономическое сканирование Швейцарии
1.1.Факторы развития Швейцарии
1.1.1. Географические факторы
Политические факторы
Население
Глава II. Социально – экономическое положение Швейцарии
2.1 . Экономическая жизнь Швейцарии
Глава III. Место Швейцарии в мировой экономике
3.1. Развитие внешней торговли
3.2. Участие Швейцарии в международных организациях
3.3. Взаимоотношение с Россией
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по мировой экономике.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

Религия. В конце 1990-х годов 46% населения  Швейцарии были католиками, 40% —  протестантами. Доля протестантов сократилась  после Второй мировой войны из-за наплыва иностранных рабочих, преимущественно  католиков. В результате общенационального  референдума 1973 были отменены две статьи конституции, запрещавшие деятельность ордена иезуитов и образование религиозных  орденов.

Конфессиональные различия в Швейцарии  не всегда совпадают с лингвистическими границами. Среди протестантов можно  обнаружить и франкоязычных кальвинистов, и немецкоязычных последователей Цвингли. Центры немецкоязычного протестантизма — Цюрих, Берн и Аппенцелль. Большинство  франкоязычных протестантов проживает  в кантоне Женева и соседних кантонах Во и Невшатель. Католики преобладают  в центральной Швейцарии вокруг города Люцерн, на бóльшей части  территории франкоязычных кантонов Фрибур и Вале и в италоязычном кантоне Тичино. Небольшие еврейские  общины имеются в Цюрихе, Базеле и Женеве.

Население. В 2004 население Швейцарии  составляло 7450ьтыс. человек и было сосредоточено главным образом в равнинных районах. Наибольшей плотностью населения отличаются крупные промышленные центры — Цюрих, Базель и Женева. Наиболее крупные города страны (население в тыс. в 1997): Цюрих (339), Женева (173), Базель (171), Берн (124), Лозанна (114), Винтертур (87), Санкт-Галлен (71) и Люцерн (58).

Глава II. Социально – экономическое положение Швейцарии

2.1 . Экономическая жизнь Швейцарии 

Общая характеристика. Швейцария бедна природными ресурсами, если не считать гидроэнергии. Тем не менее это процветающая страна, во многих отношениях самая богатая в Европе, прежде всего благодаря высокому развитию обрабатывающей промышленности и сферы услуг (особенно большое значение имеет туризм). Валовой внутренний продукт (ВВП) Швейцарии оценивается номинально в $ 37 000 на душу населения.

Трудовые ресурсы. В 2008 в промышленносто были заняты примерно 28% работающего населения Швейцарии (в 2008 оно исчислялось в 3,8 млн. человек) в сельском и лесном хозяйстве – 5% и 6% – в сфере услуг. Из этих последних ок. 23% работали в отелях, ресторанах, сфере оптовой и розничной торговли, ок. 11% – в банковском и кредитном деле, страховании и предпринимательстве, ок. 6% в системе транспорта и связи. Уровень безработицы в Швейцарии в 1997 составлял 5,2%. В том же году насчитывалось 936 тыс. иностранных рабочих, имевших разрешение на временное проживание в стране, из них 30% итальянцев и 15% югославов. В начале 2009 году доля иностранцев в составе трудовых ресурсов достигала 30%, но в конце того же десятилетия сократилась до 15% в результате ограничений, введенных швейцарским правительством. На протяжении 2000 годах иностранные рабочие составляли свыше 25% всех занятых. Они выполняют бóльшую часть работы, не требующей квалификации, многие из них заняты в строительстве, металлургии и машиностроении.

Промышленность. Высокий уровень жизни швейцарского населения был достигнут благодаря широкомасштабному развитию различных отраслей промышленности. Мировую известность завоевала швейцарская часовая промышленность, сконцентрированная преимущественно в западной части страны (Ла-Шо-де-Фон, Невшатель, Женева) и Шаффхаузене, Туне, Берне и Ольтене.

Текстильная индустрия, самая старая в стране, многие годы была важнейшей  отраслью промышленности. Однако во время  Второй мировой войны произошел  сдвиг в пользу металлургии и  химической промышленности. Большую  роль играло производство химических продуктов и медикаментов, научных  и измерительных приборов, оптических инструментов, станков и продуктов  питания, особенно сыра и шоколада. Среди прочих промышленных продуктов  выделялись обувь, бумага, изделия из кожи и резины.

