Экономические системы и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 03:32, реферат

Краткое описание

Типы и модели экономических систем. Характеристика рыночной системы. Оценка роли рыночной системы. Смешанная экономика. Характеристика смешанной системы хозяйства. Административно-командная система.

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 58.39 Кб (Скачать)

 

Наконец, задача распределения  созданного валового национального  продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все  больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в  том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование  медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

 

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы  с бедностью» в настоящее время  направляется не менее 30—40% всех государственных  бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

 

2.4. Административно-командная  система

 

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и  по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная  экономика», «нетоварный социализм» и т. д.

 

Представляется, что наиболее полно системе нерыночного хозяйства  отвечает название «командно-административная система». Экономической основой  анализируемой системы является директивное (централизованное) планирование. Все и вся определяющий центр  материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В  экономике господствует государственная  собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным  производителям, включая и сельское хозяйство. Непременным элементом  системы является административная коллективизация сельского хозяйства, имеющая следствием экспроприацию  трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью  монополизировавшим экономику и  власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится  до каждого субъекта планирования

 

2.4.1. Механизм принятия  экономических планов

 

Отдельно нужно сказать  о механизме принятия экономических  планов в командно-административной системе. План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшем законодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительных и законодательных  структур общества и является одним  из главных признаков тоталитаризма. После этого контроль за исполнением  плана, принявшего форму закона, может  осуществляться на основе административно-уголовной  и партийной ответственности.

 

Директивное задание плана  сопровождается выделением бесплатных для производственной единицы ресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центром страны. Общий  центр определяет не только объем  выделяемых ресурсов и фондов заработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает, что сделать это  даже приблизительно, хотя бы по небольшой  группе производителей, невозможно. А  если страна располагает большим  производственным потенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься об абсурдности  таких планов.

 

Руководящий центр является безраздельным, т. е. абсолютно монопольным  собственником любой продукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика в отсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производители могут  работать, не взирая на качество продукции.

 

Производители и оптовые  потребители промышленной продукции  связаны экономически и административно  друг с другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя и платят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра (см. рис. 2). Принцип соответствия спроса и предложения заменен  волей центра, материализующей принятые политические и идеологические решения.

 

2.4.2 Факторные доходы

 

В рыночной экономике факторные  доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.

 

В командной системе заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу жесткого декретирования ее государством вне  зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат  — отсутствие стимула к производительному  труду (механизм установления заработной платы будет рассмотрен далее  в связи с мотивизацией труда  и принуждением).

 

Процентная ставка не может  служить в командной экономике  средством эффективного распределения  инвестиций. В условиях льготного  кредитования, хронического списывания долгов нерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится. Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетов правящего центра.

 

Ресурсы достаются производителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно, неизбежно расточительное их использование.

 

В условиях государственной  монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработная плата, процент  и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообще не существует рынков труда, капитала и земли.

 

В директивной экономике  в принципе невозможно существование  такой категории, как альтернативные издержки, а, следовательно, нет и  разграничения на экономическую  и бухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директор магазина, и руководитель банка —  все они лишены альтернативы использования  свободных денежных средств, ибо  все эти предприятия находятся  в собственности государства.

 

В практике неконкурентной системы  экономики отсутствует состояние  предельной фирмы а также нет  предприятия, получающего квазиренту или фирмы-банкрота. В результате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные — переводят средства в бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающих предприятий. Отсутствие стимулирующей  роли прибыли и угрозы банкротства  из-за убытков лишает предприятия  необходимости эффективной работы. Основная цель — выполнение плановой директивы.

 

В условиях командной системы  так называемый хозрасчет носит  формальный характер. Производители  вносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потом средства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из него не взаимосвязаны  и тем самым демонстрируется  определяющая роль власти в экономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты без  видимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, также назначаемые центром. Экономические  потребности предприятия формируются  и удовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит через банковскую систему, является исключительной монополией государства, и эта система неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этому добавить принадлежность председателя правления Госбанка к  высшей партийно-административной управленческой элите, то картина социалистической экономики выглядит вполне зримо. Кредитные  рычаги, возможность получения кредитов под невысокий процент, перспектива  получить в дальнейшем списание задолженности  приводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплению центральной власти.

