Экономическое развитие Республики Корея

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 03:52, контрольная работа

Краткое описание

Экономическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе на сегодняшний день можно оценить как стабильную. Региональная экономика после известных спадов восстановилась. В большинстве стран существенно повысились темпы роста ВВП. Возросли предсказуемость финансовых рынков, уровень сбережений и инвестиционной активности. Повышается квалификация людских ресурсов. Увеличились объемы внешней торговли, прежде всего за счет производства высококачественной экспортной продукции. Происходит интенсификация внутрирегиональных торгово-экономических связей. Особо активно процессы интеграции развиваются в сфере "экономики знаний" и в финансовой области.

Оглавление

Введение 3
1. Современная экономика Соединенных Штатов Америки 4
2. Проблемы развития экономики Японии 7
3. Экономические реформы в Китае и современные проблемы китайской экономики 10
4. Экономическое развитие Республики Корея 13
Заключение 17
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

текст работы.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Проведение политики открытия  национальной экономики  позволило использовать возможности, предоставляемые доступом к иностранному капиталу, технологиям, а также рынкам. В течение 1991 – 2000 гг. ВВП Китая возрастал в среднем на 9,8% в год.

В сфере внешней торговли  и валютного контроля  реформы  включали в себя устранение контроля и постепенную передачу регулирования экспорта и импорта к провинциальным и муниципальным органам власти и отдельным фирмам, а также введение более гибкой системы валютного контроля.

В сфере прямых зарубежных инвестиций принятые меры принесли разрешение частных инвестиций, включая иностранные, введение новых регламентаций, соответствующих принятым в рыночной экономике, а также внедрение фискальных и ряда других стимулов для  привлечения иностранных инвестиций.

Первый закон о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала на территории КНР был принят в июле 1979 года. Однако, только с апреля 1991 г. была устранена дискриминация предприятий с участием иностранного капитала в сфере налогообложения и установлена стандартная ставка налога на прибыль на все компании с зарубежными инвестициями в размере 33%.  Исключение составили открытые прибрежные города и приравненные к ним районы, а также специальные экономические зоны, где ставка налога равнялась, соответственно, 24 и 15%.

Вплоть до настоящего времени значительная часть иностранных инвестиций остается сконцентрированной в “льготных” районах, главным образом прибрежных провинциях. Между тем проблема сокращения разрыва в уровне развития и доходов между отдельными регионами и провинциями страны  в настоящее время все более выступает на передний план для китайского руководства.

В связи с этим происходят следующие изменения в подходах китайских властей к иностранным  инвестициям. Во-первых, льготные условия  распространяются на новые районы, в том числе северо-восточные провинции страны. Во-вторых, в последнее время наметился определенный пересмотр политики в отношении привлечения зарубежных инвестиций с целью создания равных условий для национальных и иностранных предприятий, а также стимулирования иностранных инвестиций за пределами специальных экономических зон (СЭЗ).    

Основные проблемы китайской  экономики и общества на современном  этапе можно свести к следующим  моментам.

Во-первых, это поддержание  высоких темпов экономического роста. Во-вторых, это проблемы, связанные с ростом населения, повышением  производительности труда в сельском хозяйстве, реформой государственных предприятий, а также дальнейшим развитием производственной и социальной инфраструктуры.

В-третьих, перед китайским  руководством встает вопрос выбора между углублением курса на проведение рыночных реформ и интеграцией в мировую экономику и сохранением элементов прежней модели развития, которая ориентировалась на дозированное открытие экономики внешнему миру при сохранении закрытости многих отраслей народного хозяйства от иностранной конкуренции.

Так, производительность труда в сельском хозяйстве Китая  составляет лишь порядка 1% от производительности труда в сельском хозяйстве США, причем, по данным китайских экспертов, в последние десять лет издержки производства в сельском хозяйстве возрастали примерно на 10% в год.

Следующая проблема затрагивает  реформу государственных предприятий  в КНР. Несмотря на то, что в течение  последних нескольких лет эта  задача декларировалась в качестве одного из важнейших приоритетов государственной политики Китая, реальные достижения представляются весьма скромными.

