Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 21:22, реферат
Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятия дополнительных инвестиций и тому подобное.
Введение ...………………………………………………………………………………...3
1. Метод экономического анализа и его особенности …………………………….4
2. Методика экономического анализа…………………………………………….....7
Заключение ………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы ………………
Исчисление средних и относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявленных тенденциях по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.
Сравнение - научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, в которых используется способ сравнения [7].
1)
Сопоставление плановых и
Таблица 1
Пример
сравнения показателей при
Вид
товара |
Объем производства, шт. | Абсолютное
отклонение, шт. |
Темпы роста,
% | |
план | факт | |||
А | 300 | 327 | 27 | 109 |
В | 250 | 225 | -25 | 90 |
План по производству товара А перевыполнен на 9%, а по изделию В - недовыполнен на 10 %.
2)
Проверка обоснованности
Таблица 2
Пример
сравнения показателей для
Вид
товара |
Производство товаров за прошлые годы, шт. | В среднем
за 4 года, шт. |
План
на
будущий год, шт. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
А | 280 | 300 | 300 | 320 | 300 | 300 |
В | 200 | 205 | 218 | 221 | 211 | 250 |
Данные таблицы свидетельствуют о том, что план по производству товара А является недостаточно обоснованным, так как плановый показатель текущего года находится на уровне фактически достигнутых результатов в среднем за четыре года и ниже объема производства продукции за прошлый год.
3) Выявление резервов производства осуществляется путем сравнения фактических данных о росте объема производства в результате проведенных мероприятий за год с плановыми показателями. Если план по увеличению выпуска товаров не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства:
Таблица 3
Пример
сравнения показателей для
по совершенствованию производства
Мероприятия |
Выпуск товаров, шт. | Изменения (+,-) | ||
По плану | Факти-
чески |
Абсолютное, шт. | Относительное, % | |
1.Внедрение новой технологии | 150 | 120 | -30 | -20 |
2.Модернизация действующего оборудования | 300 | 270 | -30 | -10 |
3.Приобретение новой техники | 500 | 545 | 45 | +9 |
Не выполнен план увеличения выпуска товаров по первым двум мероприятиям, выявленный резерв – 60 изделий.
4)
Сопоставление фактических
5)
Сравнение фактически
6)
Сопоставление показателей,
7)
Сравнение показателей,
В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость показателей, одинаковость по содержанию и структуре.
Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования. Так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Используют несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Рассчитав
индексы и построив временной
ряд, характеризующий, например, выпуск
продукции в стоимостном
Способы табличного
отражения аналитических
Существует три вида таблиц:
- простые таблицы (где перечисляются элементы характеризуемого объекта);
- групповые таблицы (данные объединяются в группы по однородному признаку);
- комбинированные (данные разбиваются на группы и подгруппы по нескольким признакам).
Групповые
и комбинированные таблицы
Графическим отражением результатов является изображение их на графиках при помощи тех или иных геометрических фигур, линий, точек, - наиболее наглядный способ показа и характеристики анализируемых данных. В экономическом анализе применяют два основных вида графиков - диаграммы и картограммы. В диаграммах отчетные данные изображаются в виде различных фигур и линий, а в картограммах - в виде условных обозначений на схемах. В зависимости от способа построения различают столбиковые, секторные (круговые), линейные и фигурные диаграммы.
Группировки аналитических данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. Группировка информации - деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от целей анализа используют структурные типологические и аналитические группировки. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей. Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности. Аналитические группировки используются для определения связей между отдельными изучаемыми объектами.
Группировки подразделяются по сложности построения:
-
простые (с помощью которых
изучается взаимосвязь между
объектами, структурированными
-
комбинированные (сначала
Только продуманные группировки дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями. С их помощью можно показать зависимость уровня затрат от объема продаж, оборачиваемости и др. Без них нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными типами организаций.
В
процессе аналитической работы можно
сгруппировать подразделения
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности организаций. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д.
Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учете факторов или о допущенных ошибках:
где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.
Балансовый
метод применяют также для
определения размера влияния
Методика
экономического анализа базируется
на пересечении трех областей знаний:
экономики, статистики и математики.
Заключение
Каждая наука имеет свой способ исследования предмета, свой метод. Всеобщим, по своему характеру, является диалектический метод познания. К основным принципам диалектики можно отнести следующие: все познается в движении, во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, в причинно-следственной соподчиненности, в проявлении необходимости и случайности, в переходе количества в качество и качества в новое количество, в отрицании отрицания.
Особенностью экономического анализа является то, что экономические показатели изучаются не столько в статике, сколько в динамике. Под методом экономического анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Определяющей особенностью метода экономического анализа является то, что используется система экономических показателей, всесторонне характеризующих экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изучаются причины изменения этих показателей, выявляются взаимосвязи между ними, определяется количественное влияние показателей-факторов на повышение эффективности производства.
Хозяйственные явления в процессе анализа изучаются в становлении и развитии. Характерной особенностью метода экономического анализа является использование системы экономических показателей, как правило, формирующихся в процессе планирования, разработки бизнес-плана конкретного вида деятельности. Анализ тех или иных направлений деятельности требует расчета новых показателей, которые, как правило, сопоставляются с плановыми (учетными).