Экономические взгляды средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть влияние христианства на экономическую мысль. Экономические проблемы в трудах Фомы Аквинского.

2.Проанализировать экономические требования ересей и народных движений.

3.Сопоставить отношение к труду и богатству античных и средневековых мыслителей.

Объект исследования: экономические идеи Средневековья.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…3
1.Влияние христианства на экономическую мысль. Экономические проблемы в трудах Фомы Аквинского………………………………..……….5
2. Экономические требования ересей и народных движений...............8
3.Сопоставьте отношение к труду и богатству античных и средневековых мыслителей…………………………………………………...10
4.Заключение……………………………………………….……..…….13
5.Список литературы……………………………………………..…….14

Файлы: 1 файл

история экономич.учений.docx

— 69.99 Кб (Скачать)

     В XVI столетии на защиту угнетенных и  эксплуатируемых масс выступили  Матвей Башкин и Феодосии Косой. 
Они отрицали рабство, эксплуатацию и вообще всякое господство и всякое угнетение одних людей другими. Они стремились к установлению имущественного и правового равенства между людьми, заявляя,«что все люди должны быть равными, поскольку все они равны перед богом»[7]. 
Эти «ереси», направленные против феодальных отношений, в большой степени способствовали пробуждению революционного сознания у крестьян.

     3.Сопоставьте  отношение к труду  и богатству античных  и средневековых  мыслителей.

     Средневековье с самого начала определило свое отношение к труду и богатству, совершенно отличное от отношения к ним в античном мире.

     После падения Западной Римской империи (476) все большее распространение стало получать понимание того, что труд должен быть единственным источником средств существования людей, в то время  как в античном обществе физический труд считался презренным. В последнем труд не мог считаться добродетелью. Этот труд перекладывался на плечи рабов, вольноотпущенников. «Гражданин — воин, участник народного собрания, спортивных состязаний, религиозных жертвоприношений, посетитель театральных зрелищ и дружеских пиров — личность, развивающая себя вне сферы материального производства»[5]. Богатство — средство для ведения гражданской жизни. Античная цивилизация в «классический» период не знала высокого достоинства физического труда, его религиозно-нравственной ценности. Античные мыслители относились к производительному труду с аристократическим презрением. Труд считался отклонением от нормального образа жизни. «Физический труд — мука и боль — удел несвободных и низших, тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине. Свободный человек пользуется услугами рабов и слуг, являющихся орудиями, инструментами, которые обеспечивают его благосостояние»[1;17]. Лишь для земледелия делалось исключение.

     Средневековые мыслители считали, что человек обязан трудиться для своего существования. Цели труда состоят в удовлетворении потребностей, в устранении праздности и в благотворительности Труд по своей специальности — это служение Богу. Рабство оправдано только потому, что кому-то нужно выполнять тяжелый труд, но по своей природе раб — такой же человек. Все люди равны между собой. По учению церкви, результатами труда надлежало делиться.

     Исходя  из положений, сформулированных в Библии, средневековые религиозные и  светские авторы осуждали стремление к богатству как недостойное  истинного христианина, в то время  как в античном обществе гедонизм считался нормальным явлением. Античные мыслители понимали богатство как «совокупности средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной общины»[1;389]. Иными словами, «если условия нормальной жизни обеспечены и люди защищены от голода, холода и ненастья, значит, богатство имеется в достатке»[1;393]. Подразумевалось, что наличие богатства как раз и дает свободному человеку возможность заниматься достойными его делами — такими, как служение обществу или совершенствование в «беспредельных» по своим целям науках и искусств

 
 

     Заключение 

     История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и  развитием новых форм экономической  и общественно-политической жизни. В заключении данной работы можно  сделать следующие выводы.

     В средние века человечество значительно  продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры по сравнению  с предшествующими периодами  истории. В период раннего средневековья  господствовала экономическая мысль  ранних канонистов, которая категорически  осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат  неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный  и пропорциональный обмен считался возможным только при условии  установления «справедливых цен». Авторы церковных законов выступали  также против свойственного идеологам  античного мира презрительного отношения  к физическому труду, исключительного  права на богатство отдельных  лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались.

     Наряду  с проявлениями феодального насилия, невежества, голодовками и опустошительными эпидемиями средневековье оставило в памяти человечества мощные крестьянские восстания и войны против феодалов и церкви, полную драматизма борьбу горожан с феодальными сеньорами, массовые еретические движения, выражавшие социальные чаяния народных масс, первые буржуазные революции, ранние проявления свободомыслия. От этой эпохи дошли  до нас замечательные поэтические  произведения, в том числе памятники  народного творчества, прекрасные образцы  архитектуры, живописи, поэзии; к концу  ее относятся первые успехи пробуждающейся научной мысли.

  Список  литературы

1. Аристотель Политика, СПб, 1865 книга I, глава 2.

2. Горяинова Л.В. История экономических учений, М.: 2007.

3. История экономических учений/ под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова – Москва – 2004.

4. История экономических учений/ под  ред. С.А. Бартенев- М.; 2011.

5.История экономических учений/ под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского, М.; 1989.

6.Ереси России [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/037/670.htm,свободный- Загл. с экрана- (дата обращения:23.03.11).

7.[Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/24.php,свободный- Загл. с экрана- (дата обращения:23.03.11).

8. История политических и правовых  учений. Ч. 1 –Режим доступа: http://www.studd.ru/lib/2/40/23/,свободный- Загл. с экрана- (дата обращения:24.03.11).

9.  История средних веков / под ред. Колесницкого Н.[ Электронный ресурс] –Режим доступа:.gumer.info/bibliotek_Buks/History/kol_istsr/24.php свободный- Загл. с экрана- (дата обращения:24.03.11).

10. Ереси [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://oval.ru/enc/25781.html, свободный- Загл. с экрана- (дата обращения:25.03.11).

 
       
            
     
          
     

Информация о работе Экономические взгляды средневековой Европы