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ

 

В 1950-х гг. Корея была типичной отсталой страной, основу экономики  которой составляло сельское хозяйство. Большая часть промышленных  мощностей в  тяжелой промышленности (чугун и сталь, цемент, производство минеральных удобрений) в результате раскола страны осталась на севере (КНДР). Корейская война разрушила значительную часть промышленности и инфраструктуры Республики Корея, причем восстановление затянулось до 1958 года.

Основными факторами  экономических успехов страны стали  наличие высокообразованной группы национальных предпринимателей, осуществление  комплексной аграрной реформы  в  ранний послевоенный период, а также избыток рабочей силы, что стало побудительным стимулом  для развития трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности. Другими важными факторами экономических достижений стали крупномасштабная помощь со стороны США, а также тесные связи с американской и японской экономиками.

В период 1954 – 1960 гг. упор в экономической политике делался  на  импортзамещение в сфере  производства потребительских товаров.  Помощь со стороны США способствовала реализации программ восстановления промышленности, дополняя формирование внутренних ресурсов капитала.

В 1962 г. был принят  первый пятилетний план экономического развития на период 1962 – 1966 гг. Основной идеей плана была трансформация  стратегии экономического роста  в сторону ориентации на внешние  рынки.

Правительство девальвировало национальную валюту в целях стимулирования экспорта. Постоянно использовались и совершенствовались различные стимулы для экспортеров; с середины 1960-х гг. начался постепенный процесс снижения тарифов и устранения ограничений на импорт.

В течение последовательно  реализовывавшихся  четырех пятилетних планов экономического развития в период 1962 – 1976 годов импортзамещение осуществлялось в относительно ограниченных, специально выбранных отраслях, таких, как черная металлургия, нефтехимия, производство электроэнергии. С середины 1970-х гг. начали реализовываться крупные программы импортзамещения в машиностроении, судостроении, химической и электронной промышленности. 

Экспорт Республики Корея  получил существенное развитие после 1960 года. Доля продукции  первичного сектора в экспорте в 1960 году составила 83%, в то время как доля готовых изделий – только 17%.

Однако, уже в 1970 году наблюдалась обратная картина: на долю готовых изделий приходилось 77% от общего объема экспорта, в то время  как на долю сырьевых товаров – только 23%.  В 1970-е годы значительно изменилась структура экспорта – на передний план выступили потребительские товары, такие как одежда, обувь, продукция электротехнического машиностроения. 5

В различные временные  периоды менялось содержание промышленной политики в стране. 

При осуществлении первой фазы индустриализации основной целью  промышленной политики было активное содействие наращиванию экспорта. Эта  политика практиковалась до начала 1970-х  годов. Содействие развитию тяжелой и химической промышленности определяло содержание промышленной политики  в 1970-е годы и начале 1980-х годов.

С конца 1980-х годов  была принята на вооружение политика постепенной  либерализации экономики  в целях решения следующих  задач: 1) сокращение  степени государственного  вмешательства в экономику; 2) улучшение функционирования рыночного механизма в распределении ресурсов; 3) поощрение конкуренции; 4) содействие равноправному развитию отдельных секторов экономики.

В  частности, были приняты  меры по содействию мелким и средним предприятиям  в обрабатывающей промышленности, включая совершенствование системы кредитования и улучшение  доступа указанных предприятий к фондам технологического развития и земельным участкам  для нового строительства.

Государство потребовало от крупных  финансово-промышленных групп (“чэболь”)   сократить масштабы своей корпоративной деятельности и специализироваться только на нескольких ключевых производствах для повышения уровня конкуренции и получения преимуществ от повышенной специализации.

После валютно-финансового  кризиса  1997 – 1998 гг., правительство  предприняло ряд мер по подъему  экономики и выходу ее на качественно  новый уровень развития. 

Однако, если в решении проблем финансовой стабилизации и реформы банковского сектора были достигнуты серьезные успехи, то реформирование корпоративного сектора оказалось  гораздо более сложной задачей.

В создании крупных финансово-промышленных групп  в Корее в свое время  большую роль сыграло правительство. Особенность развития этих корпораций состояла в том, что они ориентировали свою деятельность  не столько на увеличение прибыли, сколько на сохранение и усиление  позиций на рынке, переходя от одного сектора производства к другому, более развитому  в технологическом отношении.