Сельское хозяйство. Около 12% площади Швейцарии используется под пашни и еще 28% для экстенсивного разведения крупного рогатого скота и производства молочных продуктов. Примерно треть территории страны занята непродуктивными землями (по крайней мере непригодными для земледелия), особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть – покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясо-молочная продукция производится в избытке. Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. Главными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, картофель и сахарная свекла. В 2008 в стране насчитывалось 1772 тыс. голов крупного рогатого скота (из них ок. 40% – молочные коровы), 1580 тыс. свиней, 442 тыс. овец и 52 тыс. коз. Крупная лесоперерабатывающая промышленность работает на внутренний и внешний рынки. Однако в последние годы леса Швейцарии сильно пострадали от загрязнения воздуха, что заставило правительство ввести строгий контроль за выбросом выхлопных газов автомобилей.

 Энергетика. В 2008 в Швейцарии 54% энергии вырабатывалось на гидроэлектростанциях, построенных на многочисленных горных реках. Пять атомных станций удовлетворяют бóльшую часть потребностей страны в энергии. Тем не менее использование ядерной энергии остается под вопросом: в 1990 швейцарские избиратели одобрили десятилетний мораторий на строительство новых атомных станций.

Швейцария длительное время оставалась крупным импортером нефти, но импорт природного газа, начавшийся с 1974, и  меры по экономии энергии привели  к сокращению ввоза нефти.

Транспорт и связь. Швейцария имеет высокоразвитую транспортную систему. Рейн, крупнейшая судоходная водная артерия, судоходен в пределах Швейцарии только на участке Базель – Райнфельден длиной 19 км. Введен в строй крупный речной порт в Базеле. В 2008 году его ежегодный грузооборот составлял 9 млн. т. Большое значение для перевозки промышленных грузов имеет также канал Рейн – Рона

Швейцария – единственная страна, не имеющая выхода к морям, но располагающая  значительным морским флотом. В 1941 она  приобрела несколько океанских  судов для того, чтобы обеспечить доставку важных товаров во время  Второй мировой войны, а после  войны продолжала увеличивать свой флот. В 1985 грузооборот ее торгового  флота исчислялся в 225,4 млн. регистровых  т. В составе флота много современных  судов, рассчитанных на перевозку от 6 тыс. до 10 тыс. т грузов, а также  несколько танкеров.

Денежная система и  банки. Швейцария – один из важнейших финансовых центров мира. Ее банковская система значительно превышает объем, необходимый для внутренних сделок. Имеются две взаимосвязанные банковские системы: государственная система, включающая Швейцарский национальный банк и банки кантонов, и система частных банков. Швейцарский национальный банк, начавший свою деятельность в 1907, является единственным финансовым учреждением, выпускающим национальную валюту. Основная денежная единица – швейцарский франк – одна из наиболее стабильных в мире валют. Национальный банк контролируется федеральными властями и оказывает большое влияние на экономическую политику конфедерации.

Система частных банков Швейцарии  состоит из нескольких крупных коммерческих банков, входящих в «большую четверку»: «Швайцеришер банкферайн» (ШБФ), «Швайцерише  банкгезельшафт» (ШБГ), «Швайцерише  кредитанштальт» и «Швайцерише  фольскбанк». В 1997 «большая четверка»  превратилась в «большую тройку», после  слияния ШБГ с ШБФ. Действуют  также 28 кантональных банков, сотни  региональных и сберегательных банков, финансовых кампаний и прочих банков, 20 из них принадлежат иностранцам. Роль иностранных банков возрастает: в конце 1990-х годов им принадлежало более 10% швейцарских банковских авуаров.

Вкладчиков издавна привлекали швейцарские банки: в соответствии со швейцарским банковским законом 1934, банкам запрещается предоставление информации о своих клиентах без  их согласия. Под давлением правительств других государств, особенно США, были приняты постановления, разрешающие  раскрытие тайны вкладов, особенно когда вкладчики находятся под  следствием в связи с валютными  преступлениями, такими, как подделка денежных знаков и торговля конфиденциальной информацией.

