Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:19, контрольная работа
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) - представитель классической школы европейской экономической науки XVIII-XIX вв. Основные работы, которые содержат наиболее примечательные его результаты - это изданное в 1798 году “An Essay on the Principle of Population, as it Affects the Future Improvement of Society with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers” (“Опыт о законе народонаселения …” в русском переводе) и работа 1820 года “The Principles of Political Economy” (“Начала политической экономии”).
Введение_________________________________________________ст.3-4
1. Основные положения теории народонаселения Т. Мальтуса____ст.5-8
2. Проблема реализации и её решение в рамках предложенной Т.Мальтусом теории реализации__________________________________________ ст.9-10
3. Критика мальтузианства с точки зрения других социально-экономических учений_____________________________________________________ст.11-13
4. Взгляд на теорию Т.Мальтуса с точки зрения математики и биологии____________________________________________________ст.14-15
Заключение__________________________________________________ст.16-17
Список литературы____________________________________________ст.18
Далее Мизес даёт собственную интерпретацию результатов Мальтуса: “Частная собственность на средства производства есть регулятивный принцип, обеспечивающий равновесие между ограниченным числом средств, которыми общество располагает, и более быстро растущим числом потребителей. Этот принцип ставит каждого индивида в зависимость от квоты экономического продукта, социально резервируемого от коэффициента собственности и труда. Он выражается в снижении показателя рождаемости под давлением социального пресса, элиминацией излишних членов общества, как это случается в животном и растительном царстве. Однако функцию борьбы за существование выполняет "моральный тормоз", ограничивающий потомство”.
Л. фон
Мизес отвергает также
Несколько отличным от взглядов фон Мизеса было мнение о теории Мальтуса у классиков марксистко-ленинской идеологии. Большая Советская Энциклопедия определяет мальтузианство как “систему буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а “вечными” законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения”. По мнению А.П. Судоплатова, “человеконенавистнические концепции Мальтуса тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки”.
Классики
марксизма-ленинизма настаивали на
реакционной сущности мальтузианства,
называя его “самым откровенным
провозглашением войны
Классики
марксизма-ленинизма
Классики
марксизма-ленинизма
С точки
зрения марксизма, объективная необходимость
регулирования демографических
процессов может быть реализована
не в рамках неомальтузианских призывов
к ограничению деторождения, а комплексом
широких и прогрессивных социально-экономических
преобразований, способных изменить условия
труда и жизни людей.
4. Взгляд на теорию Т.Мальтуса с точки зрения математики и биологии.
Одной из наиболее частых претензий к построениям Т.Мальтуса было то, что он использовал несостоятельные статистические данные по приросту населения - им учитывалась в основном статистика колоний в Северной Америке, где огромную роль играла иммиграция. Однако современная история слаборазвитых стран показывает, что связь между бедностью и нерегулируемым быстрым ростом населения является весьма тесной. Прогрессирующее размножение людей за счет разницы между родившимися и умершими является установленным многовековыми наблюдениями фактом. Причем, люди размножаются даже не по простой геометрической прогрессии, а по экспоненте. Исследователь Агаджанян в работе приводит следующие данные: “Если по расчетам демографов население земного шара к 2000 году удвоится за предыдущие 39 лет, то 9 предшествовавших этому удвоений происходили соответственно за 65, 120, 300, 1600, 2500, 4000, 25000, 60000 и 300000 лет. Следующее же удвоение, если ничего кардинального не произойдет, будет всего за 15 лет, т.е. даже быстрее, чем это определил Мальтус (например, численность населения Ирана удвоилась за 1981-95 гг., включавшие кровопролитную Ирано-Иракскую войну, унесшую около 500 тысяч жизней молодых мужчин)”.
Однако далее исследователь Агаджанян опровергает истинность биологического обоснования теории Мальтуса – его постулата о способности биологического вида к бесконечному прогрессирующему размножению в условиях отсутствия врагов. Он пишет: “Правдоподобность мальтузианского постулата ввела в заблуждение многих, даже таких именитых ученых, как Чарльз Дарвин и Альфред Уоллес, которые положили его в основу своей эволюционной теории - дарвинизма. Однако постулат этот глубоко ошибочен и не имеет никакой биологической основы”. (1) В доказательство этому Агаджанян указывает на следующие общеизвестные факты:
· многие и многие биологические виды в прошлом максимально приспособились, остались без естественных врагов, но, все же, вымерли;
· многие из ныне живущих биологических видов, которые хорошо приспособлены и не имеют естественных врагов, обладают низкой плодовитостью и внесены в Красную книгу;
· несмотря на максимально неблагоприятные условия, которые человек создает для некоторых вредных ему биологических видов, несмотря на многочисленное уничтожение их особей, многие из этих видов не только не вымирают, а процветают, отличаясь высокой плодовитостью;
· несмотря
на максимально благоприятные
Далее Агаджанян указывает как на ошибочность мальтузианства, так и на неадекватность основанной на его положениях математической модели Лотке - Вольтерра, которая с 30-х годов нашего столетия широко применяется в физике, химии, медицине, демографии и биологии. Эта модель описывает в биологии численные взаимосвязи в классических системах “хищник - жертва”. По замечанию Агаджаняна, в ней недостает обратной связи между гибнущими и остающимися в живых особями популяции, а подтверждение адекватности модели было получено прежде лишь в некорректно поставленных экспериментах.
Известный
философ и исследователь в
области логики Бертран Рассел также
отмечает связь теории Дарвина с
теорией народонаселения
Приведённые
критические замечания
Заключение.
Предложенное Т. Мальтусом решение проблемы дисбаланса между потреблением и возможностями производства пищи через ограничение рождаемости является малоэффективным. Дело в том, что население растёт не только за счёт естественного прироста, но и за счёт увеличения средней продолжительности жизни и других факторов. Ограничение рождаемости в совокупности с ростом продолжительности жизни приводит к старению общества, уменьшению доли экономически активного населения. И тогда здесь возникают проблемы пенсионного обеспечения большого количества престарелых граждан, решать которые приходится за счёт остальной части общества.
Теория Мальтуса оказала большое влияние на развитие некоторых научных концепций – начиная от теории эволюции и естественного отбора Чарльза Дарвина и заканчивая концепцией устойчивого развития, предложенной Римским клубом Немалую роль теория Мальтуса сыграла также в формировании концепции “золотого миллиарда” именно в такую величину оценивается оптимальное количество людей, населяющих землю. И уже за саму постановку вопроса о том, что делать с остальными пятью миллиардами, противники этой концепции обвиняют Мальтуса в человеконенавистничестве. Между тем проблема очевидна: потребности человечества в пищевых ресурсах могут очень скоро превзойти возможности биомассы Земли по их удовлетворению.
В современной
экономической, социологической и
философской проблематике вопросы
эволюции человека как господствующего
в общепланетарном масштабе биологического
вида приобретают всё более
Список литературы.
1. И.А. Агаджанян. Ранее неизвестные сигналы гибнущих. Ереван, “Наири”, 1997
2.Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1984
3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 1
4. Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 23
5. Т.Р. Мальтус. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск, 1993.
6. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е изд., т. 25, ч. 2
7. Л. фон Мизес. Индивид, рынок и правовое государство. Санкт-Петербург, "Пневма", 1999.
8. Б. Рассел. Почему я не христианин. Москва, “Политиздат”, 1987.
9
С. Ядгаров. История экономических
учений. Учебник для вузов. 3-е издание.
Москва, “ИНФРА-М”, 1999