Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 00:45, доклад
О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира. Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год была 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.На данный момент южнокорейская экономика основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой промышленности: кораблестроение, производство стали.
Экономический рост Южной Кореи
О быстром экономическом
росте Республики Корея говорилось немало.
Эту "историю успеха" связывают с
высокими темпами роста ВНП, которые составили
8,6% в период с 1962-1988г и превращением страны
из традиционно сельскохозяйственной
во вполне индустриальную, среди достижений
которой уровень ВНП на душу населения
более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых
государств мира. Экономика
Южной Кореи по состоянию на 2009 год была
14-й в мире по валовому внутреннему продукту
(по паритету покупательной способности)
и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый
национальный продукт на душу населения
вырос со 100 долларов США в 1963 году до более
чем 28 000 долларов США в 2009 году.На данный
момент южнокорейская экономика основывается
прежде всего на производстве товаров
народного потребления, таких как электроника,
текстиль, автомобили, а также на сектор
тяжёлой промышленности: кораблестроение,
производство стали. Продукция этих отраслей
производства является основным предметом
экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта
в последние годы стал более свободным,
сектор сельского хозяйства до сих пор
находится под политикой протекционизма
из-за серьёзного несоответствия уровня
цен на сельскохозяйственную продукцию,
например на рис, внутри страны и в мире.
На 2005 год цена риса в Южной Корее была
в пять раз больше, чем на международном
рынке. В конце 2004 года, однако, со Всемирной
торговой организацией была достигнута
договорённость о постепенном повышении
доли импорта на рынке риса в стране —
к 2014 году импортированный рис должен
составить 8% всего потребляемого количества.
Помимо этого, до 30% импортированного риса
должно поступать к конечным потребителям
(до этого импортированный рис использовался
в основном для производства различных
продуктов питания и напитков, таких как
соджу). К 2014 году рынок риса в Южной Корее
должен стать полностью открытым.
Экономический
кризис 2008-2010 годов сильно сказался на
экономике Южной Кореи. В 2008 году сокращение
промышленного производства в стране
составило 26%, выросла безработица, существенно
понизился курс воны к доллару. В течение
2009 года экономика страны постепенно восстанавливалась,
чему способствовала правительственная
программа по борьбе с кризисом и понижение
курса воны в 2008 году, что создало благоприятные
условия для корейских экспортёров. Рост
ускорился в 2010 году, после начала восстановления
мировых рынков, являющихся потребителями
южнокорейских товаров, в частности в
первом квартале 2010 года прогноз годового
прироста ВВП составил 5.2%, а безработица
снизилась с 4,4% до 3,8%.
Сегодня Южная
Корея имеет одну из наиболее развитых
систем телекоммуникаций в мире. Вопрос о проблемах
экономического роста Южной Кореи является
противоречивым и мы не можем точно сказать
что препятствует увеличению темпов
экономического роста но на основе данных
можем выделит:
-сильное влияние
государства на всю экономику;-
Предпринимаемые
в этот период попытки поддержать устойчивость
экономического развития за счет стимулирования
внутреннего спроса не принесли ожидаемых
результатов. В 2003 г. бурный рост потребительского
кредитования, включая увеличение доли
высоко рисковых операций, привел к подрыву
механизма функционирования этой сферы,
что поставило на грань кризиса банковско-кредитную
систему. Хотя положение с кредитованием
населения удалось нормализовать, в среднем
задолженность домохозяйств остается,
хотя контролируемой, но и достаточно
высокой, составляя в среднем 41,3 тыс. долл.
Другой проблемой остается высокая зависимость
уровня инфляции от движения цен на энергоресурсы.
Например, повышение мировых цен на нефть
в 2008 г. спровоцировало рост цен производителей
почти на 7% в годовом исчислении.
К перечисленным
трудностям южнокорейской экономики следует
добавить долгосрочную по своему характеру
тенденцию ухудшения демографической
ситуации, проявляющуюся в старении населения.
Наконец, южнокорейским производителям
приходится учитывать возросшую конкуренцию
на мировых рынках, прежде всего со стороны
развивающихся восточноазиатских экономик.
Несмотря
на перечисленные выше проблемы и вызовы,
необходимо отметить, что южнокорейская
экономика встретила внешнее кризисное
давление, опираясь на более прочный фундамент,
нежели десятилетие назад. В пользу этого
действовал целый ряд факторов. Во-первых,
существенные изменения произошли во
внешнеэкономической сфере. Во-вторых,
позитивную роль сыграло проведенное
после 1998 г. реформирование чэболь, повысившее
их финансовую устойчивость, организационную
управляемость и коммерческую гибкость.