Швейцарская фондовая биржа – один из самых активных международных рынков торговли акциями и облигациями. Биржа в Цюрихе – крупнейшая в континентальной Европе. Швейцария также играет важную роль на мировом рынке страховых услуг, особенно в сфере коммерческого страхования. Некоторые ведущие швейцарские страховые компании более половины своего дохода получают от операций на внешнем рынке.

Туризм. Индустрия туризма – один из жизненно важных источников доходов Швейцарии. В 1996 в Швейцарии останавливались на отдых свыше 18 млн. лиц, прибывших главным образом из ФРГ, Великобритании, Франции, США, стран Бенилюкса и Скандинавии.

Государственный бюджет. Бюджет Швейцарии обычно более или менее сбалансирова. В 2007 расходы составили, по оценке, 44,1 млрд. швейцарских франков, а доходы – 38,9 млрд. Основными источниками доходов были подоходные налоги, налоги с оборота и импортные пошлины.

В 2005 году сумма федеральной задолженности  составляла 130 млрд. франков, а за следующие  четыре года сократилась на 15 млрд. Согласно предварительным оценкам  Федерального департамента финансов, государственный долг Швейцарии  составит приблизительно 115 млрд. в  будущем году, а затем должен уменьшиться  еще на 5 млрд.

Экономические перспективы для  Швейцарии остаются благоприятными, несмотря на сложную ситуацию. Об этом президент Швейцарского национального  банка Жан-Пьер Рот заявил в интервью газете Le Temps, опубликованном в четверг. Он также добавил, что потребительские  цены будут стабильными в течение  следующих нескольких лет. "Швейцария  выходит /из кризиса/ в относительно хорошей форме", - говорится в  интервью. Страна избежала самого худшего сценария финансового кризиса благодаря налогово-бюджетной дисциплине и общей экономической устойчивости, сказал Рот. "Ценовая стабильность, которой соответствует инфляция на уровне 0%-2%, сохранится в ближайшие несколько лет, в чем я уверен", - сказал Рот. Он не привел дальнейших подробностей, касающихся прогнозов Швейцарского национального банка по экономике и инфляции. В своем последнем квартальном отчете по денежно-кредитной политике, опубликованном в октябре, центральный банк прогнозировал сокращение ВВП Швейцарии в 2009 году на 1,5%-2%, а также снижение индекса потребительских цен на 0,5%. В 2010 и 2011 годах Швейцарский национальный банк ожидает инфляцию на уровнях 0,5% и 0,9% соответственно.

