Экономический кругооборот. Роль государства в кругообороте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Оглавление

Введение
1. Понятие экономического оборота
2. Кругооборот товаров и услуг
3. Роль государства в экономическом кругообороте
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа микроэкономика.doc

— 85.99 Кб (Скачать)


    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Кругооборот товаров, доходов и расходов

     В верхней части рисунка показан рынок ресурсов. С помощью этого рынка домохозяйства поставляют свои ресурсы предприятиям по рыночным ценам, в результате купли-продажи ресурсов домохозяйства получают денежные доходы (заработную плату, ренту) а предприятия несут производственные затраты, что означает, расходы со стороны предприятий превращаются в доходы со стороны домохозяйств. В условиях равновесия расходы равны доходам.

     В нижней части рисунка показано рынок продуктов. Предприятия поставляют на этот рынок товары и услуги, а домохозяйства покупают их по рыночным ценам. В обратном направлении движутся денежные доходы предприятий (выручка от реализации) и потребительские расходы домохозяйств.

     Легко заметить, что в процессе рыночных отношений предприятия и домохозяйства выступают поочередно как продавцы или покупатели. На рынке ресурсов предприятия являются покупателями, а домохозяйства продавцами. На рынке продуктов домохозяйства являются покупателями, а предприятия продавцами. В конечном итоге через механизм этих рынков ресурсы обмениваются на продукты, а денежные потоки лишь обслуживают этот обмен.

     Экономический кругооборот, представленный на рисунке, вытекает из предпосылки, что домашние хозяйства расходуют весь свой доход на приобретение потребительских товаров и услуг, а производственные издержки предприятий эквивалентны их доходам от реализации продуктов. В действительности это не так. Для того чтобы воссоздать реальную картину экономического кругооборота, нужно учесть еще финансовый рынок, который превращает сбережения в инвестиции.

 

     3.Роль государства в экономическом кругообороте

     В процессе кругооборота помимо домашних хозяйств и предприятий, принимает участие государство.   Роль современного государства в экономике (иными словами, в экономическом кругообороте) огромна. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Именно регулирование экономики составляет суть государственной экономической политики. Поэтому есть необходимость дополнить модель экономического кругооборота государством в лице правительства. (Рис.2)


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Экономический оборот с  участием государства

     На этом рисунке все потоки, отражающие взаимоотношения между предприятиями и домохозяйствами, остаются неизменными. Но теперь на рынке ресурсов и продуктов появился еще один субъект – правительство. Это означает, что домохозяйства и предприятия взаимодействуют  уже не только между собой, но и с правительством, от мероприятий которого тоже зависит равновесие  в экономике.

     В модели экономического кругооборота правительство выполняет три функции.

     Во-первых, он осуществляет на соответствующих рынках государственные закупки ресурсов и продуктов и вследствие этого несет соответствующие расходы, которые влияют на совокупные расходы экономики. На рисунке  это отображают потоки по вертикали.

     Во-вторых, правительство предоставляет домохозяйствам и предприятиям коллективные (общественные) блага, связанные с содержанием бюджетной сферы (образования, науки, культуры, медицины, национальной армии, милиции и т.д.). Это отражают горизонтальные верхние потоки, которые объединяют правительство с субъектами частного сектора экономики.

     В-третьих, для осуществления своих расходов правительство формирует государственные доходы за счет сбора налогов: налог на прибыль с граждан, налоги на прибыль с предприятий, косвенные налоги и т.д. Это все есть валовые налоги. Но наряду с этим правительство имеет дело с налогами возвратными. К ним относятся трансфертные платежи (пенсии, стипендии, выплаты по безработице и страхованию, дотации, субсидии).

     Валовые налоги за минусом трансфертных платежей являются чистыми налогами.

     Государство должно быстро реагировать на постоянно изменяющиеся условия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизации противоречий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни для достижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей с субъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенденций в макроэкономике. Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходит перераспределение совокупного общественного продукта.

     Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежат обществу. Для воспроизводства условий существования и развития общества государство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшего справедливого перераспределения совокупного общественного продукта. Справедливое перераспределение является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных трансакций и национальной экономики.

     Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфику. Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства и существующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседних странах. Однако сельхозпроизводители часто оказываются в таких условиях, что приходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек производства. Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями, во-вторых, низким уровнем технологии и техники, в-третьих, несоответствующей формой организации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых, стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответственностью государства перед производителями, субъектами рыночной экономики.

     Для поддержки и развития сельского хозяйство правительство обязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержек производства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.

      Необходимо на практике в ценообразовании исходить из средней заработной платы наемных работников, которые представляют основную массу покупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услуг коммунальных служб и других.

     Все затраты макроэкономики преломляются через заработную плату, доходы семьи, благосостояние населения. Поэтому соответствие предложения производственных товаров на макроуровне величинам заработной платы и доходов населения, позволяющих удовлетворять развивающиеся потребности, является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим на ценообразование.