В частности, южнокорейское автомобилестроение
в основном успешно пережило снижение
потребительского спроса на американском
и европейском рынках. То же можно сказать
о чэболь, действующих в металлургии, электронике
и индустрии информационных технологий.
В результате
положение таких ведущих бизнес-групп,
как Hyundai Motor и аффилированной с ней Kia Motors,
а также POSCO, Samsung Electronics, LG Electronics оставалось
в 2008-2010 гг. достаточно устойчивым. В-третьих,
существенное влияние на состояние южнокорейской
экономики оказало наличие связи между
упрочением демократии и ходом реформаторских
процессов в РК в первом десятилетии нынешнего
века.
От антикризисной
политики - к поиску новой стратегии роста
Приход к власти
президента Ли Мен Бака проходил по лозунгом
поворота к либерализации экономической
политики. Однако первый год правления
новой администрации совпал с началом
мирового финансового кризиса, что заставило
южнокорейское руководство внести коррективы
в свою политику. Тем не менее, правящая
администрация, отдавая дань регулирующим
антикризисным мерам, старается избежать
усиления прямого вовлечения государства
в экономические процессы.
Южнокорейское
правительство оперативно отреагировало
на проявившиеся сбои в функционировании
хозяйственного механизма. Уже 19 октября
2008 г. был одобрен пакет антикризисных
мер, призванных стабилизировать валюту,
банковско-кредитную систему, а также
положение на фондовом рынке. В качестве
срочной меры, направленной на поддержание
ликвидности и проведения внешнеторговых
операций, банкам выделялись 20 млрд. долл.
- из которых 1 трлн. вон (770 млн. долл.) предоставлялось
Korea Development Bank с целью поддержания малого
и среднего бизнеса. Еще 10 млрд. долл. направлялись
на рынок валютных свопов. Эти шаги были
призваны остудить ситуацию на кредитном
и валютном рынках.На первых порах дестабилизацию
валюты удалось предотвратить. Однако
в дальнейшем (2 марта 2009 г.) обменный курс
приблизился к рубежу в 1600 вон за доллар,
что стало самым низким показателем почти
за 11 лет. следует подчеркнуть, что в основе
его лежит глубокая вовлеченность южнокорейской
экономики в процессы глобализации, объективное
содержание которых имеет как позитивные,
так и отрицательные последствия. Между тем
снижение курса воны достигло того уровня,
за которым последовал разворот инвестиционных
потоков в направлении южнокорейской
экономики. В результате, к 2010 г. валютный
курс поднялся до 1100 воны за 1 долл., что
благоприятно сказалось на экономическом
климате в стране. Президент Ли Мен Бак
подчеркивает свою приверженность проведению
социально-экономических преобразований,
категорически не соглашаясь с точкой
зрения, что кризис - не время для проведения
реформ и поддержки инноваций. По мнению
президента страны, инновации как раз
более чем не обходимы именно в период
спада. Направления трансформации экономики
Южной Кореи обозначено достаточно четко:
приоритет отдается укреплению социальной
стабильности общества, структурным, инновационным
и внешнеэкономическим преобразованиям.
В области
социальной политики следует выделить
меры срочные и рассчитанные на перспективу.
В бюджете на 2010 г. дополнительно выделялось
3,5 трлн. вон на смягчение прямых негативных
последствий кризиса, в том числе за счет
создания 552 тыс. новых рабочих мест6. В
долгосрочном плане администрация Ли
Мен Бака планирует кардинально повысить
качество социальной инфраструктуры и
улучшить положение среднего класса. Примечательно,
что государство рассчитывает обеспечить
положительные сдвиги в материальном
обеспечении и повышении социального
статуса лиц в активном возрасте за счет
расширения возможностей для открытия
собственного бизнеса - поддержка малого
и среднего предпринимательства стала
частью долгосрочной социально-экономической
программы в рамках «Нового гуманитарного
договора», для чего выделяется 4,5 трлн.
вон. Взявшись за проведение реформ, правительство
поставило в повестку дня реализацию назревших
мер по перестройке деятельности 34 государственных
структур, включая такие как KEPCO, Korea National
Housing Corporation Korea и Land Corporation. Причина связана
с их низкой эффективностью, что стало
особо заметно в период ухудшения экономической
ситуации. Отсюда жесткое требование правительства
- либо кардинальная перестройка деятельности
этих институтов своими силами, либо их
руководители потеряют свои посты, а функции
реформатора возьмет на себя государство.
Внимание правительства к упомянутым
выше институтам связано с поставленной
задачей фундаментального обновления
в ближайшие годы инфраструктуры. Только
в 2009-2010 гг. в строительство и реконструкцию
автомобильных и железных дорог, энергетических
систем, модернизацию городов было направлено
около 100 трлн. вон.