Важным фактором экономического роста  в стране в 2006 г. явилось стабильное валютно-финансовое положение, проведение эффективной политики Национальным банком Швейцарии и финансовым ведомством Швейцарии. Так, усредненная трехмесячная процентная ставка в 2006 г. составила 1,5%, что способствовало росту привлекаемых средств для развития бизнеса  в стране. Доходность 10-летних федеральных  облигаций составила в прошлом  году 2,5%. В 2006 г. бюджет страны был сведен с рекордно высоким профицитом в 2,5 млрд. швейцарских франков –  благодаря повышению объемов  собираемых доходов. С учетом доходов  от продажи части принадлежащего государству пакета акций телекоммуникационной компании «Свисском» профицит бюджета  в 2006 г. достиг 6,2 млрд. шв.франков. Профицит бюджета запланирован и на 2007 год (на 2006 г. был первоначально запланирован дефицит бюджета в 700 млн. швейцарских  франков). Доходная часть бюджета  на 2007 г. запланирована Федеральным  советом (правительством) в размере 55,8 млрд. швейцарских франков или 11,5% от ВВП. Развитие внутреннего спроса в 2006 г., как и предыдущем году, определялось, прежде всего, динамикой потребления  домашних хозяйств. Частное потребление  в 2006 г. увеличилось на 1,8% в сопоставимых ценах. При этом государственное  потребление сократилось на 0,2%. В  целом потребительские настроения населения улучшились, а его готовность к увеличению своих расходов возросла, чему в определенной степени способствовало сохранение в 2006г. инфляции на сравнительно низком уровне. Проблема безработицы  в Швейцарии остается одной из самых болезненных в социальном плане, несмотря на то, что уровень  безработных в стране является одним  из самых низких в мире (менее 4% экономически активного населения) и, пожалуй, самым  низким в Европе. Тем не менее, в  опросах общественного мнения швейцарцы  традиционно ставят безработицу  и боязнь потерять работу на первое место среди всех проблем, которые  их беспокоят. По данным Государственного секретариата экономики (СЕКО), в декабре 2006 г. в Швейцарии было зарегистрировано 128580 безработных (151764 в конце 2005 г.), что на 4447 человек больше, чем  в предыдущем месяце. В процентном отношении этот показатель составляет 3,3% от экономически активного населения (на 0,2% больше, чем в ноябре). Абсолютное и относительное значения числа  безработных в стране (в конце 2005 г. их было 3,8%) показывают тенденцию постепенного сокращения масштабов безработицы, и соответственно увеличение занятых, что связано с более высокой динамикой роста швейцарской экономики. Занятость в стране, по данным Группы экспертов, возросла за год на 0,8%. Социальное развитие страны во многом определялось ростом расходов на здравоохранение. По оценке Федерального управления статистики, распространенной в начале 2007 г., за период 2000-2005 гг. расходы на здравоохранение в среднем увеличивались на 4,4% в год. В 2005 г. (более новых данных управление статистики пока не предоставляет) расходы на систему здравоохранения в Швейцарии достигли 52,9 млрд. швейцарских франков, что составило 11,6% от ВВП страны, по сравнению с 10,4% от ВВП в 2000 году. Основная часть расходов на здравоохранение складывается из страховых взносов. На здравоохранение идут также расходы государства, а также частных хозяйств. В 2006 г. продолжился отмеченный еще в 2005 г. уверенный рост швейцарских биржевых индексов, в отличие от ситуации 2004 г., когда на швейцарском фондовом рынке была характерной достаточно сильная волатильность и слабая динамика основных биржевых индексов. Общий биржевой индекс SPI увеличился за 2006 год с 5716 до 6929 пунктов или на 21% (в 2005 г увеличение индекса составило 35%). Колебание индекса в течение года происходило в пределах 5552 и 6968 пунктов. Индекс «голубых фишек» SMI на конец 2006 г. составил 8785 пунктов и поднимался до максимального значения за год в 8849 пунктов. Увеличение индекса за год составило около 12% (в 2005 г. рост индекса составил 39%). Сопоставление основных биржевых индексов в 2005 и 2006 гг. позволяет сделать вывод о замедлении динамики их роста в прошлом году, что может привести в итоге к весьма незначительному росту биржевых индексов в 2007 г. и сопровождаться замедлением динамики основных макроэкономических показателей страны в текущем году. Оценивая в целом социально-экономическое положение Швейцарии в 2006 г., следует отметить, что истекший год был самым успешным за последние 6 лет в плане динамики экономического роста. В то же время Федеральный совет (правительство) осознает необходимость проведения серьезных социальных (в том числе пенсионной) и экономических реформ с целью проведения структурных преобразований в экономике и более полного использования имеющегося потенциала для ускорения экономического роста, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, укрепления позиций Швейцарии на внешнем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Место Швейцарии в мировой экономике.

3.1. Развитие внешней торговли.