      Государственный бюджет пополняется также и за счет отчислений от заработной платы. Данное отчисление должно стимулировать производство, работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из практики цивилизованных стран можно изымать налоги из заработной платы после вычета суммы за коммунальные услуги, затрат на питание и одежду по нормативу, содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на медицинское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. Если истек срок годности строения или дома, квартиры, то также прекращается оплата налога на данную собственность.

     Правительство взаимодействует не только на рынке ресурсов и продуктов. Он является также активным участником финансового рынка. Объясняется  это тем, что он не всегда может сбалансировать свой бюджет, то есть доходную и расходную части  государственного бюджета. Вследствие этого возникает бюджетный дефицит, который должен покрываться за счет ссуд на финансовом рынке. Обычно эти ссуды осуществляются через продажу государственных облигаций и других ценных бумаг, как финансовым посредникам, так и непосредственно домохозяйствам. Иногда чистые налоговые поступления в бюджет могут превышать правительственные расходы. В этих условиях правительство возвращает полученные ссуды большей стоимости, чем получает новые, обеспечивает чистый приток денежных ресурсов на финансовый рынок. Следовательно, государственные закупки товаров и услуг зависят не только от доходов правительства, но и от его ссуд у субъектов частного сектора экономики.

     Приведенная модель экономического кругооборота показывает, как правительство может влиять на параметры экономического равновесия.

     Во-первых, изменяя объем государственных закупок товаров и услуг, правительство имеет возможность адекватно влиять на совокупный спрос экономики и, как результат, на объемы производства.

     Во-вторых, правительство может влиять на спрос частного сектора экономики через величину чистых налогов. Изменяя уровень налогообложения или величину трансфертных платежей, правительство может уменьшать или увеличивать доходы субъектов этого сектора, от которых зависит их спрос.

    

     Заключение

     Рассмотрев тему экономического кругооборота и влияние государства на него можно сделать следующие выводы.

     Экономический кругооборот  – это движение расходов и  доходов, денег, ресурсов, продукции  в сфере экономической деятельности. В экономическом кругообороте  различают финансовый (денежный) и  реальный секторы. К финансовому  сектору относят ту часть экономического  кругооборота, которая представлена  движением доходов и расходов  и денежных фондов (средств) в  целом. В реальный сектор включают  промышленность, сельское хозяйство,  строительство, транспорт.

     Движение продуктов  и денежных потоков охватывает  четыре основные сферы: производство, распределение, обмен, потребление.

     Производство представляет  собой процесс преобразования  и приспособления природных материалов  для нужд человека. Оно включает сферы: первичную (сельское хозяйство, добычу ископаемых, производство электроэнергии), вторичную (дальнейшую обработку сырья и материалов в отраслях обрабатывающей промышленности), третичную (торговлю, связь, транспорт, услуги).

     Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, через обмен формируется система экономических отношений в условиях рыночной экономики.

     В процессе распределения выявляются количественные параметры ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. Распределение определяет размеры доходов, получаемых участниками экономической деятельности. Разница в уровне доходов обусловливается различием выполняемых операций, формами собственности на факторы производства.

     Потребление - завершающий акт хозяйственной деятельности. Это конечная цель производства. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары, предприятия (фирмы) - на инвестиционные товары.

     Инвестиционные ресурсы предназначены для обновления и увеличения производства. Инвестиции направляются в финансовые активы, на увеличение основного капитала, пополнение запасов. Принято различать валовые и чистые инвестиции.

     Домашние хозяйства  активно участвуют в создании  валового внутреннего продукта  страны, рост которого обеспечивает  динамику всей социально-экономической  системы. С этой точки зрения  домохозяйства выступают  не  только как первичные социальные, но, прежде всего, как экономические  ячейки общества.

     Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы.

     Одним из аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены государства как общественно необходимой величины. Проблема государственного регулирования также связана со стимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать экономическое положение. Справедливое перераспределение также является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных отношений.

 

Список использованной литературы

1 Экономика: Учебник. 4-е изд., перераб. И доп./Под ред. Д.э.н. проф. А.С.Булатова.-М.: Экономистъ, 2005 – 831 с

2 Иванов В. М. Деньги и кредит: Курс лекций. — 3-е изд., испр. и доп. — К.: МАУП, 2003. — 288 с

3 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. – 4-е изд., доп. – М.: Владос, 1997

4 Иванов Л. Кругооборот «затраты-выпуск» vs МОБ. Экономика и статистика 2008. - №1

5 Косолапова М., Свободин В. Методология  определения эффективности кругооборота капитала. АПК: экономика, управление 2007. - №12

6 Общая экономическая теория/Под ред.У.К. Шеденова. Учебник. – Актобе. Изд. «А-Полиграфия», 2004-586 с

7 Василенок В.Л., Макарченко М.А. Экономика. Микроэкономика и макроэкономика: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. - 217 с

8 Самофолова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: КРОНУС, 2005. – 890 с

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический кругооборот. Роль государства в кругообороте