Экономические взгляды Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:33, доклад

Краткое описание

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех вышестоящих.

Файлы: 1 файл

доклад Экономические взгляды Древнего Китая.docx

— 26.18 Кб (Скачать)

Доклад на тему: «Экономические взгляды Древнего Китая»

 

Центральной фигурой древнекитайской экономической  мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной  защиты экономического благополучия родовой  знати, всех вышестоящих.

По его  мнению, труд преумножает богатство  народа и государства и что  вполне оправдано сосуществование  частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Образованный правитель – это  отец народа. Гарант и правильного действия и более равномерного распределения богатства и в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что общество разделилось на сословия богом и природой.

Он призывал, чтобы каждый человек стремился к моральному совершенству, постигая естественные правила уважения к старшим.

Согласно  учению Конфуция, у народа будет  достаток, если умело хозяйствовать  при регламентированных натуральных  отношениях.

Развивая  конфуцианство, выступает Мен-Цзы (372-289 гг. до н.э.). Основные цели - ограничить произвол богачей, уравнять крестьян, урегулировать землепользование. Он предлагает возродить так называемую «колодезную систему» при которой группа семейств должна была объединяться в общину и обрабатывать не только свои наделы, но и надел, урожай с которого шел в пользу государства - речь о реставрации общественного строя. Мен-цзы ставил на первое место народ, а государей на последнее, выступал против тяжелых налогов и квалифицировал государство, как убийцу народа, если такие налоги доводили население до нищеты, голода и смерти. Он защищал даже право народа на восстание. По мнению этого ревностного конфуцианца, недопустимо слишком широкое вмешательство государства в экономическую жизнь, торговля должна быть свободной, сбор пошлины должен быть ликвидирован, государству достаточно десятины (общинные иллюзии).

Теоретическими  противниками (выступающими проводниками реформ) были леггисты, тесно связанные с рабовладельцами и зажиточным крестьянством. Это течение нашло свое отражение в реформах Шан-Яна, министра княжества Цинь. Они проводились примерно в 350 г. до н.э. и приобрели характер аграрного переворота, провозгласив частную собственность на землю с разрешением купли-продажи земельных участков.

Крестьянские  семьи обязывались делиться под  угрозой взимания двойного налога, если в них оказывалось двое и  более мужчин. Отменялась отработочная форма налога, устанавливался табель о рангах, родовитые дома, не имевшие  военных заслуг, исключались из списков  знати. Люди, которые якобы «беднеют от лени», подлежали отдаче в рабство, вместе с женами и детьми. Изменялся поземельный налог в пользу государства, он определялся в зависимости от обрабатываемой земли (вместо 1/10 урожая). Реформы Шан-Яна затронули коренной вопрос - быть общине или рабству, и решили его в пользу последнего.

Основные  идеи леггистов:

1. Сильное  государство, накопление богатства  только в государственной казне  (обогащение частных лиц угрожает  узурпацией власти).

2. Ироничное  отношение к бесплодным умствованиям, книжной учености, ремеслу и торговле, считая правомерными лишь земледелие  и военное дело. (Страх перед  торговлей, потому что она подрывает  устои натурального хозяйства,  отсюда - воспевание земледелия).

3. Народ противопоставлен  государству, слабость народа - сила государства.

В 81 г. до н.э. император созвал в столицу ученых и сановников для обсуждения государственных  дел. Этот съезд ученых мужей получил  название «Спор об управлении соли и железа». Торговля солью и железом находилась под прямым контролем государства. Ученые конфуцианцы требовали отмены государственных монополий на соль и железо, аргументируя это требование тем, что основным принципом государства должно быть поощрение добродетели и подавление порока, но это невозможно, когда государство начинает заниматься хозяйственными делами.

Леггисты: монополия государства - укрепление финансов, внутреннее спокойствие государства, преодоление власти торговцев.

В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений, заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не рассматривались как восхитительные богатства. Богатством признается материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства.

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного  развития экономики и утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются. Для  регулирования экономики в целом  авторы трактата рекомендуют создавать  государственные запасы хлеба, вести  льготные кредиты земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.

В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым  государство путем более равномерного распределения национального богатства  без поощрения торговцев и  ростовщиков.

Место в обществе богом избранных знатных четко  определено, а именно не будь знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и поэтому  должны трудиться.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. М.: Юристъ, 2000. – 285 с.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений. М.: Юристь, 2001. – 456 с.
  3. Грачев В.А.  История экономических учений:  Учеб.  пособие.  Киров: АСА, 2007. – 420 с.
  4. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995. – 460 с.
  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений.  4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. - 480 с.

 


Информация о работе Экономические взгляды Древнего Китая