Развитие внешней торговли в 2006 г. было отмечено новыми рекордными показателями. По данным Федерального управления таможни  и Федерального департамента финансов, положительное сальдо внешнеторгового  баланса в прошлом году превысило 11654 млн. швейцарских франков. В 2005 г. положительный баланс внешней торговли был значительно меньше – 7883 млн.шв.франков. В 2006 г. товарный экспорт достиг 177194 млн.шв.франков, увеличившись на 12,9% в  номинальном выражении и на 9,1% - в сопоставимых ценах. Подобной высокой  динамики роста экспорта Швейцария  не знала с 1977 года. Увеличение экспортных цен оценивается в среднем  в 3,4%, Импорт в 2006 г. превысил 165540 млн.шв.франков. Рост составил 11,0% номинально и 5,6% в  реальном выражении. Увеличение импортных  цен составило в среднем 5,2%. По данным Группы экспертов, реальные темпы  роста швейцарского экспорта в 2006 г. составили 9,5%, в том числе экспорт  товаров (по методике «тоталь 2», включающей торговлю драгоценными металлами и  камнями) увеличился на 11,0%, экспорт  услуг возрос на 5,5%. По прогнозу Группы экспертов в 2007 г. ожидается падение  темпов роста экспорта до 4,4%, 5,0% и 2,8% соответственно. Темы роста импорта  в Швейцарию, по тем же данным, в 2006 г. составили в целом 8,2%, в том  числе импорт товаров увеличился на 9,0%, импорт услуг - на 4,5%. Увеличение реального объема импорта в 2007 г., по прогнозу, составит 4,7%, в том числе  товаров – 5,0%, услуг – 3,0%. Как  и в 2005 г., увеличение объема экспортных поставок шло со значительным опережением (в 2006 г. в 3,5 раза, в 2005 г. в 2,5 раза) темпов прироста ВВП страны, что привело  к некоторому росту экспортной квоты  и увеличению вклада экспорта в рост ВВП до 52% в 2006 году. Достигнутые в  экспорте результаты свидетельствуют  о достаточно высоком потенциале конкурентоспособности швейцарских  фирм и их способности в целом  эффективно реагировать на изменения  внешнеэкономических условий путем  диверсификации экспортных поставок и  освоения новых рынков. Что касается внешних условий, то для 2006 г. было характерно отсутствие высокой динамики роста  спроса со стороны стран Евросоюза  и США, на которые приходится 70% экспорта Швейцарии, усиление конкуренции на внешнем рынке, значительное повышение  мировых цен на импортируемые  швейцарскими предприятиями энергоносители и металлы, обусловившее рост издержек в производстве экспортной продукции. Активизации швейцарского экспорта содействовало, особенно во второй половине 2006 г., некоторое снижение курса швейцарского франка к евро и сохранение на относительно низком уровне курса франка к доллару  США. По данным Национального банка  Швейцарии (НБШ), средний курс швейцарского франка к евро составил за 2006 год 1,57 (франков за 1 евро) по сравнению с 1,54 за 2005 год. Среднегодовой курс франка к доллару США составил в прошлом  году 1,25 (франка за 1 доллар) по сравнению  с 1,24 за 2005 год. В то же время курс франка к японской иене возрос примерно на 5%. В целом, по оценке НБШ и Группы экспертов, реальный курс швейцарского франка при экспортных операциях снизился за 2006 год на 2,3%. Характерное для 2006 г. повышение роли импорта в покрытии инвестиционного и потребительского спроса, свидетельствует о заметно возросшем влиянии данного фактора на динамику и структуру внутреннего спроса в стране, а также на изменения конкурентной среды в экономике на внутреннем рынке в направлении усиления конкуренции. Новые тенденции во внешней торговле указывают на изменение качества экономического роста в стране, благодаря изменению соотношения между внутренними и внешними факторами в пользу последних. Увеличение внешнеторговой квоты (соотношение торгового оборота к размеру ВВП), постепенное открытие внутреннего рынка, в том числе как следствие расширения ареала зон свободной торговли с зарубежными странами, неизбежно толкает руководство страны к проведению более либеральной экономической политики. В плане внешнеэкономической деятельности швейцарское правительство активизировало в 2006 г. деятельность, направленную на диверсификацию внешнеэкономических связей, которые до последнего времени отличались своей евроцентричностью. Швейцария – и самостоятельно, и как участница Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) – осуществляла политику заключения двусторонних соглашений о свободной торговле со странами Америки, Африки, Азии. В настоящее время действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 15 странами: Болгарией, Чили, Израилем, Иорданией, Хорватией, Ливаном, Марокко, Македонией, Мексикой, Палестинской автономией, Румынией, Сингапуром, Тунисом, Турцией, Республикой Корея. Уже в январе 2007 г. подписано соглашение о свободной торговле между ЕАСТ и Египтом. Швейцария непосредственно заключила два подобных соглашения. С 1973 г. действует соглашение о свободной торговле с Европейским союзом (без сельскохозяйственной продукции, торговля которой регулируется отдельным соглашением), с 1995 г. – с Фарерами. Решено начать в 2007 г. переговоры о заключении соглашения об экономическом партнерстве и свободной торговле между Швейцарией и Японией. Продолжаются предварительные переговоры о возможном заключении соглашения о свободной торговле между Швейцарией и США. Правительство Швейцарии рассчитывает начать переговоры о заключении подобного соглашения с Российской Федерацией после ее вступления в ВТО.

Информация о работе Экономической положение Швейцарии в мировой экономике