В
XVI столетии на защиту угнетенных и
эксплуатируемых масс выступили
Матвей Башкин и Феодосии Косой.
Они отрицали рабство, эксплуатацию и
вообще всякое господство и всякое угнетение
одних людей другими. Они стремились к
установлению имущественного и правового
равенства между людьми, заявляя,«что
все люди должны быть равными, поскольку
все они равны перед богом»[7].
Эти «ереси», направленные против феодальных
отношений, в большой степени способствовали
пробуждению революционного сознания
у крестьян.
3.Сопоставьте
отношение к труду
и богатству античных
и средневековых
мыслителей.
Средневековье
с самого начала определило свое отношение
к труду и богатству, совершенно отличное
от отношения к ним в античном мире.
После
падения Западной Римской империи (476)
все большее распространение стало получать
понимание того, что труд должен быть единственным
источником средств существования людей,
в то время как в античном обществе
физический труд считался презренным.
В последнем труд не мог считаться добродетелью.
Этот труд перекладывался на плечи рабов,
вольноотпущенников. «Гражданин — воин,
участник народного собрания, спортивных
состязаний, религиозных жертвоприношений,
посетитель театральных зрелищ и дружеских
пиров — личность, развивающая себя вне
сферы материального производства»[5].
Богатство — средство для ведения гражданской
жизни. Античная цивилизация в «классический»
период не знала высокого достоинства
физического труда, его религиозно-нравственной
ценности. Античные мыслители относились
к производительному труду с аристократическим
презрением. Труд считался отклонением
от нормального образа жизни. «Физический
труд — мука и боль — удел несвободных
и низших, тяжкое и нечистое занятие, унижающее
человека и приближающее его к скотине.
Свободный человек пользуется услугами
рабов и слуг, являющихся орудиями, инструментами,
которые обеспечивают его благосостояние»[1;17].
Лишь для земледелия делалось исключение.
Средневековые
мыслители считали, что человек обязан
трудиться для своего существования. Цели
труда состоят в удовлетворении потребностей,
в устранении праздности и в благотворительности
Труд по своей специальности — это служение
Богу. Рабство оправдано только потому,
что кому-то нужно выполнять тяжелый труд,
но по своей природе раб — такой же человек.
Все люди равны между собой. По учению
церкви, результатами труда надлежало
делиться.
Исходя
из положений, сформулированных в Библии,
средневековые религиозные и
светские авторы осуждали стремление
к богатству как недостойное
истинного христианина, в то время
как в античном обществе гедонизм
считался нормальным явлением. Античные
мыслители понимали богатство как «совокупности
средств, необходимых для жизни и полезных
для государственной и семейной общины»[1;389]. Иными
словами, «если условия нормальной жизни
обеспечены и люди защищены от голода,
холода и ненастья, значит, богатство имеется
в достатке»[1;393]. Подразумевалось, что
наличие богатства как раз и дает свободному
человеку возможность заниматься достойными
его делами — такими, как служение обществу
или совершенствование в «беспредельных»
по своим целям науках и искусств
Заключение
История
средних веков охватывает длительный
период, насыщенный многообразными событиями.
Он ознаменовался возникновением и
развитием новых форм экономической
и общественно-политической жизни.
В заключении данной работы можно
сделать следующие выводы.
В
средние века человечество значительно
продвинулось вперед в развитии материальной
и духовной культуры по сравнению
с предшествующими периодами
истории. В период раннего средневековья
господствовала экономическая мысль
ранних канонистов, которая категорически
осуждала торговую прибыль и ростовщический
процент, характеризуя их как результат
неправильного обмена и присвоения
чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный
и пропорциональный обмен считался
возможным только при условии
установления «справедливых цен». Авторы
церковных законов выступали
также против свойственного идеологам
античного мира презрительного отношения
к физическому труду, исключительного
права на богатство отдельных
лиц в ущерб большинству населения.
Крупная торговля, ссудные операции,
как явления грешные, вообще запрещались.
Наряду
с проявлениями феодального насилия,
невежества, голодовками и опустошительными
эпидемиями средневековье оставило
в памяти человечества мощные крестьянские
восстания и войны против феодалов
и церкви, полную драматизма борьбу
горожан с феодальными сеньорами,
массовые еретические движения, выражавшие
социальные чаяния народных масс, первые
буржуазные революции, ранние проявления
свободомыслия. От этой эпохи дошли
до нас замечательные поэтические
произведения, в том числе памятники
народного творчества, прекрасные образцы
архитектуры, живописи, поэзии; к концу
ее относятся первые успехи пробуждающейся
научной мысли.
Список
литературы
1.
Аристотель Политика, СПб, 1865 книга I, глава
2.
2.
Горяинова Л.В. История экономических
учений, М.: 2007.
3.
История экономических учений/ под ред.
В.С. Адвадзе, А.С. Квасова – Москва – 2004.
4.
История экономических учений/ под
ред. С.А. Бартенев- М.; 2011.
5.История
экономических учений/ под ред. В.А. Жамина,
Е.Г. Василевского, М.; 1989.
6.Ереси
России [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/037/670.htm,свободный-
Загл. с экрана- (дата обращения:23.03.11).
7.[Электронный
ресурс] –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/24.php,свободный-
Загл. с экрана- (дата обращения:23.03.11).
8.
История политических и правовых
учений. Ч. 1 –Режим доступа:
http://www.studd.ru/lib/2/40/23/,свободный-
Загл. с экрана- (дата обращения:24.03.11).
9.
История средних веков / под ред. Колесницкого
Н.[ Электронный ресурс] –Режим доступа:.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/24.php
свободный- Загл. с экрана- (дата обращения:24.03.11).
10.
Ереси [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://oval.ru/enc/25781.html, свободный-
Загл. с экрана- (дата обращения:25.03.11).