Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является формирование общего понятия об экономическом росте, его типов, источников и факторов влияющих на него. А также отразить проблему экономического роста в Республике Беларусь.
Задачи данной работы:
Раскрыть содержание экономического роста
Рассмотреть типы, источники экономического роста
Раскрыть основные факторы, влияющие на экономический рост в современной экономике
Изучить и оценить главные показатели экономического роста в последние годы
Выявить проблему экономического роста в Республике Беларусь

Файлы: 1 файл

курсач заказной.doc

— 434.50 Кб (Скачать)

2) экономический рост  лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны. Смысл этого состоит в том, что величина валового продукта (после корректировки на инфляцию) делится на число жителей страны.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. К сожалению, четкого количественного показателя, позволяющего оценить экономический рост, не существует. Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП) в возрастании экономической мощи нации, страны, региона.

Номинальных ВНП –  ВНП, оцененных в настоящих рыночных ценах.

Реальный ВНП –  номинальный ВНП за вычетом прироста в результате инфляции.

Потенциальный ВНП –  наиболее высокий реальных ВНП при  стабильном уровне инфляции и естественном уровне занятости.

Рост производственных сил можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП (или  ростом ВНП на душу населения). В  связи с этим статистическими  показателями, отражающими экономический рост, являются:

 

коэффициент роста  ВНП  = ВНП0 / ВНП1,           (2)

 

где ВНП0 – базовый показатель,

ВНП1 – показатель текущего периода

 

Темп роста ВНП = «Коэффициент роста» * 100%     (3)                                    

 

Не следует путать экономический рост и экономическое  развитие: экономическое развитие –  процесс изменения экономики  в целом, переход экономики из одного состояния в другое с течением времени,[4,с.325].

Измерение экономического роста с помощью ВНП имеет определенные недостатки. Так, быстрый или, наоборот, отрицательный экономический рост (снижение ВНП) не всегда говорит о быстром экономическом развитии (деградации). Т.к. структурные изменения в экономике (на определенном этапе развития) могут привести к относительному снижению ВНП, однако это снижение не является индикатором стагнации в экономики.

Тем не менее, при всех недостатках экономический рост (ВНП) остается наиболее употребляемым  критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении, так и в стоимостном. Первый способ более надежен, но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца учесть эффект инфляции. В статистике ряда стран макроэкономический рост измеряют на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.

Изучение доходов населения  в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33% находятся в сельской местности, 67 - в городах, в том числе в Минске - 16, больших городах - 28, малых городах - 23%. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Данные, характеризующие  основные показатели доходов населения  приведены в таблице 1- Основные показатели доходов населения

 

 

 

I квартал 2012г.

В % к

I кварталу 2011г.

Март 2012г. в % к

Справочно

I квартал 2011г. в % к I кварталу 2012г.

марту 2011г.

февралю 2012г.

Денежные доходы населения, млрд.руб.

60 847, 5

204,4

x

x

135,7

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

2 143,5

204,7

x

x

136,0

Реальные располагаемые денежные доходы

x

98,6

x

x

119,2

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс.руб.

3 006,1

205,5

205,5

106,6

140,8

Реальная заработная плата

x

98,8

99,5

105,0

125,2

Средний размер назначенных пенсий, тыс.руб.

1 120,0

191,2

206,3

100,0

125,0

Реальный размер назначенных пенсий

x

91,9

99,9

98,5

111,1

 

         

 

 

Таблица 1- «Основные показатели доходов населения»

Источник: собственная разработка

 

 

В I квартале 2012 г. общий  объем денежных доходов населения  составил 60,8 трлн. рублей и по сравнению  с I кварталом 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2011 г. снизились на 1,4% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.

В свою очередь реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и  взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) снизились на 1,4% и составили 98,6%.

Данные представлены на графике 3- Динамика реальных располагаемых  денежных доходов населения.

 

 

Рисунок 2.2 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов  населения (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)

Источник: ww.economy.gov.by/ru/macroeconomy

 

Таким образом, основными  целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение  финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий  для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь.

 

3.2 Основные направления государственного регулирования экономического роста

экономический рост государственный регулирование

Рассмотрим основные направления совершенствования  государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

1. Фискальная  политика и долгосрочный экономический рост

Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста: эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический прогресс - логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.

Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска  в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:

Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытиснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий.

Следовательно, правительству  следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой  всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия.

Большое значение имеет  структура налогообложения. При  одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.

Предоставление налоговых  льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно  возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.

Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.

Другой природой характеризуются  эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное потребление и государственные инвестиции не очень помогает. Более точная классификация - это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление важно в динамическом контексте:

    • финансирование госпрограмм снижает ресурсы для частных сбережений;
    • степень, в какой госрасходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;
    • чем меньше степень замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.

В целом, эти эффекты  создают немонотонную зависимость  госрасходов и роста выпуска. Вначале - рост и того и другого, затем  с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.

Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста  интерпретируется как:

улучшение человеческого  капитала;

повышение способности  страны к поглощению из-за рубежа и  изобретением новых технологий.

Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.

Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый  и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом.

Информация о работе Экономический рост