“Чэболь” являлись основной движущей силой  в развитии южнокорейской  экономики периода 1960 -1996 гг. В течение  продолжительного времени 5 крупнейших корпораций контролировали до 70% всего  экспорта, 10 – до 80%, а 100 – до 90%.

Однако бесконечное  расширение экспорта и неограниченное финансирование экспортеров, чрезмерная концентрация капитала и вовлеченность в различные сегменты рынка послужили одной из важных причин валютно-финансового кризиса 1997 – 1998 гг.

Система “чэболь”, как  отмечают корейские эксперты,  была порочна изначально, поскольку компании могли получать от государства всевозможные льготы, зачастую независимо от экономической целесообразности проектов.

После выхода из кризиса  были предложены различные варианты реформирования системы “чэболь”, однако, пока неясно, какой из них будет реализовываться.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев экономическое  развитие крупнейших стран Азиатско-Тихоокеанского региона можно сделать следующие  выводы.

Начиная с 1970- х гг. характерной  чертой торгового баланса США  становится отрицательное сальдо. В середине 1980-х гг. решение проблемы дефицита становится приоритетным направлением внешнеторговой политики США.

Во-первых, пассив торгового  баланса “съедает” все более  значительную часть поступлений  от экспорта: в 1970-е гг. – 24%, в 2000 г. – 58%.

Во-вторых, если в 1970-е  гг. основным источником дефицита булла  статья сырье и топливо, то в 1980-е  гг. дефицитной стала торговля готовой  продукцией. Сохраняется активное сальдо в торговле высокотехнологичной  продукцией.

В третьих, произошли сдвиги в географической структуре дисбаланса. Торговля США стала сводиться с пассивом практически со всеми регионами мира. Особенно выделяются в  этом отношении проблемы торговли с Японией и Китаем.    

Следует отметить, что  отрицательный баланс в товарной торговле в определенной степени смягчается значительным активом в торговле услугами.

Современная японская экономика  полностью исчерпала свой потенциал  “догоняющего” экспорториентированного  развития, который обеспечивал ей наиболее высокие темпы роста среди развитых стран мира в течение послевоенных десятилетий. В настоящее время японская экономика находится, вероятно, лишь в начале длительного и сложного переходного периода, который связан с фундаментальными изменениями модели экономического развития страны и решением многочисленных проблем социально-экономического характера.

Высокие темпы экономического роста в КНР в последние  два десятилетия были во многом связаны  с опережающим развитием прибрежный районов страны со сравнительно развитой инфраструктурой. Модернизация и расширение инфраструктуры в континентальных  районах Китая потребует значительных государственных инвестиций с длительным сроком окупаемости, что отвлечет ресурсы из экспортных отраслей экономики, что неизбежно повлияет на общие темпы экономического развития страны.  

К началу 2000 г. Республика Корея продемонстрировала наиболее успешные результаты восстановления экономики  после выхода из кризиса среди  стран Восточной Азии. Страна накопила значительные валютные резервы, международные инвестиционные агенства вновь повысили ее рейтинг; наблюдались высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций. В настоящее время правительство реализует широкую программу структурных изменений, нацеленную на решение накопившихся проблем в финансовом и корпоративном секторах, а также на рынке  труда.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авдокушин Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. – М., Юристъ, 2005.
  2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 2004
  3. Акопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  4. Бок Зи Коу. Экономика Японии. М., Экономика, 2006.
  5. Ломакин В.К.  Мировая экономика. М., ЮНИТИ, 2004.
  6. Международные экономические отношения. Под ред. И.П. Фаминского. М., Юристъ, 2003.
  7. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. И.С. Королева. М., Экономистъ, 2003
  8. Селищев А.С., Селищев Н. А.. Китайская экономика в XXI веке. Питер, 2004

1Международные экономические отношения. Под ред. И.П. Фаминского. М., Юристъ, 2003.

2Ломакин В.К.  Мировая экономика. М., ЮНИТИ, 2004

3 Бок Зи Коу. Экономика Японии. М., Экономика, 2006

4 Селищев А.С., Селищев Н. А.. Китайская экономика в XXI веке. Питер, 2004

5Международные экономические отношения. Под ред. И.П. Фаминского. М., Юристъ, 2003


Информация о работе Экономическое развитие Республики Корея