Экономический риск

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:45, доклад

Краткое описание

Характеристики экономического риска.
1). Возможность возникновения убытка. НО! Ситуации, когда убыток возникает (или не возникает) наверняка, к рискованным не относятся.
2). Неопределённость, непредсказуемость, случайность этой возможности.
НО! Форс-мажорные обстоятельства непредсказуемы и обычно к рискам не относятся, а также не принимаются к страхованию.

Файлы: 1 файл

Экономический риск.doc

— 169.50 Кб (Скачать)


1. Природа экономического  риска

Экономический риск – возможность случайного возникновения нежелательных убытков, измеряемых в денежном выражении.

Характеристики экономического риска.

1). Возможность возникновения  убытка. НО! Ситуации, когда убыток  возникает (или не возникает) наверняка, к рискованным не относятся.

2). Неопределённость, непредсказуемость,  случайность этой возможности.

НО! Форс-мажорные обстоятельства  непредсказуемы и обычно к рискам не относятся, а также не принимаются к страхованию.

Форс-мажор – препятствие непреодолимой силы, наступление которого непредсказуемо и потому всегда абсолютно неожиданно.

«Форс-мажор» - «неизмеримая неопределённость».

«Риск»  - «измеримая неопределённость».

3). Нежелательность возникновения  убытка.

То есть, появление убытка должно затрагивать интересы субъекта (объекта).

4). Денежное измерение  убытка – возможность количественно  (в денежной форме) оценить риски и убытки, а также управлять ими при помощи различных экономических инструментов и методов.

Таким образом, экономический риск включает:

Риски экономической  природы, приводящие к денежному  ущербу.

Риски неэкономической  природы, которые прямо или косвенно можно оценить в денежной форме (моральный ущерб, снижение качества жизни, физиологический ущерб, потеря репутации и т.д.).

Субъект сталкивается с  проблемами оценки риска при решении  как текущих, так и долгосрочных задач для объектов самого различного масштаба. Выделим основные из них, разбив на уровни (табл. 2). 

 

 

 

Таблица 2 Объекты и уровни риска

Объекты риска

Уровни

1) Единичные интеллектуальные  системы

Личностный

2) Совокупность организационно-пространственного объединения единичных интеллектуальных систем и технических устройств при осуществлении целенаправленной деятельности.

Организационный (локальный, производственный, фирменный)

3) Совокупность организационный  и индивидуальных объектов, объединённых единой политической системой и (как правило) географическим местом расположения.

Государственный (региональный)

4) Совокупность субъектов  решения рискологических проблем государственного уровня.

Межгосударственный (глобальный).


Сферы применения определения  экономического риска:

Отдельный человек (физическое лицо). Единичные интеллектуальные системы.

Группа людей.

Производственно-хозяйственная  единица.

Государство в лице органов управления.

С экономическими рисками  тесно связаны т.н. предпринимательские риски. Нередко эти понятия подменяют, что недостаточно правомерно.

Следует различать экономические  и предпринимательские риски. Это  различие определяется спецификой предпринимательства, как особого вида деятельности, которая связана с экономической деятельностью, но является отличительной по своей сути и предполагает деятельность, осуществляемую лицами (хозяйствующими субъектами) на свой риск.

Таким образом:

1. Под риском в бизнесе  понимается потенциальная возможность  (опасность) наступления вероятного события или совокупность событий, вызывающие определённый материальный ущерб (или выгоды); характеристика проявления ущерба (частота возникновения и размер (тяжесть) ущерба) или застрахованный объект,  который может подвергнуться ущербу.

2. Экономический риск  включает риски экономической  и неэкономической природы, возможность  денежного измерения убытка, а так же возможность управлять ими при помощи различных экономических инструментов и методов.

3. Следует различать  экономический и предпринимательские  риски - часть экономических рисков, возникающих в различных видах  предпринимательской деятельности и определяемые их спецификой.

 

2. Характеристика внешней  среды предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

 

 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду  - среду  прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду, влияющую  на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую,  научно-техническую, экономическую,  экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к предприятию и его предпринимательским возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами  предприятий являются потребители  продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население,  приобретающее товары и услуги  для личного потребления);

- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд);

- международном (зарубежные  покупатели на ранее перечисленных  типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию  в продвижении, сбыте и распространении  его товаров среди клиентов. К  ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники  предприятия в борьбе за более  выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для  природной среды характерны: дефицит  некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Индустриально-аграрный потенциал Украины базируется в  значительной степени на собственных  минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах. В настоящее время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов полезных ископаемых. Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн, что составляет около 5% мировой добычи. Наиболее важные: каменный уголь, железные и марганцевые руды, сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое сырье.

Наша страна располагает  значительными энергетическими ресурсами, которые обеспечены работой атомных, тепло- и электростанций, а также имеет годовой ветроэнергетический потенциал в 150 млрд квт/час.

Демографические факторы. Для демографической среды Украины  характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 2001-2007 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние 3.

3. Функции риск-менеджмента

Риск-менеджмент выполняет  определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента:

1)      функции  объекта управления;

2)      функции  субъекта управления.

К функциям объекта управления в риск-менеджменте относится  организация:

·        разрешения риска;

·        рисковых вложений капитала;

·        работы по снижению величины риска;

·        процесса страхования рисков;

·        экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления в риск-менеджменте относятся:

·        прогнозирование;

·        организация;

·        регулирование;

·        координация;

·        стимулирование;

·        контроль.

Прогнозирование в риск-менеджменте  представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование - это предвидение определенного события. Оно не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Особенностью прогнозирования является также альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. В динамике риска прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Эти изменения могут возникнуть неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует выработки у менеджера определенного чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Организация в риск-менеджменте  представляет собой объединение  людей, совместно реализующих программу  рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. К этим правилам и процедурам относятся: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.п.

Информация о работе Экономический риск