 

2.4.3 Бюджетное ограничение

 

Предприятия в любой хозяйственной  системе стремятся смягчить жесткое  бюджетное ограничение. Отчасти  это удается сделать и в  условиях рыночной экономики; монопольная  власть на рынке позволяет фирме  в той или иной степени диктовать  цены; обращение к кредиту позволяет  смягчить условия пункта 4 и т.д., но заметим, что и в этих обстоятельствах  бюджетное ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда предоставляется на жестких  условиях и только в том случае, если есть гарантии его возврата, да и в области ценообразования  монополии всегда ограничены платежеспособным спросом покупателей.

 

Важно отметить, что предприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетным ограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения  состоит в том, что сумма денежных доходов предприятия и его  денежных фондов потенциально должна быть равна сумме расходов предприятия  за определенный период. Существует несколько  факторов, придающих бюджетному ограничению  в рыночном хозяйстве жесткий  характер:

 

Экзогенные цены. Это означает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т. е. цена задана рынком и отдельная фирма не в  состоянии повлиять на закупочные цены или на цены, по которым реализуется  продукция.

 

Жесткая система налогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятие не может  повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплате налогов, изымаемых в обязательном порядке.

 

Отсутствие безвозмездной  государственной помощи. Это значит, что государство не дотирует текущее  производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.

 

Отсутствие возможности  получения кредита. Все закупки  ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменный кредит не допускается.

 

Невозможность внешних финансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изымать  прибыль, но при этом они не имеют  права вкладывать ее вновь в развитие предприятия.

 

В командной экономике  предприятие действует в условиях мягкого бюджетного ограничения. Достаточно обратиться к указанным пяти пунктам  и увидеть, что, во-первых, социалистическое предприятие может переложить часть  своих ресурсов на потребителей —  ведь в такой системе господствуют фирмы-монополии, или, как говорят, поставщик  диктует цены. Во-вторых, предприятия  систематически получают налоговые  льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуется безвозмездная  государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т. п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда  нет никаких гарантий их возврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не для развития производства, a для покрытия возникающих  финансовых трудностей, и все это  — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при  помощи рынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при  социализме.

 

Проблема координации  в различных экономических системах

 

Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов. После  того, как каждый экономический субъект  оценил свои выгоды и затраты и  сделал выбор, общество сталкивается с  необходимостью координации экономической  деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:

 

согласовать между собой  решения производителей;

 

согласовать решения потребителей;

 

согласовать решения о  производстве и потреблении в  целом. Эта необходимость порождается  многими причинами, в том числе  специализацией экономических субъектов  на определенных видах экономической  деятельности.

 

В зависимости от того, как  решается проблема размещения благ, а  следовательно, и координации экономической  деятельности, различают определенные экономические системы. Очевидно, что  характеризующие особенности данной экономической системы различия в способах размещения благ и координации  экономической деятельности определяются различиями в регулирующих экономическое  поведение институтах и институциональных  структурах, о которых говорилось выше.

 

В административной системе  косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывом однозначной  связи экономического субъекта и  норм его поведения, хотя роль давления идеологии еще весьма велика. Правила  и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, прежде всего, государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведения экономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первую очередь  внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппарат  принуждения. Такая координация  экономической деятельности обеспечивает возможности значительного развития за счет соответствующего изменения  норм экономического поведения, а также  концентрации ресурсов под контролем  управляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутренних стимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам и ограниченным ими в своих  действиях экономических субъектов. Поэтому периоды бурного, но недолгого  развития чередуются в таких системах с состояниями застоя и упадка.

 

В рыночной системе нормы  экономического поведения формируются  на основе взаимодействия продавцов  и покупателей. Это соединяет  в себе, с одной стороны, возможности  экономического развития путем изменения  параметров и правил экономической  деятельности в ходе сотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечить индивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии при использовании института частной собственности. При этом все экономические субъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действий каждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, но обеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономической активности. При этом с расширением индивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированность экономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствия неудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.

 

В каждый данный момент времени  все системы координации экономической  деятельности сосуществуют в конкретных экономических системах, соединяясь в различных соотношениях. Как  было показано, каждая система имеет  свои выгоды и слабые стороны. В условиях рыночной системы затраты экономической  деятельности, связанные в данном случае с осуществлением рыночных сделок (transactions), приобретают форму трансакционных издержек (transaction cost). В их состав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определением предмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своей позиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить в сделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числе выработки  условий рыночного соглашения и  его оформления в соответствующем  юридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта, такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки, определения и защиты прав собственности (в том числе  в судебном порядке), проверки и обеспечения  соблюдения условий соглашения.

Информация о работе Экономические системы и их сущность